Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Новые требования к дошкольной программе как ориентир для подготовки педагогов 1059

Бурлакова И.А., кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, iaburlakova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена важным аспектам подготовки педагогов дошкольного образования, способных сегодня обеспечивать развитие каждого ребенка. Рассматриваются основные принципы и формы образовательной работы с детьми, которые определены новым нормативным документом. Отмечается, что возникающие в дошкольном возрасте новые психологические качества имеют важнейшее значение для формирования личности каждого человека и являются результатом развития. Поэтому приоритетной задачей современного дошкольного образования является не усвоение детьми многочисленных знаний и умений, а содействие более полному развитию, становлению психологических качеств, новообразований. Автор обращает внимание на то, что организация развивающего образования, игра как основная форма образовательной работы с дошкольниками, построение образовательной работы через организацию совместной и самостоятельной деятельности ребенка и другие принципы требуют качественно новой, глубокой психолого-педагогической подготовки воспитателей. В заключение показано, что новый стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» позволит обеспечить подготовку педагогов развивающего дошкольного образования благодаря единым с новым документом теоретическим основаниям, качественно новой структуре образовательной программы и формируемым у будущих воспитателей компетенциям.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Время дает возможность еще раз не только теоретически, но и на практике доказать важность и ценность дошкольного возраста для становления личности человека. Об этом свидетельствуют как возросший в России интерес к проблемам дошкольного детства, так и преобразования, которые происходят в настоящее время в российском образовании: процессы модернизации распространяются и на дошкольную ступень. В частности, новый нормативный документ определяет основу образовательной программы каждого российского детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка. Пусть он и не вызвал единодушного принятия и одобрения у педагогического сообщества, но это – определенный шаг вперед в развитии дошкольного образования. Несомненно, что это продолжение тех преобразований, которые были начаты в конце 80-х годов прошлого столетия и зафиксированы в «Концепции дошкольного воспитания (1989). Идеи деидеологизации и гуманизации, их практическая реализация существенно изменили российское дошкольное образование.

Предоставленная детским садам возможность выбора программы работы с детьми способствовала развитию вариативности образовательных программ для дошкольников («Детство», «Развитие», «Детский сад-дом радости», «Золотой ключик» и др.). В них нашли свое воплощение предложенные различными авторами решения проблемы создания оптимальных условий развития ребенка в дошкольном детстве и организации образовательной работы с детьми этого возраста. В каждой программе особое значение придавалось идее развития и реализации личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми. Эти образовательные программы успешно реализуются до настоящего времени в российских дошкольных учреждениях. Фактически все они базируются на идеях культурно-исторического и деятельностного подходов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.) и положении об амплификации (А. В. Запорожец).

<...>

Литература
  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  2. Запорожец А. В. Научная концепция исследований НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // http://www.tovievich.ru.
  3. Рубцов В. В. Федеральные государственные образовательные стандарты как социо-культурная основа модернизации системы подготовки педагогических кадров. Выступление на Всероссийском совещании «Проектирование основных образовательных программ ВПО по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” на основе ФГОС нового поколения». http://www.childpsy.ru/news/21977/?phrase_id=2122708.
  4. Федеральная целевая программа развития российского образования. http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048/.
  5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. http://www.mgppu.ru.
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/prm655-1.htm.
  7. Якобсон С. Г. Программа «Радуга» // Психологическая наука и образование. 1996. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика