Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социально-психологические особенности современной детско-юношеской организации 629

Новожилова Н.И. , аспирант кафедры теоретических основ факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, berkana_aria@mail.ru

Аннотация

В работе обращается внимание на необходимость изучения специфики психологических характеристик современных детско-юношеских объединений. Выделяется проблема социально-психологических характеристик детско-юношеских организаций, особенностей процессов интеграции и дифференциации, статусно-ролевых отношений. Представлены материалы экспериментального социально-психологического исследования, целью которого было изучение системы межличностных отношений в современных детско-юношеских организациях. На основе полученных результатов делается вывод, что современные детско-юношеские организации имеют ряд социально-психологических особенностей, связанных как с процессами дифференциации (формирования и развития статусной структуры), так и с процессами интеграции (общими ценностями, провозглашаемыми как ценности организации, стремлением к социальному взаимодействию, сотрудничеству).

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Необходимо отметить, что основные исследования детских общественных организаций проводились в рамках педагогической науки, которая включала в свое исследовательское поле пионерскую организацию, рассматривая ее как воспитательный институт. При этом не изучались специфические особенности детских организаций, строящих свою работу на добровольных самостоятельных началах, так как деятельность таких организаций не отождествлялась с процессом воспитания. Феномен «детского движения» также не исследовался, так как изучалась деятельность одной организации – пионерской, которая рассматривалась в основном лишь как средство воспитательного влияния на развивающуюся личность, как некий социальный фон, на котором протекает ее развитие [4].

После распада СССР пионерская организация как единый государственный инструмент социализации подрастающего поколения, оказывающий воспитательное воздействие почти на 100 % детей и юношества нашей страны, был утрачен. На смену этой организации пришло множество детско-юношеских объединений, различающихся как по форме, так и по направленности, а также по содержанию своей деятельности. Таким образом, на современном этапе развития российского общества перед исследователями встала актуальная проблема изучения социально-психологической роли таких объединений в становлении личности ребенка – гражданина своей страны.

В настоящий момент изучением даннопроблемы занимается Международная ассоциация исследователей детского движения (Л. И. Швецова, Т. В. Трухачева), решающая задачи обеспечения психолого-педагогического и методического сопровождения процесса становления, развития и взаимодействия детских объединений и создания новой области знания об общественной жизни детей. Накопленный за минувшие годы опыт Ассоциации позволил создать особую науку о детском движении – социокинетику [6].

В последнее десятилетие анализу истории, опыта и проблем развития детского общественного движения были посвящены исследования Л. В. Алиевой, М. В. Богуславского, А. В. Волохова, Е. А. Дмитриенко, А. Г. Кирпичника, О. С. Коршуновой, Л. В. Кузнецовой, Д. Н. Лебедевой, Р. А. Литвак, В. А. Лукова, М. Р. Мирошкиной, Э. А. Мальцевой, И. Н. Никитиной, Е. В. Титовой, Т. В. Трухачевой и др. Различные характеристики массовых движений также изучались политическими психологами Д. В. Ольшанским, Е. Б. Шестопал, Я. Щепаньским, однако в работах данных авторов анализировались в основном политические движения и сами исследования носили, скорее, социологический характер. При этом социально-психологические характеристики детско-юношеских организаций, особенности процессов интеграции и дифференциации, статусно-ролевые отношения в таких сообществах по-прежнему оставались малоизученными. ...

Литература
  1. Детское движение: словарь-справочник / Ред.-сост. Т. В. Трухачева. М., 1998.
  2. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.
  3. Кузьмина З. В. Соотношение социометрических и референтометрических выборов // Проблемы коммуникативной и познавательной деятельности личности. Ульяновск, 1981.
  4. Мальцева Э. А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков: Автореф. докт. дисс. Ижевск, 2006.
  5. Психологическая теория коллектива / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.
  6. Социокинетика: Книга о социальном движении в детской среде: В 2-х частях / Сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. М., 2000.
  7. Щедрина Е. В. Исследование явления референтности в системе межличностных отношений: Автореф. канд. дисс. М., 1979.
  8. Rubini M., Graziani A. R., Palmonari A. Why adolescent groups are not all alike: the role of group functions. (2005) Abstracts of 14-th International Meeting of EAESP, Wüzburg.
По этой теме ищут:

Шихирев П.Н. Современная социальная психология.

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика