Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7021Ключевые слова 16928 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Применение корреляционного анализа в психологии 1722

Шишлянникова Л. М. , заведующая учебно-производственной лабораторией математических моделей в психологии и педагогике Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, Sh-lyubov@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждаются назначение и возможности использования корреляционного анализа в психологии. Дается понятие корреляционной связи и основных ее характеристик. Рассматриваются основные гипотезы, выдвигаемые при корреляционном анализе. Описаны возможности применения коэффициентов корреляции в зависимости от типа шкалы, которой измерялись переменные.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Применение статистических методов при обработке материалов психологических исследований дает большую возможность извлечь из экспериментальных данных полезную информацию. Одним из самых распространенных методов статистики является корреляционный анализ.

Термин «корреляция» впервые применил французский палеонтолог Ж. Кювье, который вывел «закон корреляции частей и органов животных» (этот закон позволяет восстанавливать по найденным частям тела облик всего животного). В статистику указанный термин ввел английский биолог и статистик Ф. Гальтон (не просто «связь» – relation, а «как бы связь» – corelation).

Корреляционный анализ – это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двумерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками.

Корреляционный анализ для двух случайных величин заключает в себе:

  • построение корреляционного поля и составление корреляционной таблицы;
  • вычисление выборочных коэффициентов корреляции и корреляционных отношений;
  • проверку статистической гипотезы значимости связи.

Основное назначение корреляционного анализа – выявление связи между двумя или более изучаемыми переменными, которая рассматривается как совместное согласованное изменение двух исследуемых характеристик. Данная изменчивость обладает тремя основными характериcтиками: формой, направлением и силой.

По форме корреляционная связь может быть линейной или нелинейной. Более удобной для выявления и интерпретации корреляционной связи является линейная форма. Для линейной корреляционной связи можно выделить два основных направления: положительное («прямая связь») и отрицательное («обратная связь»).

Сила связи напрямую указывает, насколько ярко проявляется совместная изменчивость изучаемых переменных. В психологии функциональная взаимосвязь явлений эмпирически может быть выявлена только как вероятностная связь соответствующих признаков. Наглядное представление о характере вероятностной связи дает диаграмма рассеивания – график, оси которого соответствуют значениям двух переменных, а каждый испытуемый представляет собой точку. ...

Литература
  1. Бушов Ю. В., Несмелова Н. Н. Зависимость точности оценки и воспроизведения длительности звуковых сигналов от индивидуальных особенностей человека // Вопросы психологии. 1996. № 3.
  2. Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. М., 2002.
  3. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  4. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003.
  5. Калинин С. И. Компьютерная обработка данных для психологов. СПб., 2004.
  6. Каплунович И. Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления // Вопросы психологии. 1987. № 6.
  7. Лавочкина И. А. Психофизические особенности музыкально одаренных подростков // Вопросы психологии. 1988. № 4.
  8. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
  9. Рабинович П. Д., Нуждина М. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. 1987. № 6.
  10. Романко В. К. Курс теории вероятностей и математической статистики для психологов. М., 2000.
  11. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001.
  12. Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб., 2001.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика