Понятие «школьный страх» в российской психолого-педагогической
литературе
Одной из проблем, с которыми сталкивается психолог в школе, является
проблема школьных страхов. Особенно остро эта проблема стоит в начальных
классах, где происходит становление учебной деятельности учащихся. Страх –
аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы
для жизни и благополучия человека (А. И. Захаров).
В своем исследовании мы определяем школьные страхи в широком смысле, т. е.
как страхи, связанные со школой, что позволяет нам рассматривать содержание
школьного страха как часть образовательного процесса школы.
В отечественной психолого-педагогической литературе школьные страхи
первоначально рассматривались с точки зрения возрастных изменений в психическом
развитии ребенка, без учета присущей им специфики. Так, по мнению ряда авторов
(Н. И. Гуткиной, О. В. Хухлаевой и др.), ребенок, готовый к обучению в школе,
не испытывает страха перед ней [4]. А. И. Захаров считает, что предпосылки
возникновения страхов в школьном возрасте кроются, во-первых, в проблемах
развития ребенка до школы, а во-вторых, в тех социально-психологических
изменениях, которые происходят с ребенком на момент поступления в школу.
«Ведущий страх в данном возрасте –это страх быть не тем, о ком хорошо говорят,
кого уважают, ценят и понимают» [2].
В последнее десятилетие стали появляться более детальные исследования,
посвященные анализу именно школьных страхов, представленные такими авторами,
как Ю. В. Климакова, В. А. Петченко и др. Эти исследования описывают, как
правило, какой-либо один аспект школьного страха, без учета основного фактора
возникновения, развития и преодоления школьных страхов – учебной деятельности
младшего школьника. Острые проявления школьных страхов традиционно попадают в
сферу интересов клинической психологии и психиатрии. Психиатры выделяют
школьные фобии, связь которых с образовательной ситуацией рассматривается
только в том случае, если данная фобия относится к дидактогенным
расстройствам.
Один из отечественных исследователей страхов – Ю. В. Щербатых при описании
содержания основных страхов не выделяет этап обучения ребенка в школе и
затрагивает только один страх, связанный со школой: страх перед экзаменом,
однако и его рассматривает в широком социальном контексте.
Н. П. Слободяник видит причину возникновения страха в некорректном поведении
участников образовательного процесса, наложенном на сложности психического
развития ребенка. Близким к этой позиции является исследование Ю. В.
Климаковой, посвященное анализу страха ошибки у детей начальных классов. При
этом анализ страха ошибки основывается в большей мере на представлении о страхе
в клинической психологии: рассматриваются взаимоотношения ученика и учителя,
выделяется ведущая роль эмоционального развития ребенка [3].
Часто в литературе, посвященной страхам в школьном возрасте, вообще не
встречается понятие «школьный страх». Так, в работе Т. А. Арефьевой и Н. И.
Галкиной, описывающей подходы к преодолению страхов у детей, в перечне
факторов, вызывающих страхи, школа и система школьного образования не
упоминаются [1].
В целом можно сделать вывод, что в отечественной теории педагогической
психологии пока не существует серьезного обобщения проблемы школьных
страхов.
В исследованиях, посвященных школьным страхам, школа обычно выступает в
качестве фактора возникновения школьного страха и в очень редких случаях – как
фактор преодоления данной проблемы.
Авторская методика исследования школьных страхов
первоклассников
Цель нашего исследования: изучить изменения в распределении
содержания школьных страхов первоклассников в течение учебного года.
На основании теоретического анализа литературы и пилотажного исследования
школьных страхов учащихся 1–4 классов были выдвинуты следующие требования к
методике и методу исследования содержания школьных страхов у учащихся первых
классов:
1) методика должна диагностировать наличие или отсутствие различных по
содержанию школьных страхов, а также выявлять уровень их выраженности;
2) необходимо обращение ко всем участникам образовательного процесса
(не только к школьникам, но и к родителям и педагогам);
3) методика должна быть непродолжительной по времени предъявления и времени
обработки и интерпретации результатов;
4) с целью возможности исследования динамики школьных страхов