Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток

839

Аннотация

В статье представлены материалы изучения возрастных особенностей структуры мотивов семейной и материнской направленности девушек в возрасте 15–17 и 18–22 лет. Выявлено, что удовлетворение жизненных потребностей в ранней юности связано в сознании девушек с родительской семьей, в то время как в поздней юности – со своей будущей семьей. Изменение смыслового содержания и структуры мотивационного комплекса семейной и материнской направленности личности становится новообразованием юношеского возраста, направляющим девушек на создание своей будущей семьи и материнство. Обосновывается необходимость проведения программ психолого-педагогической коррекции и личностного развития в подростковом возрасте с целью создания мотивационных основ успешной семейно-ориентированной направленности.

Общая информация

Ключевые слова: личность, направленность личности, мотивация, юношеский возраст, семья, материнство, временной вектор, семейно-ориентированная направленность личности

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Нозикова Н.В. Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 1. С. 90–97.

Полный текст

Процессы развития личностного самосознания, путей для самореализации, поиск смысла жизни, становление социальной направленности в юношеском возрасте тесно связаны с развитием личности.

Жизненный план, ориентация в будущее, по определению Л. И. Божович, составляют «аффективный центр» юношества [Божович, 1968]. В 15–16 лет, отмечает И. С. Кон, личностный интерес перемещается с «Я в настоящем времени» на «Я в будущем» [Кон, 1979]. Процессы формирования временной перспективы отражают успешность личностного становления. Кризис идентичности в юности, по теории Э. Эриксона, становится причиной нарушений дальнейшей жизненной перспективы [Ericson, 1968].

Изучение ценностно-смысловых категорий в психическом мире женщины в работах Г. Г. Филипповой выявило явления внедрения ценностей из других потребностно-мотивационных сфер, интерферирующих с ценностью ребенка, а также динамику адекватного, повышенного или недостаточного уровней ценности ребенка. Эмоциональное значение материнства и ребенка для женщины отражает их востребованность обществом и формируется в онтогенезе [Филиппова, 2002, с. 151].

Исследования показывают, что значимость ценности воспитания детей среди юношей и девушек в период с 1991 по 1996 гг. не изменилась. Однако значимость счастливой семейной жизни среди девушек резко снизилась с 84,6 % до 66,3 % [4, с. 82–83].

Изучение динамики структуры мотивации к материнству и семье приобретает особую актуальность в связи с процессами самоопределения и формирования временной перспективы развития личности в период ранней юности.

Цель нашей работы состояла в изучении динамики мотивации семейной и материнской направленности девушек 15–17 и 18–22 лет в процессе социализации [Нозикова, 2005].

В исследовании приняли участие 158 девушек: 86 – учащиеся 9–11-х классов средних школ г. Хабаровска в возрасте 15–17 лет и 72 студентки Дальневосточной академии государственной службы в возрасте 18–22 лет.

Психосемантический подход к изучению индивидуального сознания личности позволяет выявить и измерить личные потребности, осознаваемые и неосознаваемые мотивы, в том числе семейной и материнской направленности. С целью исследования структуры мотивации к материнству и семье в индивидуальном сознании девушек применена методика семантического дифференциала психосемантической диагностики скрытой мотивации (И. Л. Соломин) [Соломин, 2001].

В качестве формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами, использовано многомерное шкалирование и кластерный анализ. Исходя из задач исследования, подобрано 25 понятий, определяющих содержание мотивации, представлений и эмоционального отношения к материнству и семье в индивидуальном сознании. Испытуемые оценивали предъявленные им понятия по 7-балльным шкалам по факторам ценности, силы и активности. С помощью компьютерной программы OSGOOD произведен расчет матрицы расстояний между исследуемыми объектами. Чем меньше расстояние между двумя понятиями, тем более сходно отношение к ним испытуемого. Условно принято, что расстояние между двумя понятиями менее одного стандартного отклонения характеризует практически идентичные для испытуемого понятия. Объекты, сходные по множеству признаков, объединяются с помощью кластерного анализа в группы или кластеры, что позволяет строить систему классификации объектов в виде дендрограммы.

Интерпретация результатов экспериментального психосемантического исследования основывается на двух принципах: общего смысла и маркировки.

Поиск общего смысла обобщает входящие в группу объекты кластера или фактора.

Второй принцип основан на включении в стимульный материал объектов, которые обладают вполне определенным смыслом и служат ориентирами в семантическом пространстве. Если исследуемый признак коррелирует с эталоном, значит, они обладают сходным смыслом.

Достоверность результатов подтверждают стандартные отклонения по факторным оценкам до 1,5. Анализ результатов показал, что испытуемые предпочитают давать несколько завышенные оценки в диапазоне от 5 до 6 большинству предложенных понятий, что характеризует положительное отношение к основным человеческим ценностям и является типичным для нормальной популяции.

Анализ дендрограммы понятий (рис. 1), находящихся между собой на расстоянии менее одного стандартного отклонения семантического пространства, позволяет выделить здесь шесть кластеров:

  1. мой отец, мое настоящее, признание окружающими, выполнение обязанностей;
  2. мое будущее, моя карьера, моя профессия;
  3. младенец, моя мать, секс, моя семья, уход за младенцем, достижение успеха, мое увлечение, материнство, мое прошлое, моя беременность, материальное благополучие;
  4. интересное занятие, Я, мой муж, замужество;
  5. неудача, страх;
  6. угроза.

Рис. 1

В четвертый кластер, объединяющий базовые потребности девушек-школьниц, связанные в сознании с увлечением и достижением успеха, включены представления о чувственных и материальных потребностях, которые побуждают к общению с матерью, к семье, материнству, наступлению беременности и деятельности по уходу за ребенком.  В представлении школьниц существует тесная связь понятий «младенец» и «мать», а уход за ребенком является функцией семьи. Материальная обеспеченность является неосознаваемым критерием достижения успеха и условием реализации семейной и материнской направленности. Удовлетворение базисных потребностей ассоциируется с прошлым, с родительской семьей.

Сложившаяся в настоящем времени ситуация делает актуальным для девочек выполнение обязанностей и признание окружающими, связанных в сознании также с отцом (1-й кластер). С будущим ученицы выпускного класса ассоциируют профессиональный выбор и развитие карьеры (2-й кластер). Личностный интерес направлен на общение с будущим мужем и приобретение социального статуса, который дает замужество (4-й кластер).

Таким образом, удовлетворение базовых потребностей в период ранней юности связано в сознании девушек с матерью, родительской семьей, прошлым опытом и находится в прямой зависимости от субъективного восприятия ими успеха и материальной обеспеченности.

Для получения информации об осознаваемых мотивах проведено ранжирование понятий в соответствии с их оценками по фактору ценности. Фактор ценности, определяющий степень эмоциональной привлекательности, показывает, что представление о материнстве, замужестве и ребенке имеет чрезвычайно высокую и осознаваемую значимость в мотивационной структуре. Эмоциональная привлекательность семьи, беременности и ухода за ребенком для девушек-школьниц равнозначна субъективному пониманию достижения успеха.

Ранжирование понятий по фактору активности демонстрирует степень изменчивости, динамичности исследуемого объекта во времени и степень его влияния на человека. Анализ фактора активности понятий выявляет высокую тревожность девочек, связанную с будущим, а также с их профессиональным и карьерным развитием.

Ранжирование понятий по фактору потенции показывает степень субъективного влияния объектов на человека. Фактор потенции свидетельствует об идентификации девушек со своим будущим мужем, о важности для них статуса замужества и профессионального становления.

Анализ дендрограммы (рис. 2) студенток позволил выделить семь кластеров понятий:

  1. младенец;
  2. выполнение обязанностей;
  3. мое настоящее, моя семья;
  4. мое прошлое, моя мать, признание окружающими;
  5. мой отец, достижение успеха, моя карьера, материальное благополучие;
  6. мой муж, мое увлечение, уход за младенцем, моя профессия, мое будущее, интересное занятие, Я, секс, материнство, моя беременность, мое замужество;
  7. неудача, страх, угроза.

Рис. 2

Кластер базовых потребностей девушек-студенток, ассоциирующихся с увлечением и интересным занятием, включает понятие об удовлетворении чувственных потребностей, побуждающих к общению с будущим мужем, замужеству, материнству, беременности и уходу за ребенком, а также к размышлениям о профессиональном становлении. Удовлетворение базовых потребностей ожидается в будущем. Представления о замужестве, беременности и материнстве наиболее близки между собой по смыслу.

Уход за ребенком и представление о своей профессии имеют схожий смысл. Следовательно, деятельность по уходу за детьми может рассматриваться как профессиональная, близкая по смыслу с увлечением и определяющая личностную направленность. Однако потребность в профессиональной реализации осознается не в полной мере, о чем свидетельствует ее низкий рейтинг по фактору ценности. Расхождение осознаваемых и неосознаваемых ценностей и мотивов может стать источником конфликтов, например, при депривации профессиональной реализации личности.

Весь комплекс понятий семейной и материнской мотивации объединен понятием «мой будущий муж» и будет складываться исходя из характера супружеских отношений.

С прошлым девушки связывают потребность в самоутверждении, удовлетворение которой ассоциируется с матерью и окружающими. Актуальная мотивация для девушек связана с понятием «Моя семья».

Удовлетворение потребностей в материальном благополучии и развитии карьеры, которые имеют близкий смысл с понятием успеха, ассоциируется у девушек с их субъективными представлениями об отце.

Понятия о младенце и выполнении обязанностей представлены отдельными кластерами, не связанными с другими ценностями, что указывает на вытеснение их из сознания и отсутствие актуальности в настоящее время.

Ранжирование понятий по фактору ценности, который определяет степень эмоциональной привлекательности, показывает высокую осознаваемую ценность представлений о младенце, матери, материнстве, муже и замужестве для девушек-студенток.

Ранжирование понятий по фактору активности, определяющему степень изменчивости, динамичности исследуемого объекта во времени и степень влияния объектов на человека, выявляет высокую значимость карьеры, материального благополучия, связанных с достижением успеха, влиянием отца и мужа и эмоциями угрозы и страха.

Ранжирование понятий по фактору потенции, определяющему степень субъективного влияния объектов на человека, указывает на высокую значимость чувственных потребностей, связанных с мужем и ожидаемых в будущем.

Таким образом, социально обусловленная направленность личности девушек-студенток 18–22 лет определяет их стремление к семье и материнству, побуждаемое  чувственными потребностями и связанное с мечтами о будущем, объединяющее профессиональную деятельность и деятельность по уходу за детьми. Успешность реализации ведущих потребностей определяется характером отношений с будущим мужем. Потребность девушек в профессиональной реализации входит в число неосознаваемых базисных потребностей личности, но не осознается как ведущая ценность, что может стать источником глубоких внутриличностных и межличностных конфликтов в ситуациях, связанных с депривацией этих потребностей. Фактор активности свидетельствует о высокой степени влияния на девушек значимости карьеры и материального достатка, воспринимаемых как условие успеха и связанных с тревожными ожиданиями. Удовлетворение чувственных потребностей, связанных с мечтами о будущем и муже, оказывает наибольшую степень субъективного влияния.

Сравнительный анализ структуры мотивации к семье и материнству девушек-школьниц 15–17 лет и девушек-студенток 18–22 лет позволил выявить следующие особенности периодов ранней и поздней юности.

  • семантические факторы ценности, силы и активности анализируемых понятий равнозначны для обеих возрастных групп;
  • фактор осознаваемой ценности семьи и материнства школьниц и студенток указывает на высокую эмоциональную ценность представлений о младенце, матери, материнстве, муже и замужестве для всех девушек;
  • фактор активности исследуемых понятий у школьниц и студенток, определяющий степень изменчивости, динамичности исследуемого объекта во времени и влияния объекта на человека, указывает на высокую тревожность, связанную  с профессиональным и карьерным становлением, побуждаемую материальными потребностями;
  • фактор потенциального влияния максимально высок для понятий о будущем, чувственных потребностях и об отношениях с будущим мужем.

Резюме

Осознаваемая ценность понятий совпадает по смыслу с содержанием скрытой мотивации основных потребностей, что характеризует положительное отношение к основным человеческим ценностям и является типичным для нормальной популяции людей. Базисные потребности личности сходны по смысловому содержанию независимо от возраста, побуждаются чувственными потребностями и направлены на создание семьи и материнство.

Проведенное исследование показало, что мотивация семейно-ориентированной и материнской направленности школьниц 15–17 лет и студенток 18–22 лет имеет возрастные особенности.

В о - п е р в ы х,  в период юности происходит изменение временного вектора семейно-ориентированной направленности личности. Удовлетворение жизненных потребностей девушек 18–22 лет ожидается не в родительской семье, связанной в их сознании с прошлым, а в своей семье, ассоциирующейся с  будущим. В результате указанного процесса формируется новый личностный смысл, направляющий на создание своей будущей семьи и материнство.

В о - в т о р ы х,  в нашем исследовании установлено, что для девушек-студенток социально востребованное обучение в вузе становится основанием изменения структуры личностной мотивации. Представление о профессиональной деятельности приобретает новый жизненно значимый, но неосознаваемый смысл, связанный с будущим и материнской реализацией личности.

Таким образом, изменение первичной структуры жизненно значимых ценностей, определяющих стремление к семье и материнству, происходит в онтогенезе и опосредовано социально востребованными целями. В период юности в индивидуальном сознании девушек происходят качественные изменения смыслового содержания и структуры базисной мотивации личности, связанные с семьей и материнством и являющиеся психическим новообразованием возрастного периода.

Результаты исследования обосновывают необходимость проведения программ психолого-педагогической коррекции и личностного развития в подростковом возрасте с целью создания мотивационных основ успешной семейно-ориентированной направленности, которую можно считать главной целью социально-психологического развития для юных девушек.

Осознанное планирование жизненной перспективы может предотвратить возможный глубинный личностный конфликт при депривации материнства или профессиональной реализации. Полученные результаты могут быть использованы в комплексном подходе к формированию семейно-ориентированной и материнской направленности гармонично развитой личности.

Литература

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М., 1979.
  3. Нозикова Н. В. Материнская и семейно-ориентированная направленность девушек
    15–22 лет: Автореф. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2005.
  4. Психология подростка / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2003.
  5. Соломин И. Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: методическое
    руководство. СПб., 2001.
  6. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М., 2002.
  7. Ericson E. H. Identity, Youth and Crisis. N. Y., 1968.

Информация об авторах

Нозикова Наталья Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент кафедра психологии, факультет психологии и социально-гуманитарных технологий, Тихоокеанский государственный университет (ФГБОУ ВО ТОГУ), Хабаровск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3467-0729, e-mail: nv_nozikova@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3589
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 839
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0