Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе 1248

Захарова А.В., кандидат психологических наук, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования, Москва, Россия, nastasha@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме изучения специфики структурно-содержательных компонентов психологической готовности к школьному обучению детей-сирот с задержкой психического развития (ЗПР) и выявлению на их основе «профилей обучаемости». Анализируются причины трудностей обучения этой категории детей, рассматриваются пути решения проблемы. Приведены результаты экспериментального изучения структурно-содержательных компонентов психологической готовности к обучению в школе (интеллектуального, эмоционального, волевого, мотивационного, социального), показана диспропорцио¬нальность их развития. Выявлены общие и специфические закономерности отклоняющегося развития данного контингента испытуемых, описаны «профили обучаемости» детей-сирот с ЗПР, доказана правомерность их использования и применения в условиях специального психолого-педагогического сопровождения. Поднимается вопрос не только об исследовании специфических особенностей данной категории детей, но и о возможности внедрения в арсенал учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, психокоррекционных технологий подготовки к школьному обучению, разработанных на основе «профилей обучаемости».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... На наш взгляд, одним из показателей оценки процесса психологической готовности детей-сирот к школьному обучению является «профиль обучаемости», представляющий собой индивидуальные возможности ребенка в восприятии, осмыслении и воспроизведении учебной информации, включая возможности контроля и самоконтроля. Психологическая сущность процесса «обучаемости», «зона ближайшего развития», определяется степенью усвоения ребенком социокультурного опыта [7].  С.Л. Рубинштейн [17], развивая идеи Л.С. Выготского, рассматривал обучаемость как выражение общей способности ребенка к учению, а в качестве ведущих критериев сформированности данной способности подчеркивал важность широты переноса, которая достигается различными индивидами в процессе обучения.

Значительный вклад в изучение проблемы пониженной обучаемости внесли работы, выполненные в русле научной школы З. И. Калмыковой [12] и Н. А. Менчинской, А. Н. Цымбалюк [14,14], которые содержат описание динамической стороны психики ребенка и основываются на качественном анализе познавательной деятельности (Г.П. Антонова, Т. В. Егорова, Е. К. Иванова, А. И. Липкина, Л. С. Славина, У. В. Ульенкова, А. Н. Цымбалюк и др.).

В психолого-педагогической литературе существует несколько понятий для определения готовности ребенка к школьному обучению. В частности,

  • «школьная зрелость»;
  • «психологическая готовность к школьному обучению».

Понятие «школьная зрелость» применяется для определения функциональной готовности, т. е. соответствия степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения (М. К. Акимова, Е. М. Борисова, И. В. Дубровина [10]).

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе связана с работами Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Н. И. Гуткиной, Е. Е. Кравцовой, Н. Г. Салминой, Д. Б. Эльконина и др. В частности, Н. И. Гуткина под психологической готовностью к школьному обучению понимает достижение ребенком определенного уровня психического развития, необходимого для успешного освоения школьной программы [8]. На современном этапе развития возрастной психологии отечественные ученые Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина; А. М. Прихожан [10]; [15]; [16] в структуре психологической готовности ребенка к обучению в школе выделяют следующие компоненты:

  • интеллектуальный – развитые дошкольные формы мышления;
  • произвольный – формирование уме-ния выполнять действия под руководством взрослого и самостоятельно;
  • мотивационный – желание ребенка ходить в школу, приобретать новые знания;
  • социальный – желание занять но-вую социальную позицию – позицию школьника.

А также сформированность у ребенка отношения к учителю как к взрослому, выполняющему особые социальные функции и развитие необходимых форм общения со сверстниками. ...

Литература
  1. Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушений психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.
  2. Выготский Л.С. Психология. Развитие высших психических функций. М., 2000.
  3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
  4. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М., 1998.
  5. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е. М. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  6. Егорова М.А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному воспитанию дошкольников в детском доме // Автореф. дисс. …канд. пед. наук. М., 1998.
  7. Калмыкова З.И. Общая характеристика детей с задержкой психического развития // Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М., 1986.
  8. Калмыкова З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1978.
  9. Менчинская Н. А., Цымбалюк А. Н. Познавательная активность и обучаемость // Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.
  10. Прихожан А. М. Работа школьного психолога с учащимися разного возраста. Младший школьник // Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  11. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской. НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1990.
  12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
  13. Ainsworth M. D. S, Bowlby J. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991.Vol. 46. № 4.
  14. Bowlby, J. The making and Breaking of affectional bounds. L., 1979.
  15. Klein, M. (1955) On identification. In: New directions in Psyho-Analysis, London, 1955.
    № 3.
  16. Rutter M. Maternal deprivation reassessed. L., 1975.
  17. Spitz R. A., Wolf K. M. Anaclitic Depression: An Inquiry into the Genesis of Psychiatric Conditions in Early Childhood. II. The Psychoanalytic Study of the Child. 1946. Vol. 2.
  18. Winnicott D. Babies and their mothers. London, 1988.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика