Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Конфликтологическая подготовка специалиста: контекстный подход 1149

Щербакова О.И., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Москва, Россия, olga716@rambler.ru

Аннотация

Проанализирован содержательный аспект конфликтологической подготовки современных специалистов с акцентом на управление конфликтами. Отмечается, что эффективность управления конфликтами во многом определяется осознанием и учетом многочисленных контекстов, в которых они протекают. В качестве примеров контекстов протекания конфликтов представлены: кросскультурный, пространственно-временнной, внутриличностный, возрастной, гендерный, коммуникативный.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Понятие конфликта эквивалентно философскому понятию противоречия. Под конфликтом, в частности, понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Помимо конфликта противоречия могут разрешаться путем сотрудничества, компромисса, уступки и избегания [1, c. 29].

Соответственно, конфликт считается разрешенным, если устранена главная причина его появления, то есть некое противоречие, воспринимаемое как угроза, и оппоненты удовлетворены условиями ее устранения и создавшейся в результате этого ситуацией.

Н. И. Леонов [11, c. 13] определяет конфликт как «форму проявления противоречия, не разрешенного в прошлом или разрешаемого в настоящем, возникающего в ситуации непосредственного взаимодействия субъекта и обусловленного противоположно выбранными целями, образами конфликтной ситуации, представлениями, осознаваемыми или не осознаваемыми участниками ситуации действиями, направленными на разрешение или снятие данного противоречия».

Следует отметить, что если раньше акцент делался на негативных сторонах конфликта и на обязательном их устранении, то в последние десятилетия акцент смещается на управление конфликтом. С. М. Емельянов дает следующее определение управления конфликтом – «это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт» [7, с. 77]. Несколько иначе по этому поводу высказался в свое время Р. Мэй, отмечая, что «полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные» [14, с. 30].

Управление конфликтами рассматривается в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект отражает организационно-технологические стороны управления конфликтами, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник. ...

Литература
  1. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., 2004.
  2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2005.
  3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 2004.
  4. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте. СПб., 2004.
  5. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999.
  6. Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография. СПб., 2007.
  7. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2001.
  8. Зиммель Г. Социология конфликта. М., 1909.
  9. Кашапов М. М. Теория и практика решения конфликтных ситуаций. М.-Ярославль, 2003.
  10. Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Тренинг тренеров: как закалялась сталь. М., 2002.
  11. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. СПб., 2005.
  12. Морозова Г. Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб., 2006.
  13. Мудрик А. О. коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. № 6.
  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  15. Петровская Л. А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды. М., 2007.
  16. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб., 2003.
  17. Роджерс К., Фрайберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
  18. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. СПб., 2003.
  19. DePree M. Leadership Jazz: The Art of Conducting Business through Leadership, Followship, Teamwork, Touch, Voice. N.Y., 1993.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика