Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход 743

Щербакова О.И. , кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия, olga716@rambler.ru

Аннотация

Проанализирован содержательный аспект конфликтологической подготовки современных специалистов с акцентом на управление конфликтами. Отмечается, что эффективность управления конфликтами во многом определяется осознанием и учетом многочисленных контекстов, в которых они протекают. В качестве примеров контекстов протекания конфликтов представлены: кросскультурный, пространственно-временнной, внутриличностный, возрастной, гендерный, коммуникативный.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Понятие конфликта эквивалентно философскому понятию противоречия. Под конфликтом, в частности, понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Помимо конфликта противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания [1, c. 29].

Соответственно, конфликт считается разрешенным, если устранена главная причина его появления, то есть некое противоречие, воспринимаемое как угроза, и оппоненты удовлетворены условиями ее устранения и создавшейся в результате этого ситуацией.

Н. И. Леонов [11, c. 13] определяет конфликт как «форму проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или не осознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия».

Следует отметить, что если раньше акцент делался на негативных сторонах конфликта и на обязательном их устранении, то в последние десятилетия акцент смещается на управление конфликтом. С. М. Емельянов дает следующее определение управления конфликтом – «это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт» [7, с. 77]. Несколько иначе по этому поводу высказался в свое время Р. Мэй, отмечая, что «полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» [14, с. 30].

Управление конфликтами рассматривается в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект отражает организационно-технологические стороны управления конфликтами, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник. ...

Литература
  1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004.
  2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2005.
  3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2004.
  4. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. СПб., 2004.
  5. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
  6. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография. СПб., 2007.
  7. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001.
  8. Зиммель Г. Социология конфликта. М., 1909.
  9. Кашапов М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. М.-Ярославль, 2003.
  10. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М., 2002.
  11. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. СПб., 2005.
  12. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб., 2006.
  13. Мудрик А. О. коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. № 6.
  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  15. Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды. М., 2007.
  16. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб., 2003.
  17. Роджерс К., Фрайберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
  18. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб., 2003.
  19. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, Followship, Teamwork, Touch, Voice. N.Y., 1993.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика