Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6526Ключевые слова 15190 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности внутренней позиции учащегося как факторы риска в развитии учебной деятельности 416

Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, профессор факультета психологии образования, кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждаются возможности диагностики внутренней позиции школьника (учащегося) в младшем школьном, подростковом возрасте и в ранней юности для предсказания возможных рисков в развитии учебной деятельности (потеря интереса к учению, отход от школы и т.д.). Принимая за основу теоретические положения, сформулированные Л.И. Божович, автор анализирует современные исследования (в том числе проведенные под его руководством) внутренней позиции учащихся. Проанализированы возможности диагностики различных аспектов (эмоционального, мотивационного, рефлексивного) внутренней позиции учащегося. Показано, что параметрами, по которым могут быть предсказаны риски в развитии учебной деятельности, являются низкий уровень развития мотивации учебной деятельности, негативные эмоции по отношению к учению (прежде всего школьная тревожность), внешний локус контроля. Для учащихся средних специальных учебных заведений показателем риска является отсутствие представлений о будущей профессионализации. Автором обсуждаются возможности применения полученных в исследовании результатов для психологической помощи школьникам и учащимся средних специальных учебных заведений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понятие внутренней позиции школьника стало теоретической основой при создании программ диагностики школьной готовности. В работах Н. И. Гуткиной [4–7] ВПШ понимается, вслед за Л. И. Божович, как новообразование, возникающее на основе появления у ребенка двух видов мотивов, – познавательных и широких социальных. Предложенные Н. И. Гуткиной методики «Беседа по выявлению внутренней позиции школьника», «Сказка», «Игрушки-книжки-цифры» позволяют оценить сформированность внутренней позиции школьника и доминирование различных видов мотивов (игрового, познавательного, учебно-познавательного) в мотивационной сфере ребенка.

Соотношение сформированности ВПШ и ведущего типа мотивов (широких социальных или познавательных) позволяет спрогнозировать возможные трудности в процессе формирования учебной деятельности. Примеры такого прогноза приведены Н. И. Гуткиной в ее монографии [6]. Так, при доминировании широких социальных мотивов правомерно ожидать снижение мотивирующего воздействия похвалы учителя. В то же время первоначальное доминирование широких социальных мотивов, по данным Н. И. Гуткиной, может привести к формированию на их основе учебно-познавательных мотивов под действием механизма сдвига мотива на цель, описанного А. Н. Леонтьевым [10].

Литература
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб., 2008.
  2. Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника. Автореф. …дисс. Канд. психол. наук. М., 2000.
  3. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. // Вопросы психологии. 1988, № 2.
  4. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению //Психологическая наука и образование. 1997, № 2.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: диагностико-развивающая программа //Психологическая наука и образование. 1998, № 2.
  6. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Изд. 3-е. М., 2004.
  7. Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006, № 3.
  8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  9. Жирков А.С. Соотношение школьной тревожности и внутренней позиции школьника в младшем подростковом возрасте. План-проспект диссертации …канд. психол. наук. Рукопись. М., МГППУ, 2007.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  11. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции личности в работах Л.И. Божович и в современных исследованиях. / Современные проблемы психологии личности в онтогенезе: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничны Божович. М., 2008.
  12. Лукина В.С. Становление профессионального самоопределения в условиях ранней специализации (на материале музыкального училища). Автореф. …дисс. Канд. психол. наук. М., 2003.
  13. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Психолого-педагогические показатели деятельности школы. М., 2004.
  14. Макеева Е.А. Соотношение внутренней позиции школьника и уровня учебной мотивации учащихся четвертых классов. Дипломная работа. М., Московский психолого-социальный институт, 2004.
  15. Нежнова Т.А. «Внутренняя позиция школьника» - понятие и проблема // Формирование личности в онтогенезе. Сборник научных трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.
  16. Прихожан, А.М. Диагностика личности детей подросткового возраста. М., МГППУ, 2007.
  17. Школьникова В.П. Временная перспектива личности учащихся средних специальных учебных заведений в контексте психологического консультирования Дипломная работа. М.НОУ Институт психологии педагогики , 2004. Рукопись.
  18. Щербинина О.А. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности. Автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 2007.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика