Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Становление предметных действий по образцу у младших школьников 783

Соколова Т.Д., аспирант кафедры психологии Международного университета природы, общества и человека «Дубна», психолог, сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Москва, Россия, tdsokolova@gmail.com

Аннотация

Исследование посвящено проблеме становления предметного продуктивного действия в функционалгенезе. В эмпирическом исследовании предпринята попытка проанализировать процесс формирования нового действия в младшем школьном возрасте (действия по завязыванию туристического узла)**. Сравнивались действия младших школьников, подростков и взрослых. Действие выполнялось по образцу, фиксировалась речь испытуемых. Были выделены некоторые факты, свидетельствующие о связи предпочтения образца и характера речевых высказываний испытуемых. В младшем школьном возрасте наиболее предпочтительно совместное со взрослым выполнение действия («параллельное выполнение»), речь направлена на организацию собственных действий. В статье сформулированы перспективы дальнейшего исследования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

** В статье использованы материалы дипломной работы, защищенной на кафедре возрастной психологии факультета психологии образования, МГППУ, 2007. Научный руководитель – И. А. Корепанова.

... М. И. Лисина доказала, что только ощущаемое движение может стать произвольно управляемым [10]. Исследовательским коллективом А. В. Запорожца была подробно описана роль ориентировочно-исследовательской деятельности в решении класса экспериментальных задач, динамика ее протекания и характерные особенности зависимости от условий выполнения действия. А. В. Запорожец выделял ведущую роль образа в регуляции движений.

Человек «принужден овладевать, начиная с раннего детства, совершенно новыми для него, общественно сложившимися способами двигательного поведения, которые предстоят ему как образцы, как объекты, требующие специальной ориентации и усвоения» [7. С. 24].

Естественно, в условиях подлаживания собственного действия под культурно-заданный образец регулирующая роль образов неизмеримо возрастает. Благодаря наличию второй сигнальной системы, возникающие у человека образы приобретают обобщенный и осознанный характер. Движения, выполняемые на их основе, становятся сознательными и произвольными.

Проведенные в лаборатории А. В. Запорожца исследования [7] раскрывают некоторые особенности связи ориентировочно-исследовательской деятельности и свойств формируемых движений. Было показано, что «от степени интенсивности и характера ориентировочной деятельности существенным образом зависит процесс формирования и последующее функционирование двигательного навыка» [8.С. 10]. В процессе развития ребенка все большую роль в формировании и осуществлении двигательных навыков начинает играть речь. При посредстве слова у ребенка возникает мысленное ориентирование в ситуации, следовательно, возрастает эффективность выполнения предварительной речевой инструкции, даваемой без наглядного показа условий действия (см., например, исследования Р. Е. Левиной, Л. И. Божович). Ориентировка, не приводя непосредственно к образованию навыка, играет решающую роль в формировании образа, представления об условиях задачи и о тех действиях, которые должны быть в этих условиях выполнены.
А. В. Запорожец описал роль ориентировочно-исследовательской деятельности в формировании и осуществлении двигательных актов, выделил зависимость внутренней структуры и уровня выполнения движения от характера ориентировки, описал роль речи при построении ориентировки [9]. Мы использовали положения А. В. Запорожца о роли речи для осознания ребенком совершаемого действия на этапе планирования исследовательской части при составлении описания ключевых точек завязывания узла. Речь экспериментатора предъявлялась испытуемому в качестве средства организации действия. Таким образом, мы побуждали участников исследования, в особенности младших школьников, использовать речь в качестве культурного средства планирования, организации и контроля собственной деятельности.

Принцип активности и сенсорных коррекций проявляется на уровне структуры действия. Микроструктура исполнительного действия рассматривается в работах Н. Д. Гордеевой и В. П. Зинченко, где показано, что исполнительное действие обладает двумя видами чувствительности: к ситуации и к собственному исполнению. Планирование и структурирование ориентировочной деятельности (учет внешних условий) при формировании умственных действий и понятий детально рассматривается в теории П. Я. Гальперина. ...

Литература
  1. Анохин П. К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
  2. Бернштейн Н. А. Очерки о физиологи движений и активности М.: Наука, 1999.
  3. Божович Л. И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка // Культурно-историческая психология. 2006. № 1–3.
  4. Выготский Л. С. Орудие и знак. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982.
  5. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: КДУ, 2006.
  6. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. Т. 2: Развитие произвольных движений.
  8. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений: Автореф. дис. … докт. пед. наук (по психологии). М.: ИП АПН РСФСР, 1958.
  9. Запорожец А. В. Психология действия. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  10. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  11. Левина Р. Е. Идеи Л. С. Выготского о планирующей речи ребенка // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 79–89.
  12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  13. Неверович Я. З. Развитие предметных движений у ребенка дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М-Л.: Издательство Академии психологических наук РСФСР, 1948. С. 113–121.
  14. Сергеев Т. В. Туризм как средство реализации через социально-актуальную деятельность подростковой потребности в самоопределении. Образовательная программа. М.: ДТДиМ на Миуссах, 2004.
  15. Тишин С. Б. Программа детско-юношеского клуба «Ювента» по туризму. М.: Перспектива, 2000.
  16. Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика