Образы-символы страхов старших дошкольников

1524

Аннотация

Статья посвящена проблеме страхов у современных дошкольников, которые могут стать фактором риска в образовательной работе с детьми. Положение об эмоциональном образе (А.В.Запорожец) позволяет рассматривать объекты страха в качестве элементов тех ситуаций (реальных или нереальных), которые были восприняты детьми как страшные, опасные. Данные проведенного исследования позволяют судить о некоторых особенностях образов-символов страха в дошкольном возрасте и ситуациях, в которых дошкольник испытывает эмоцию страха.

Общая информация

Ключевые слова: страх, образ, символ, эмоциональный образ, старший дошкольный возраст, дошкольный возраст

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Ибахаджиева Л.А. Образы-символы страхов старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 2. С. 47–51.

Полный текст

 

Проблема построения безопасной образовательной среды стала в настоящее время приоритетной и широко изучаемой в психолого-педагогических науках. Успешность решения задач воспитания, обучения и развития детей делает необходимым выявление и исследование факторов риска, которые могут стать препятствием в достижении образовательных целей. Ситуации, ведущие к переживанию детьми страха, могут быть отнесены к таким факторам. Страх как явление эмоциональной жизни ребенка невозможно не учитывать при построении повседневной образовательной работы.

Страх, одна из основных человеческих эмоций, изучался в различных психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н. Ланге, К. Изард, Ст. Холл, З. Фрейд и др.). Существуют разные определения, выделены виды и формы страха, сформулированы функции и выявлены причины возникновения. В дошкольном возрасте страхи имеют свою специфику и связаны с особенностями развития ребенка. В них отражаются не только возрастные особенности познания, но и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром [1]; [2]; [3]. Изменения, произошедшие в российском обществе в последние десятилетия, отразились в жизни дошкольников: видоизменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации, что определенным способом сказалось на развитии детей, прежде всего, их эмоциональной сферы..

 

В таком контексте выделяется роль изучения детских страхов, результаты которого позволят лучше понять современного ребенка, корректно выстроить образовательную деятельность и спроектировать профилактическую работу, направленную на предупреждение нарушений развития личности. До настоящего времени исследования страхов в детском возрасте строились в основном на анализе содержания объектов и явлений, которые вызывали тревожные неприятные переживания у детей. В качестве основания такого подхода можно рассматривать теоретические положения об эмоциональном образе (А. В. Запорожец). В ходе развития детей в дошкольном возрасте в структуру эмоциональных реакций постепенно начинают включаться познавательные процессы, что приводит к возникновению «синтетических эмоционально-гностических комплексов» - эмоциональных образов, «которые моделируют смысл определенных ситуаций для субъекта и начинающих регулировать динамическую сторону поведения». А. В. Запорожец писал, что «в эмоциональных образах получает отражение объективная действительность, но это отражение пристрастное, осуществляемое с позиций заинтересованной в нем личности». В объектах, включенных в эмоциональный образ, для ребенка воплощаются смыслы пережитых ситуаций (Е. Л. Подзорова, Я. З. Неве­рович, Л. П. Стрелкова и др.).

Известно, что страх существует независимо от культуры и уровня развития народа, со временем изменяются объекты страха [1]. Именно через их изучение можно понять факты детской жизни, вызвавшие эти негативные переживания.

Наше исследование было направлено на поиск ответа на вопрос, как изменения в обществе и культуре повлияли на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Экспериментально проверялось предположение, согласно которому в смене объектов страха отражаются не только особенности познавательного развития дошкольников, но символически и те ситуации (реальные или нереальные), которые породили негативные эмоции и были восприняты как пугающие.

В исследовании приняли участие 109 детей в возрасте от 3 до 7 лет, посещавших группы развития центра «Росток», и детского сада № 501 Москвы. В качестве экспериментальных использовались методики «Пиктограмма» (модификация Т. В. Лаврен­тьевой) и «Выбор самой страшной картинки» (модифицированный нами вариант). При проведении «Пиктограммы» детям предлагалось запомнить 5 слов, к каждому из которых надо было нарисовать рисунок- «подсказку» на отдельном листе. Младшим дошкольникам разрешалось не рисовать, а лишь назвать то, что они хотели бы изобразить. С помощью этой методики выявлялись спонтанные или ситуативные страхи.

Полученные рисунки и ответы были распределены по категориям:

объекты реальные (волк, тигр, лев и пр.) и объекты нереальные (привидение, чудовище, дракон и пр.);

объекты (страшилище... оно должно быть круглое и с глазами, когда в темноте кто-то скрипит) и объекты в действии, т. е. указание угрозы, исходящей от объекта или явления (привидение крадет детей, волк может съесть и т. п.).

Полученные данные показывают отличия в содержании представлений детей о страшном и выраженном их возрастном характере. Младшие дошкольники одинаково боятся реальных и нереальных предметов и явлений. Однако преимущественно дети изображают (или называют) объекты, которые страшны либо внешними признаками, либо страх вызывает само существование этих объектов и явлений («Волк», «Стра- шилище.Оно должно быть круглое и с глазами», «Чудовище такое» и др.). Дети пятого года жизни чаще называют в качестве страшных нереальные ситуации и объекты («Чудовище многоглазовое и мо- горуковое», «Страх - это призраки», «Это называется монстр. Нарисую его с толстым пузом. Вот глазюки...»). В этой возрастной группе расширяется также список реальных объектов страха, появляются природные явления (гроза, огонь и пр.), животные (лиса) и страшные люди («Они могут зарезать, бросить в костер и съесть»).

Нереальные объекты чаще используются и детьми шестого года жизни для обозначения слова «страх». Здесь возрастает число объектов (реальных и нереальных), которые обладают не только устрашающим внешним видом, но и несут конкретную угрозу человеку. У детей седьмого года жизни увеличивается количество обозначений страха как реальных ситуаций и объектов.

Результаты выполнения дошкольниками всех возрастных групп методики «Пиктограмма» представлены в табл. 1.

Таким образом, выделяется определенная возрастная динамика. Реальные объекты сами по себе или совершающие угрожающие действия являются одинаково страшными для младших дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста в число страшных включаются преимущественно реальные объекты в действии. Возрастные изменения наблюдаются в обозначении страха с помощью нереальных объектов. Сами по себе объекты этого вида в большей степени используются младшими дошкольниками для запоминания слова «страх». В старшем дошкольном возрасте большая часть детей в качестве страшных изображают нереальные угрожающие объекты, т. е. совершающие или способные совершить опасные действия.

Динамика, которая обнаруживается в полученных результатах, свидетельствует, что по мере взросления детей и возрастания их познавательных возможностей к возникновению страха чаще приводят ситуации, в которых животные, люди или фантастические существа совершают угрожающие действия.

Методика «Выбор самой страшной картинки» (автор Т. В. Лаврентьева) использовалась для определения, какие образы- символы являются с точки зрения детей наиболее страшными. В исследовании, проведенном под руководством Т. В. Лаврен­тьевой, использовался набор карточек (10), на каждой из которой (кроме проверочной карточки с Белоснежкой) были изображения, символизирующие различные виды страха, свойственные дошкольникам. На карточках представлены два вида изображений: с нереальной угрозой (скелет, дракон, Баба-Яга) и реальной (волк, доктор, пещера, разрушенный дом, горы). Данная методика была модифицирована - введена «пустая» карточка, на которой отсутствует изображение. Это дает возможность выявить объект, который воспринимается детьми как более страшный, чем образы, представленные на карточках.

В качестве наиболее страшных выделены объекты, которые были определены на три первых места. Дошкольники выбрали карточки, на которых изображены нереальные объекты. Из предложенных картинок самой страшной для младших дошкольников оказался скелет, т. е. выбиралась карточка с изображением универсального символа смерти. В объяснениях практически всех детей отсутствует конкретность в характеристике внешних признаков или возможной угрозы: «Он страшный»,«У него глаза страшные», «Одни кости» и т. п.

Этот же объект был в числе трех страшных и у старших дошкольников. Однако самой страшной была выбрана карточка с драконом, на третьем месте появилось изображение Бабы-Яги. Среди причин, по которым выбирались картинки (наряду с перечислением пугающих признаков), дети чаще указывали действия, которые производят изображенные существа («Дракон летает, хватает детей», «Баба-Яга живет в лесу, варит детей непослушных», «Баба- Яга летает по воздуху, всех может догнать, поймать, не спрячешься» и т. п.).

Таблица 1

Объекты страха по методике «Пиктограмма»(%)

Возраст ребенка

Реальные

Нереальные

объекты

объекты в действии

объекты

объекты в действии

3-5 лет

25,00

21,43

50,00

3,57

5-7 лет

6,45

29,03

29,03

35,48

Результаты выполнения методики «Выбор страшной картинки» представлены в табл. 2.

Эти данные позволяют предположить, что старшие дошкольники реалистичнее младших, потому что считают «страшным» то, что имеет явно выраженные внешние признаки, что объяснимо и понятно детям в качестве угрозы, опасности. Так, угроза, идущая от Бабы-Яги, основана на знании сказок. Детям понятна также угроза, исходящая от дракона и скелета, они уже встречали их в мультфильмах и фантастических кинолентах и знают, что эти существа опасны.

Пустую (без изображения) карточку дети наполняли содержанием, которое отражает выделенную при анализе выполнения методики «Пиктограмма» динамику: чем старше становятся дети, тем чаще в качестве страшных они называют объекты (явления, существа), несущие определенную угрозу, опасность. При этом дети 3-4 лет часто в качестве «Самой страшной» выбирают одну из предъявленных ранее картинок, комментарии носят чаще характер общих неопределенных высказываний («Страшней нет», «Волк или, может быть, чудовище - они самые страшные на свете» и т. п.). В среднем возрасте появляются новые персонажи - привидение; тигр; злой дядя; бандиты; плохой человек, зараженный вирусом.

У старших дошкольников список страшных объектов становится более широким и разнообразным. Появляются новые сказочные/нереальные персонажи (Змей Го- рыныч, вампир, пираты, человек умерший), животные (динозавр, медведь, крокодил, акула, змея, лев, осьминог, летучая мышь), природные и техногенные катастрофы (кораблекрушение, автомобильная авария, взрыв дома, гроза).

К анализу полученных данных были применены методы математической статистики (критерии х-квадрат, знаковых рангов Уил- коксона, Манна-Уитни критерий, Краскела- Уоллеса), позволившие говорить о том, что выявленные изменения можно рассматривать в качестве возрастных закономерностей.

Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать, что объекты, которые связаны у детей с ситуациями переживания страха, меняются на протяжении дошкольного возраста. Существенные изменения происходят на рубеже 5 лет. Реальные опасности становятся менее «страшными». Очевидно, дети начинают понимать, насколько эти ситуации вероятны, что стоит за опасностью, какова причина и какие способы защиты от нее существуют. В старшем дошкольном возрасте для части детей становятся самыми «страшными» непредсказуемые ситуации и события.

Образы-символы (и комментарии детей) свидетельствуют в определенной степени, что источником страхов дошкольников являются в большей мере реальные и нереальные ситуации, которые они «проживают» при знакомстве с художественной литературой, кинофильмами и др.

Таблица 2

Выбор объекта страха по методике «Выбор самой страшной картинки» (%)

Возраст ребенка

Первое место

Второе место

Третье место

3-5 лет

скелет (51,85)

волк (33,33)

дракон (33,33)

5-7 лет

дракон (51,61)

дракон (29,03), скелет (29,03)

Баба-Яга (41,94)

Литература

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.– СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. 
  2. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  3. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей – М., Знание, 1981.

Информация об авторах

Ибахаджиева Лайса Алиевна, соискатель факультета психологии образования, дошкольной педагогики и психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: pno@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2859
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1524
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0