Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6565Ключевые слова 15318 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Образы-символы страхов старших дошкольников 510

Ибахаджиева Л.А., соискатель факультета психологии образования, дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Россия, pno@inbox.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме страхов у современных дошкольников, которые могут стать фактором риска в образовательной работе с детьми. Положение об эмоциональном образе (А.В.Запорожец) позволяет рассматривать объекты страха в качестве элементов тех ситуаций (реальных или нереальных), которые были восприняты детьми как страшные, опасные. Данные проведенного исследования позволяют судить о некоторых особенностях образов-символов страха в дошкольном возрасте и ситуациях, в которых дошкольник испытывает эмоцию страха.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема построения безопасной образовательной среды стала в настоящее время приоритетной и широко изучаемой в психолого-педагогических науках. Успешность решения задач воспитания, обучения и развития детей делает необходимым выявление и исследование факторов риска, которые могут стать препятствием в достижении образовательных целей. Ситуации, ведущие к переживанию детьми страха, могут быть отнесены к таким факторам. Страх как явление эмоциональной жизни ребенка невозможно не учитывать при построении повседневной образовательной работы.

Страх, одна из основных человеческих эмоций, изучался в различных психологических школах и направлениях (У. Джемс, Н. Ланге, К. Изард, Ст. Холл, З. Фрейд и др.). Существуют разные определения, выделены виды и формы страха, сформулированы функции и выявлены причины возникновения. В дошкольном возрасте страхи имеют свою специфику и связаны с особенностями развития ребенка. В них отражаются не только возрастные особенности познания, но и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром [1]; [2]; [3]. Изменения, произошедшие в российском обществе в последние десятилетия, отразились в жизни дошкольников: видоизменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации, что определенным способом сказалось на развитии детей, прежде всего, их эмоциональной сферы.

Литература
  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей.– СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. 
  2. Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  3. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей – М., Знание, 1981.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика