Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Временная организация «образа Я» младших подростков с умственной отсталостью 710

Астрейко П. П. , Аспирант кафедры психологии факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета, Беларусь

Аннотация

В статье представлены материалы исследования, посвященного рассмотрению «образа Я» в контексте проблемы понимания субъектом собственной изменчивости во времени. Приводятся данные эмпирического изучения временной организации «образа Я» подростков 12–14 лет в норме и с умственной отсталостью, в которых выделены структурные типы самооценок и их содержательные характеристики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Характеристика нарушений при умственной отсталости, лежащая в основе построения диагностической и коррекционной помощи детям данной категории, часто не является адекватной, поскольку направлена, прежде всего, на формальное решение задач образовательной дифференциации. Результатом многих психологических исследований по этой теме является констатация фактов и определение некоторых тенденций функционирования преимущественно когнитивной сферы умственно отсталого ребенка. Подобная тенденция, вероятно, формируется согласно педагогическим запросам, обусловленным характером внешнего проявления основных проблем умственно отсталого ребенка, связанных, прежде всего, с трудностями обучения, возникающими как прямое следствие интеллектуальных нарушений. При этом недостаточное внимание уделяется изучению особенностей личности, сознания и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей и подростков [2]; [4]; [8]. Исследование самосознания как психологического процесса, интегрирующего в себе и развитие сознания, и развитие личности, представляется нам необходимым этапом в процессе оказания психологической помощи умственно отсталому ребенку, поскольку информация, полученная в рамках такого исследования, по нашему мнению, вскрывает более сложную структуру нарушений при умственной отсталости, чем традиционно принято думать.

Самосознание определяется как сложный продукт развития сознания и в качестве своей основы предполагает реальное становление ребенка практическим субъектом, способным к разграничению «Я» и «не-Я» [13]; [14]. Формирование самосознания связано с процессом индивидуализации, с процессом роста сил и целостности личности [1]; [3]; [5]; [6]. Структурной и функциональной проекцией самосознания, его «частным» целым выступает образ «Я» как когнитивный компонент самосознания [2]; [10]. Его мы определяем как своеобразное понятие о себе. Опираясь на представление о понятии (значении) как о свернутом действии (операции), можно говорить о том, что «образ Я» – результат деятельности самопознания, продукт развернутой и сложной рефлексии, ориентировки субъекта в его собственной личности. Аффективный компонент самосознания – самоотношение, как общая самооценка, трансформирует знания и представления о себе собственно в личностно соотнесенные знания, формирующие самосознание и придающие ему целостность [7]; [9]; [11].

При умственной отсталости проблема исследования самосознания и «образа Я» обретает особую актуальность в том смысле, в котором этот образ выполняет не только и не столько интегрирующую, организующую процессы самопознания функцию, сколько обеспечивает реализацию самостоятельной регуляции поведения, мониторинга собственной деятельности и эмоциональных проявлений. Возможность осуществления самостоятельной оценки и контроля поведения, способность антиципации результатов деятельности, построение сложных программ действий, адекватных собственным возможностям и учитывающих контекст социальной ситуации, – процессы, без которых невозможна социализация и саморазвитие личности [12]. Кроме того, одним из проявлений умственной отсталости выступает недостаточная представленность знака в структуре сознания, ведущая к невозможности формирования психики как системы высших психических функций [9]. Следовательно, знаковое опосредcтвование, понимаемое нами здесь как одновременно показатель определенного уровня субъективного развития и способ формирования этого развития, является либо нарушенным, либо специфичным.

Под временной организацией самосознания мы понимаем отчетливую представленность для самой личности ретроспективного, актуального и проспективного «образа Я», способность моделирования ситуаций прошлого и будущего в собственной биографии. Онтогенетически проспективный «образ Я» является самым поздним новообразованием в самосознании. Процесс моделирования ситуации будущего требует сформированности сложных мыслительных операций для построения временных и пространственных моделей в умственном плане. Для реконструкции ретроспективного «образа Я» требуются в основном ресурсы памяти – умственное достраивание не обретает здесь определяющего значения. Следовательно, сформированность проспективного «образа Я» и способности личности оперировать с ним может являться важным маркером способности к глубокой рефлексивной деятельности.

В данной статье представлены результаты исследования «образа Я» младших подростков в норме и с умственной отсталостью. Индивидуальные и половые различия не являлись в данном случае самостоятельным предметом исследования. ...

Литература
  1. Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста. М., 1985.
  2. Бирюкевич Е. А. Развитие образа я у детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Дис. ... канд. психол. наук. Брест, 2001.
  3. Выготский Л. С. Сознание как проблема психологии поведения // Собр. соч. Т. I. М., 1982.
  4. Гаурилюс А. И. Возрастная динамика представлений учащихся вспомогательной школы о себе и одноклассниках в системе межличностных отношений. Дис. ... канд. психол. наук. Минск, 1998.
  5. Гуткина Н. И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  6. Гуткина Н. И., Прихожан А. М. Особенности самосознания // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  7. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.
  8. Коломинский Я. Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. Дис. ... канд. психол. наук. Минск, 1972.
  9. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
  10. Прихожан А. М. Анализ содержания образа Я в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
  11. Прихожан А. М., Вохмянина Т. В., Двойнишников В. А. Представление о жизни в рисунках и самосознание подростков и старшеклассников // Психологический мониторинг детей, родителей и учителей в районах радиационного загрязнения. Вып. 2. М., 1996.
  12. Слепович Е. С., Гаврилко Т. И., Поляков А. М. Психология ребенка с аномальным развитием как практика психологии Выготского: подходы к построению и трансляции// Психологическая практика: Проблемы и перспективы. Минск, 2002.
  13. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  14. Чеснокова И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1977.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика