Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6565Ключевые слова 15318 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сравнительное исследование особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студентов-первокурсников высших учебных заведений 305

Ильин В.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий Российского государственного социального университета, Москва, Россия, va0405@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования особенностей психосоциального развития учащихся старших классов и студентов-первокурсников высших учебных заведений, в которых показано наличие серьезных деформаций психосоциального развития у значительной части российских испытуемых, некоторые из которых успешно корректируются на этапе целенаправленной подготовки к поступлению в вуз. Обоснована необходимость повышения внимания к реализации средней школой развивающей функции и предложен ряд научно-практических рекомендаций, направленных на решение этой задачи.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На современном этапе реформирования системы образования для решения целого ряда практических задач (в том числе и связанных с оценкой эффективности реализуемых в рамках национального проекта «Образование» мероприятий) представляется важным ответить на два взаимосвязанных вопроса: во-первых, насколько успешно современная российская средняя школа выполняет (и выполняет ли вообще) развивающую функцию и, во-вторых, в какой степени именно в личностном плане старшеклассники оказываются готовы к поступлению в вуз и обучению в нем. В известном смысле, речь идет о психологической готовности к обучению в высшей школе. И в данном случае это отнюдь не оксюморон по той простой причине, что выбор вуза, поступление и успешное обучение в нем требуют от молодого человека отчетливо выраженной субъектной позиции, занять и реализовать которую можно только действительно будучи к этому готовым, обладая определенными личностными качествами, опытом и навыками.

Достаточно обоснованно ответить на поставленные выше вопросы позволяют некоторые результаты проведенного в 2005–2007 гг. группой аспирантов и студентов факультета социальной психологии МГППУ под нашим непосредственным руководством многопланового исследования, посвященного операционализации и верификации психосоциальной концепции развития. В рамках этого исследования изучались, в частности, особенности психосоциального развития учащихся старших классов московских школ и студентов московских вузов. Заметим, что выбор именно московских школ был обусловлен не только их удобностью с организационной точки зрения, но и тем, что в силу целого ряда совершенно очевидных причин есть все основания рассматривать их как наиболее благополучные в современных российских условиях и ожидать максимальной эффективности как в собственно образовательном, так и в развивающем планах. В данной части исследования приняли участие 170 учащихся Х–ХI классов девяти школ

(в том числе двух лицеев и двух специальных школ с углубленным изучением ряда предметов) и 121 студент первого курса МГППУ. Хотя в упомянутом исследовании в целом приняли участие большое число студентов других московских вузов, в описываемой его части мы совершенно сознательно в целях, что называется, «чистоты эксперимента» ограничились выборкой из первокурсников МГППУ, поскольку, в силу специфики данного вуза, она практически на 100 % состоит из выпускников московских школ. Заметим в этой связи, что проводившееся в рамках общего исследования сравнение психосоциального развития студентов МГППУ и других вузов не выявило каких-либо существенных различий – т. е. в рассматриваемом контексте вполне правомерно рассматривать нашу выборку как вполне репрезентативное представительство типичных студентов-первокурсников московских вузов.

В качестве основной методики исследования использовался «Дифференциал психосоциального развития» (В. А. Ильин,  Д. В. Сипягин). Поскольку данная методика, равно как и теоретико-методологичесское содержание психосоциальной концепции развития, достаточно подробно описаны в целом ряде публикаций [3]; [4]; [5], нет необходимости возвращаться к ним еще раз в рамках данной статьи. Поэтому сразу перейдем к изложению полученных в ходе исследования результатов и их анализу. Заметим лишь, что в описываемой части исследования использовался пятифакторный вариант дифференциала (напомним, что каждый фактор соответствует одной из первых пяти стадий эпигенетического цикла: 1 – доверие/недоверие; 2 – автономия/стыд, сомнение; 3 – инициатива/вина; 4 – компетентность/неуспешность; 5 – идентичность/психосоциальная спутанность).

На диаграмме представлены сравнительные профили психосоциального развития учащихся старших классов московских школ и студентов-первокурсников МГППУ, построенные по средним значениям эмпирических распределений результатов испытуемых, полученных по каждому из пяти факторов дифференциала. ...

Литература
  1. Гудков Л. Негативная идентичность. М., 2004.
  2. Ерасова Н. Ю. Становление профессиональной идентичности индивида в контексте психосоциального подхода к проблеме развития // Психологическая наука и образование. 2007. № 5.
  3. Ильин В. А. Использование психосоциального подхода для изучения социально-психологических проблем современного общества // Вопросы психологии. 2007. № 2.
  4. Ильин В. А. Тенденции психосоциального развития в российском обществе. Уфа, 2007.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
  6. Erikson E. The life cycle completed N.Y., 1982.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика