ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 68Рубрики 50Авторы 6414 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Услуги для детей младшего возраста на базе местного сообщества: «три кита» неформального, внеинституционального и официального подходов 233

ван Оуденховен Н., Ph.D., соучредитель «Международной инициативы развития детей» («International Child Development Initiatives»), Лейден, Нидерланды, Лейден, Нидерланды, nico@icdi.nl
Хуалла Р., Ph.D., независимый консультант «Международной инициативы развития детей» («International Child Development Initiatives») Лейден, Нидерланды, Лейден, Нидерланды, rona@icdi.nl

Аннотация

В работе предпринята попытка валидизации внеинституционального и неформального аспектов воспитания и обучения детей младшего возраста (Early Childhood Education and Care) как неотъемлемого условия благополучного, здорового развития детей. С точки зрения автора, воспитание и обучение детей младшего возраста, каким оно обсуждается на национальном и международном уровнях, часто сводится к институциональным подходам, а ресурсы, доступные семье или местному сообществу, либо игнорируются, либо рассматриваются как заведомо менее эффективные по сравнению с официально предлагаемой поддержкой. Обучение и развитие детей происходит в различных средах и условиях. В данной статье воспитание и обучение детей младшего возраста рассматривается как стоящее на «трех китах» – трех взаимосвязанных и взаимообогащающих формах: официальной, внеинституциональной и неформальной. По мнению авторов, чтобы полностью оценить потенциал воспитания и обучения детей младшего возраста в рамках местного сообщества, необходимо признать ценность этих форм и взаимодействия между ними. Благодаря этому достигается необходимая гибкость и чувствительность к потребностям конкретного сообщества. Оценка качества программ воспитания и обучения детей младшего возраста является сложнейшей задачей; для ее решения в статье предлагается способ использования паутинной диаграммы. Инструмент оценки включает в себя несложный метод выделения аспектов, критичных для воспитания детей младшего возраста, и балльную оценку, насколько имеющиеся условия соответствуют в данном контексте идеальной модели. Данный инструмент сам по себе уникален, его практическая эффективность связана с глубокой погруженностью в контекст.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Ряд текущих документов и дискуссий в сфере образовательной политики как в Европе, так и за ее пределами, указывают на роль местных сообществ в воспитании и обучении детей младшего возраста (ВОДМВ), в поддержке семьи в вопросах воспитания детей, обогащения их развития и образования [1; 10; 11]. В частности, подчеркивается потенциал служб на базе местных сообществ в сфере инклюзии, способность реагировать на потребности детей и семей с их индивидуальными жизненными историями [1; 9].

В разных странах Европы взгляды на функции ВОДМВ совпадают не полностью. Однако можно и даже необходимо договориться о некоторых базовых принципах.

Для эксплицитного обозначения оказания услуг по ВОДМВ в Европе используется рабочее определение тематической рабочей группы по обучению и воспитанию в младшем возрасте «Еврочайлд» (Eurochild’s Early Years Education and Care Thematic Working Group – TWG).

Каковы общие принципы организации ВОДМВ на базе местного сообщества 2?

  • услуги рассматриваются как активы местного сообщества, ведущие к росту благополучия детей, родителей, семей и всего сообщества;
  • критериями в принятии решений служат идеи коллективизма, партнерства и вовлечения;
  • все средства, выделяемые из общественных ресурсов, идут на образование детей и поддержку их семей [10].

Наблюдаемый в настоящее время рост интереса к ВОДМВ на базе местных сообществ имеет несколько источников. Во-первых, это проблемы, возникающие в ходе широкомасштабной рыночной стандартизации услуг, активно ведущейся в таких странах как Великобритания и Нидерланды.

Во-вторых – обсуждение, поддерживает ли текущее состояние ВОДМВ в Европе культурное разнообразие и насколько адекватно происходит оказание услуг наиболее уязвимым, страдающим от социальной изоляции группам, например, малоимущим детям, мигрантам и национальным меньшинствам, детям с особыми потребностями, а также живущим в географически удаленных и изолированных регионах.

Среди проблем, затронутых на симпозиуме Еврокомиссии по улучшению ВОДМВ «Рано – это важно» (Early Matters), была потребность в увеличении числа количественных и качественных междисциплинарных исследований ВОДМВ, учитывающих европейский контекст.

<...>

Литература
  1. Bennett J. Improving the well-being of young children in Europe: the role of early years services, Discussion paper, part of EUROCHILD series, New Realities for Children and Young People in Europe, 2009.
  2. Children in Europe Young Children and their Services: Developing a European Approach, A Children in Europe Policy paper, 2008.
  3. Council of the European Communities Recommendation on child care (92/241/EEC). Brussels, 1992.
  4. Council of the European Union Council conclusions on the education of children with a migrant background, 2978th Education, Youth and Culture Council Meeting. Brussels, 29 November 2009.
  5. Diversity in Early Childhood Education and Training Diversity and Equity: Making Sense of Good Practice. Brussels, 2007.
  6. Eurochild Eurochild Early Years Education and Care Thematic Working Group Discussion Paper on Common Principles and Definitions, 2009.
  7. European Commission Childcare Network Quality Targets in Services for Young Children. Brussels, 1996.
  8. European Economic and Social Committee Opinion of the European Economic and Social Committee on Early childhood care and education, SOC/358. Brussels, 2010.
  9. Fuller, B. Standardized Childhood: the Political and Cultural Struggle over Early Education, Stanford, 2010.
  10. May, H. and Mitchell, L. Strengthening communitybased early childhood education in Aotearoa New Zealand: Report of the Quality Public Early Childhood Education Project, Wellington: New Zealand, 2009.\
  11. NESSE /European Commission Early Childhood Education and Care: Key Lessons from Research for Policy Makers. Brussels, 2009.
  12. United Nations Committee on the Rights of the Child, United Nations Children’s Fund and Bernard van Leer Foundation A Guide to General Comment : ‘Implementing Child Rights in Early Childhood’, The Hague, Bernard van Leer Foundation, 2006.
  13. UNESCOhttp://portal.unesco.org/geography/en/ev.php-URL_ID=9874&URL_DO=DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html, accessed 2 April 2010.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-55675 от 09 октября 2013 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика