Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Самоизменение студента в деятельности овладения культурой учебного труда 582

Косырев В. Н. , кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, Россия

Аннотация

Представлен психологический анализ деятельности овладения студентом культурой учебного труда. Рассмотрена последовательность регуляторных механизмов деятельности, приводящих к самоизменению студента: потребность, мотив, цель, действие, рефлексия, самоопределение, перестройка действия, перестройка себя. На примере овладения динамическим чтением показано содержание указанных механизмов и условия их актуализации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Под самоизменением в научном и обыденном сознании понимается примерно одно и то же: «самому изменить себя», «самоизмениться», «стать иным», «перестроить себя». При рассмотрении этого феномена мы опирались на основополагающие принципы системно-деятельностного подхода, согласно которым изменение человека следует рассматривать во множестве внешних и внутренних отношений, где он существует как целостная система; человек не может меняться не действуя; преобразование человека предполагает преобразование деятельности, которую он осуществляет (Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.).

Деятельность, которую осуществляет студент, называют по-разному: «учебная деятельность», «учение», «учебный труд». Мы станем употреблять эти названия как рядоположные, отдавая некоторое предпочтение словосочетанию «учебный труд» из желания подчеркнуть развивающий, созидательный характер этого процесса. Именно труд, по общему признанию ученых, является видовой деятельностью человека, сыгравшей решающую роль в его происхождении и развитии.

Проблема данного исследования состоит в поиске ответов на вопросы:

  • какая совокупность учебных действий приводит к самоизменению студента в процессе овладения им культурой учебного труда?
  • благодаря каким педагогическим условиям это становится возможным; за счет каких психологических механизмов оно (самоизменение) происходит?

Логика разрешения всякой проблемы требует предварительного однозначного определения базовых категорий исследования. К числу таковых в данном случае относятся культура и деятельность, а также производные от них: учебный труд и культура учебного труда.

Культура как среда научения

Культуре в диалектике развития личности традиционно отводится центральное место. Поэтому эта категория в современном научном языке является одной из наиболее употребляемых, что, однако, не говорит об однозначности ее понимания. В зависимости от того, кто подразумевается носителем культуры, различают культуру общества и культуру личности, соответственно в культурологии существуют два направления исследования культуры. Первое рассматривает культуру как социальное явление, назначение которого – самосохранение и развитие общества. Представители второго направления изучают личностные аспекты культуры и понимают ее как способ саморазвития субъекта.

Особую роль в передаче культуры от поколения к поколению играет образование. Такое наследие не воспроизводится само собой и требует специального отбора и передачи, которыми занимаются образовательные институты. Присвоение же организованной таким образом социальной культуры возможно только при условии встречной моральной и творческой активности погружаемого в нее индивида. При этом отечественные авторы сходятся на том, что социальная культура, выступая как предмет, средство и результат индивидуальной учебной деятельности, находит свое отражение в культуре личности, детерминирует ее развитие [2]; [5]; [6]; [7]; [10] и др.

Данная точка зрения разделяется также многими зарубежными авторами. Так, М. Мид полагает, что культуру можно представить в виде разнообразных «сред научения» [9]. По Г. Триандису, «индивидуальная культура представляет собой паттерны мышления, чувств и потенциальных действий.., усваиваемых человеком в течение жизни» [цит. по: 4, с. 109].

В отличие от этого, К. Гирц считает, что «культуру лучше всего рассматривать не как совокупность конкретных паттернов поведения – обычаев, традиций, наборов привычек... но как набор управляющих механизмов – планов, ‘‘рецептов’’, правил, инструкций, управляющих поведением» [11, с. 44]. Лучшим среди множества определений культуры, по мнению В. П. Зинченко, является определение Э. Тейлора, согласно которому, «Культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [3, с. 251]. ...

Литература
  1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1991.
  2. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. М., 1992.
  3. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб., 2004.
  4. Викентьева Е. Н. Особенности организационной культуры российских организаций // Ежегодник Российского психологического общества. Материалы 3-го Всероссийского
    съезда психологов 25–28 июня 2003 г.: В 8 т. СПб., 2003. Т. 2.
  5. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1995.
  6. Доброхотов А. Л. Культурология // БЭ КиМ (электронное издание). М., 2004.
  7. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. СПб., 1991.
  8. Косырев В. Н. Психология развития культуры учебного труда студента. Тамбов, 2007.
  9. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  10. Силяева Е. Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя. Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М., 1995.
  11. Geertz C. The interpretation of culture. N. Y., 1973.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика