Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль эмпирического и теоретического мышления в процессе обучения практических психологов 539

Логинова Г.П., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, старший научный сотрудник, лауреат премии Президента РФ в области образования и премии "Гранты Москвы", Москва, Россия
Пономарева В.В., заместитель директора, Фундаментальная библиотека ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ponomarevavv@mgppu.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме определения профессионально значимых качеств, необходимых практическому психологу. Приводятся данные исследования, в котором определялось, какой вид мышления наиболее способствует профессиональному становлению практических психологов – теоретический или эмпирический, а также представлены результаты сравнительного анализа стиля разрешения конфликтов у студентов с разными типами и уровнями развития мышления. Установлено, что формирующийся в процессе профессионального обучения теоретический тип мышления тесно связан с развитием такой адекватной для профессии психолога стратегии поведения в конфликте как «сотрудничество».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... С другой стороны, психология как наука оперирует обобщенными категориями и закономерностями психики. И тогда можно предположить, что обучение психолога должно включать в себя в первую очередь изучение теорий и ориентироваться на формирование теоретического мышления.

С точки зрения В. В. Давыдова, теоретическое мышление дает знание не о единичном бытии, а об области взаимосвязанных явлений, составляющих целостную систему, оно дает раскрытие внутренних существенных зависимостей, которые носят скрытый характер и непосредственно наблюдаться не могут [6].

При обсуждении проблем обучения практических психологов до сих пор идут дискуссии о соотношении теоретической и методической подготовки психолога. Вот, например, что пишет об этом Ф. Е. Василюк:

«Словом, психолог-практик ждет от теории не объяснения каких-то внешних для практики сущностей, а  руководства к действию и средств научного понимания своих
действий» <...>

«Вполне очевидно, что теория, созревшая в академической исследовательской плоскости, в отрыве от психологической
практики, не способна удовлетворить эти требования» (Василюк Ф. Е. Московский психотерапевтический журнал, 1992, № 1,
с. 15–32).

Итак, возникает проблема, которую можно сформулировать в следующих во просах:

  • какой же тип мышления способствует профессиональному становлению практических психологов – теоретический или эмпирический?
  • какой же путь изучения психологии наиболее адекватен в подготовке практических психологов – от практики к теории
    (эмпирический) или от теории к практике (теоретический)?

Для ответа на эти вопросы мы исследовали связь между типом мышления, формирующимся в процессе подготовки практического психолога, и уровнем развития профессионально значимых качеств, необходимых для этой профессии.

Наша выборка состояла из 68 человек – студентов 5-го курса заочной формы обучения.

Для диагностики типа мышления мы выбрали методику дифференцированного типа мышления (АРП), предложенную А. З. Заком и модифицированную Р. Атахановым.

Рассматриваемая методика обладает рядом преимуществ, связанных с простотой в применении, малыми затратами времени,
возможностью фронтального и индивидуального вариантов ее использования. Было выявлено, что возрастной диапазон ее
применения достаточно широк. С помощью этой методики, как указывает ее автор, можно определить различные уровни
осуществления мыслительных действий анализа, планирования и рефлексии, а успешное решение всех предложенных 22 задач свидетельствует о сформированности теоретического подхода к их решению. На основе ряда соображений, связанных с уточнением содержания методики, была предпринята попытка ее модернизации и в дальнейшем была выделена система тренировочных задач, которые выполняли обучающую функцию и позволили испытуемым ориентироваться на отношение транзитивности в разных вариантах его изложения. Так как в данной работе методика применялась для определения типа мышления взрослых людей, этап обучения был опущен испытуемым предлагалось 12 задач, входящих в основную часть методики. ...

Литература
  1. Атаханов Р. Математическое мышление и методики определения уровня его развития / Под ред. В. В. Давыдова. М.-Рига, 2000.
  2. Акимова М. К., Козлова В. Т., Ференс Н. А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1.
  3. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. № 1.
  4. Грановская Л. Н. Применение количественных методов к анализу возрастной изменчивости взаимосвязей интеллектуальных функций взрослых. Автореф. дисс … канд. психол. наук. Ленинград, 1973.
  5. Гуревич К. М. Проблемы дифференциальной психологии: избранные психологические труды. М., 1998.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004.
  8. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 2003.
  9. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
  10. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича и Е. М. Борисовой. М., 1997.
  11. Психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
  12. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  13. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996.
  14. Практическая психодиагностика / Под ред. Д. Я. Райгородского. Самара, 2002.
  15. Сидоренко Е. В. Математические методы обработки в психологии. СПб., 2001.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика