Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации 1581

Гаранян Н.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, ведущий научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГУ «МНИИ психиатрии» Росздравсоцразвития, Москва, Россия, garanian@mail.ru
Андрусенко Д. А. , аспирант кафедры клинической психологии факультета психологического консультирования Московского городского психологопедагогического университета, Москва, Россия
Хломов И.Д. , выпускник кафедры клинической психологии факультета психологического консультирования Московского городского психологопедагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

Представлены результаты исследования первокурсников московского вуза (309 студентов) накануне первой экзаменационной сессии. Оценивались показатели перфекционизма, эмоциональной дезадаптации и избегающего поведения. У студентов с высокими показателями перфекционизма зафиксированы достоверно более высокие показатели депрессии, суицидальных намерений, общей тревоги, повседневного стресса, экзаменационной и социальной тревожности, прокрастинации и социального избегания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Анализ отечественных исследований по данной проблематике показал, что они сфокусированы на оценке распространенности эмоциональных нарушений в студенческой популяции, личностный же аспект проблемы изучен недостаточно [9].

В последние годы в этом контексте интенсивно исследуется перфекционизм – склонность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать к собственной личности чрезмерно высокие требования [2]. По зарубежным данным, такое качество личности порождает конкурентные отношения среди студентов, приводя к социальной изоляции и дефициту поддержки [13]. Оно может стать причиной постоянного напряжения, негативного аффекта и суицидальных намерений у студентов [14].

Отечественные авторы разработали модель параметров дисфункционального перфекционизма, включающую высокие стандарты и притязания, а также ряд когнитивных искажений (поляризованную оценку результата деятельности, негативное селектирование ошибок и неудач, восприятие других людей как чрезмерно требовательных). На ее основе проведены исследования в группах больных депрессивными и тревожными расстройствами [3]; [10]. Кроме этого, в техническом вузе Москвы проводилось изучение начинающих студентов, в котором были установлены высокие показатели депрессии, тревоги и стресса у первокурсников с выраженным перфекционизмом [6]. Данная работа включала относительно небольшое число испытуемых и не оценивала связь перфекционизма со специфичными для студенческой популяции формами тревожности (экзаменационной и социальной).

Наименее изученной остается связь перфекционизма и стресса. На сегодняшний день мы имеем факты, свидетельствующие, что перфекционистские установки могут увеличивать частоту стрессогенных ситуаций в повседневной жизни студентов, усиливать их предвосхищение, затруднять совладание c ними [15].

В современной профессиональной литературе избегающее поведение рассматривается как один из наиболее дезадаптивных видов копинга, связанный с хронификацией психических расстройств [7]. Его связь с перфекционизмом пока не получила однозначного подтверждения. Психотерапевты фиксируют две противоположные стратегии перфекционистов – верхмобилизацию и прокрастинацию (склонность откладывать начало деятельности).

В американском исследовании студентов связь с прокрастинацией установлена лишь для так называемого «социально предписываемого перфекционизма» [17]. М. В. Москова зарегистрировала у студентов с выраженным перфекционизмом высокие показатели разных форм копинга (феномен «сверхмобилизации копинг-ресурсов»). Исследования же социального избегания практически отсутствуют вопреки данным об интерперсональных последствиях перфекционизма и высокой распространенности социальных страхов у студентов [16].

Целью проведенного нами исследования стало сравнение показателей эмоциональной дезадаптации и избегающего поведения у студентов с разным уровнем перфекционизма. Для эмпирической проверки были выдвинуты следующие гипотезы: 1) студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели эмоциональной дезадаптации по сравнению со студентами с умеренным перфекционизмом; ...

Литература
  1. Войцех В., Семикин Г. Симпозиум «Российская молодежь: в будущее – без риска» [www document]
  2. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1.
  3. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б., Юдеева Т. Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4.
  4. Зорко Ю. А. Психические и поведенческие расстройства у студентов [www document]
  5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М., 1996.
  6. Москова М. В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2008.
  7. Перре М., Бауман У. Клиническая психология. СПб., 2002.
  8. Северный А. А., Ануфриев А. К. Профилактика учебной дезадаптации у студентов, связанной с депрессивными расстройствами пограничного уровня. Метод. рекомендации.
    М., 1987.
  9. Чехлатый Е. И. Исследование копинг-механизмов у студентов вузов в связи с задачами первичной психогигиены и психопрофилактики // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2006. № 2.
  10. Юдеева Т. Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.
  11. Ясная В. А., Ениколопов С. Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии. 2007. № 4.
  12. Enns M., Cox B. Personality dimensions and depression: Review and commentary // Can. J. Psychiatry. 1997. V. 42. № 3.
  13. Flett G. L., Hewitt P. L., DeRosa T. Dimensions of perfectionism, psychosocial adjustment, and social skills // Personality and Individual Differences. 1996. V. 20. № 2.
  14. Hamilton T. K., Schweitzer R. D. The cost of being perfect: perfectionism and suicide ideation in university students // Australian and New Zealand Journal of Psychiatry. 2000. V. 34.
  15. Hewitt P., Flett G. Perfectionism and stress process in psychopathology // Perfectionism: Theory, research and Treatment / Ed. by G. Flett, P. Hewitt. Washington, 2002.
  16. Kaminer D., Stein D. Social anxiety disorder in children and adolescents // Social Anxiety Disorder / Ed. by H. Westenberg, J. den Boer. Amsterdam, 1999.
  17. Saddler C. D., Sacks L. A. Multidimensional prefectionism and academic procrastination: Relationships with depression in University students // Psychological Reports. 1993. V. 73. № 6.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика