Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ 2584

Авдеева Н.Н., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета "Психология образования" , ФБОУ ВО МГГПУ, Москва, Россия, nnavdeeva@mail.ru
Хохлачёва И.В., кандидат психологических наук, педагог-психолог детского сада №862, Москва, Россия, hohand@yandex.ru
Полный текст

Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться актуальной в наше время. Еще Н. М. Аксарина, выделяя трудности адаптации ребенка к детскому саду в отдельную проблему, приводила пример с пересаженным деревом, требующим особого ухода и заботы садовника. Разлука с матерью, разрушение сложившихся стереотипов жизнедеятельности, новая обстановка, незнакомые люди, отсутствие точек соприкосновения с привычной жизнью  –  все это факторы, вызывающие стресс и часто приводящие к социальной и психологической дезадаптации ребенка.

Следует отметить, что в рамках решения данной проблемы в педагогике раннего возраста разработан комплекс мероприятий, способствующих адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Это рекомендации по индивидуальному подходу на основе тщательно разработанных анкет и вопросников для родителей, посещение семей будущих воспитанников и пр. Тем не менее, попытки определить точки соприкосновения семьи и дошкольного учреждения, разработать общие подходы к ребенку оказались малоэффективными. Дети приходили  в  группу  с  любимой  игрушкой, слышали свое «домашнее» ласкательное имя, ходили за руку с понравившимся воспитателем, но продолжали страдать от разлуки с близкими, нарушения привычного образа жизни [8].

Существенную помощь в решении проблемы оказали научно-практические разработки психологов (Н. М. Аксарина, К. Л.  Печора,  Л. Г.  Голубева,  Н. П.  Жукова, Р. В. Тонкова-Ямпольская). Исследование характера и длительности протекания периода приспособления позволило определить целый ряд факторов, оказывающих  влияние на течение адаптации: возраст, состояние здоровья, уровень психического развития, индивидуальные особенности психологической направленности, темперамент, прошлый опыт  социальной  адаптации  [3;  7;  9]. В работах Л. Н. Галигузовой была установлена зависимость между адаптацией ребенка к дошкольному учреждению и развитию  у  него  потребности  в  общении. Так, причиной трудного привыкания ребенка к яслям может служить рас- согласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения и становлением новой деятельности с предметами, для которой необходимо сотрудничество со взрослым. Другим фактором, влияющим на адаптацию, является становление потребности в общении со сверстниками [6].

Продолжая линию поиска психологических механизмов адаптации, мы выделили еще  два важных,  с  нашей  точки зрении, фактора, обусловливающих адаптацию ребенка к ДОУ: качество привязанности ребенка к матери и стиль детско-родительских отношений.

Значимость формирования у ребенка, начиная с первых месяцев жизни, привязанности к близким людям (прежде всего к матери) в настоящее время общепризнанна. Такая эмоциональная привязанность совершенно необходима для полноценного психического развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует личностному развитию и успешной социализации [2; 4].

В поведении ребенка признаки привязанности проявляются следующим образом. Лицо, к которому привязан ребенок (объект привязанности), может лучше дру- гих успокоить и утешить малыша; ребенок чаще, чем к другим, обращается к нему за утешением, в его присутствии он реже испытывает страх. Привязанность к определенным людям (матери) начинает проявляться у младенцев после 6 месяцев. Чувство привязанности ребенка к матери достигает максимума между 12 и 18 месяцами и уменьшается к концу 2-го года жизни [4]. Это отношение не является врожденным, оно зависит от чувствительности близких взрослых к потребностям ребенка, характера взаимодействия и общения с ребенком.

Исследования М. Эйнсворт, Дж. Боулби и других позволили выделить три типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери):

  1. надежную, безопасную привязанность (тип В);
  2. ненадежную избегающую привязанность (тип А);
  3. ненадежную  тревожно-сопротивляющуюся привязанность (тип С).

Показано,   что   наиболее  благоприятной для психического развития является надежная привязанность, а наиболее неблагоприятной – ненадежная, тревожно- сопротивляющаяся [4].

В отечественной психологии в рамках концепции генезиса общения М. И. Лисиной изучалось формирование аффективных связей с матерью у детей из семьи и близким взрослым у воспитанников дома ребенка на первом году жизни, образ себя и привязанности у детей раннего возраста [1; 2].

Результаты   изучения   привязанности, полученные зарубежными и отечественными специалистами, позволяют выдвинуть следующее предположение: поскольку привязанность ребенка к матери оказывает влияние на социализацию ребенка, она может оказывать определенное влияние и на его адаптацию к ДОУ. При этом адаптационный период у детей с различными типами привязанности будет протекать по- разному, отличаться разной степенью  тя- жести ( легкой, средней, тяжелой).

Второй детерминантой адаптации к новой психологической среде могут послужить детскородительские отношения, сложившиеся в семье. Известно, что тип взаи- модействия родителей с детьми во многом влияет на психическое развитие ребенка, формирование его личности и это влияние может проявиться в критический момент переживания психологического стресса, которым, несомненно, является период адаптации к детскому саду.

Организованное и проведенное нами эмпирическое исследование проходило в два этапа.

На  первом этапе  основное внимание было направлено на выявление соотношения общего течения адаптационного периода (его длительности и соответственно тяжести) с типом привязанности к матери и стилем взаимодействия родителей с ребенком. Работа проводилась  в  детских  дошкольных учреждениях № 857 и № 2022 Москвы в 2003 году 1. В исследовании приняли участие 32 ребенка в возрасте от года до трех лет, их матери, а также воспитатели групп. В качестве основного инструментария исследования использовались:

  • анализ листов адаптации;
  • беседа с воспитателями, направленная на выявление особенностей адаптационного периода ребенка, а также проявлений привязанности к матери;
  • наблюдение за поведением детей в группе, в том числе при встрече и расставании с матерью;
  • анкетирование родителей с целью выявления особенностей адаптации и характера привязанности к матери;
  • опросник  для  изучения взаимодействия родителей с детьми  И. М. Марковской.

По результатам исследования проводилось сопоставление эмпирических данных об адаптации, привязанности и стиле детско-родительского взаимодействия. На первом шаге анализа сравнивались данные о протекании адаптационного периода у детей и типе их привязанности к матери. Затем данные об адаптации сопоставлялись с характеристиками детско-родительского взаимодействия.

Сопоставление особенностей адаптации и типа привязанности показало, что у подавляющего большинства детей с легким  течением  адаптационного периода (16 из 22, т. е. 73 %) отмечалась надежная привязанность к матери. У большинства детей с адаптацией средней тяжести (6 из 8, т. е. 75 %) была выявлена ненадежная привязанность: либо избегающего типа (у 2 детей),  либо тревожно-сопротивляющегося типа (у 4 детей). Дети с тяжелым протеканием адаптационного периода также демонстрировали ненадежную привязанность к матери (2 ребенка).

При анализе результатов исследования, касающихся характера адаптации и особенностей детско-родительских взаимодействий, были выявлены следующие за- кономерности.

1. Во взаимодействии практически всех родителей и детей, адаптационный период которых характеризовался  как  легкий (20 из 22, т. е. 90 %), отмечались:

  • низкий или средний уровень требований к ребенку;
  • низкая или средняя степень строгости;
  • средний или высокий уровень контроля;
  • средний уровень принятия ребенка;
  • средний или высокий уровень последовательности во взаимодействии;
  • средняя выраженность воспитательной конфронтации в семье.

2. Взаимодействие родителей и детей, адаптация которых протекала в форме средней тяжести или тяжело, характеризовались во всех случаях (10 из 10, т. е. 100 %):

  • средним или высоким уровнем строгости по отношению к ребенку;
  • значительной эмоциональной дистанцией во взаимоотношениях;
  • низким уровнем принятия ребенка;
  • низкой или средней степенью сотрудничества с ним.

Кроме того, у родителей отмечался средний или высокий уровень тревожности за ребенка.

Таким образом, результаты исследования показали, что в большинстве случаев легкая форма адаптации была свойственна детям с надежным типом привязанности к матери, адаптация средней тяжести и тяжелая – детям с ненадежной привязанностью. Кроме того, во всех случаях детско- родительские взаимодействия детей со среднетяжелой и тяжелой формами адаптации имели неблагоприятные характеристики. Выявленные тенденции позволили поставить новые вопросы:

  1. как разные типы  ненадежной привязанности (избегающая и тревожно-сопротивляющаяся) соотносятся с тяжелой и среднетяжелой формами адаптации?
  2. какое влияние на протекание адаптационного периода у ребенка оказывает эмоциональное отношение матери?

Поставленные вопросы послужили основанием для последующего исследования, которое и составляло второйэтап  работы.

Для экспериментального исследования была выдвинута следующая гипотеза: особенности эмоционального взаимодействия матери с ребенком влияют на адаптацию ребенка к детскому саду.

Дополнительная гипотеза: течение адаптационного периода детей зависит  от типа привязанности к матери, связанного с особенностями эмоционального отношения матери к ребенку.

В соответствии с выдвинутой гипотезой было предпринято экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей эмоционального взаимодействия матери и ребенка, привязанности ребенка к матери, течения адаптации ребенка к ДОУ. Здесь были использованы следующие методы и методики:

  • анализ листов адаптации;
  • беседы с воспитателями;
  • стандартизованное наблюдение за детьми;
  • анкетирование родителей;
  • опросник  детско-родительского эмоционального взаимодействия Е. И. Захаро- вой [5].

Экспериментальное исследование проводилось в детском дошкольном учреждении № 1817 г. Москвы, в младших группах (ранний возраст) в 2005 году. В нем принимали участие 20 пар (мать-ребенок), а также 4 воспитателя.

По ходу работы на первом шаге данного этапа определялись особенности протекания адаптационного периода у детей младших групп детского сада. При этом использовались данные, касающиеся особенностей адаптации детей, полученные при анализе листов адаптации, в беседах с воспитателями и при анкетировании  родителей. Анализ результатов показал, что адаптация к детскому саду проходила в легкой форме у 45 % детей, в форме средней тяжести – у 30 % детй, в тяжелой форме – у 25 % детей.

На втором шаге были выявлены особенности привязанности детей к матери. Для определения качества привязанности применялся следующий методический инструментарий:

  • анкетирование  родителей  и  воспитателей;
  • cтандартизованное наблюдение,  направленное  на  выявление  особенностей: а) встречи и расставания ребенка с матерью; б) поведения детей в группах (игры, общения  со  взрослыми  и  сверстниками); в) характера засыпания и сна.

Полученные результаты показали, что надежная привязанность (тип В) к матери сформирована  у 60 % детей, ненадежная избегающая (тип А) – у 20 %, ненадежная тревожно-сопротивляющаяся  (тип  С)  –  у 20 % детей.

На третьем шаге изучались особенности эмоциональной  стороны  взаимодействия в диадах с помощью опросника детско- родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ).

Суммарные результаты, полученные с помощью опросника ОДРЭВ, представлены в таблице.

При анализе данных, представленных в таблице, выделяются показатели, выраженность которых оказалась выше или ниже основной группы. Выше всего мате- ри оценивают свою способность воспринимать состояние ребенка (4,1), свои чувства в ситуации взаимодействия  с ребенком (4,2), а также стремление к телесному контакту  (4,3), что позволяет в целом положительно оценить эмоциональное взаимодействие матерей с детьми. Вместе с тем ряд показателей  имеет низкое значение, что делает картину не столь благополучной. К таким показателям прежде всего относятся: эмпатия (2,7) и ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (2,9). На фоне выраженной способности воспринимать состояние ребенка матери не стремятся проявлять отзывчивость и сопереживание, не считают нужным учитывать эмоциональное состояние ребенка в реальном взаимодействии. Гораздо чаще они ориентируются на собственные планы, собственное настроение или социальные требования.

 

Таблица

Средние (М) и критериальные (N) показатели эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (относительно диады мать-ребенок)          

Указанная в таблице величина N является тем крайним значением, которое с учетом среднего квадратичного отклонения может принимать отдельная характеристика, не выходя из области средних значений. В том случае если в конкретной диаде показатель принимает значение ниже обозначенного N, можно говорить о дефиците соответствующей характеристики эмоциональной стороны взаимодействия. Анализ полученных результатов показал, что в 60 % случаев, т. е. у 12 матерей отмечается дефицит тех или иных характеристик эмоционального взаимодействия. При этом количество характеристик с низкими показателями в конкретных диадах варьирует от 1 до 7.

Все данные, полученные в исследовании, были соотнесены друг с другом. В результате этого установлено следующее:

  • у всех детей с легкой формой адаптации сформирована надежная привязанность (тип В) (9 из 9 – 100 %);
  • у большинства детей с адаптацией в форме средней тяжести (4 из 6 – 67 %) привязанность к матери ненадежная: либо избегающая (тип А) (3 ребенка – 50 %) , либо тревожно-сопротивляющаяся (тип С) (1 ре- бенок – 17 %);
  • надежная  привязанность (тип  В) отмечалась у 2 детей с адаптацией в форме средней тяжести;
  • у подавляющего большинства детей с тяжелой формой адаптации была сформирована ненадежная привязанность (4 из 5 –80 %): привязанность типа А (1 ребенок –20 %), привязанность типа С (3 ребенка –60 %).

Соотнесение данных о течении адаптационного периода детей и особенностях детско-родительского эмоционального взаимодействия показало следующие за- висимости:

  1. при легкой адаптации ребенка к детскому саду: у большинства матерей (7 из 9) практически все характеристики эмоционального взаимодействия выражены в достаточной степени, лишь у 22 % испытуемых (2 из 9) выявлен дефицит выраженности позитивного эмоционального отношения матери к ребенку;
  2. при среднетяжелой адаптации ребенка к детскому саду: практически во всех диадах (за исключением одной) выявлен дефицит характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (5 из 6);
  3. при тяжелой адаптации ребенка к детскому саду у всех матерей (5 из 5) выявлены дефицитарные показатели эмоционального отношения к ребенку.

Чаще всего при неблагоприятном протекании адаптации отмечался  дефицит следующих характеристик эмоционального взаимодействия:

а) способность матери к сопереживанию ребенку;

б) безусловное принятие; стремление к телесному контакту;

в) ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия.

При гармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком ярче всего выражены:

  • позитивные чувства, возникающие у матери при общении с ребенком;
  • безусловное принятие;
  • преобладание положительного фона эмоционального взаимодействия;
  • стремление к телесному контакту.

При  наличии дефицита выраженности характеристик эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия можно говорить о дисгармоничном эмоциональном взаимодействии матери с ребенком.

Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза о взаимосвязи между особенностями эмоционального взаимодействия матери с ребенком и те- чением адаптации ребенка к детскому саду подтвердилась. На уровне тенденции подтвердилось и существование зависимости протекания адаптационного  периода от типа привязанности к матери:

  • в большинстве случаев легкая форма адаптации свойственна детям с надежной привязанностью (тип В);
  • адаптация средней тяжести  –  детям с ненадежной привязанностью (тип А или тип С);
  • тяжелая – также  соотносится с ненадежной привязанностью, преимущественно тревожно-сопротивляющегося типа (С).

Аналогичные данные были получены и на первом этапе исследования.

Практически во всех случаях эмоциональная составляющая детско-родительских отношений имеет дисгармоничный характер, если у детей наблюдается среднетяжелая и тяжелая формы адаптации к детскому саду. Особенно настораживает тот факт, что у 60 % диад в той или иной степени наблюдается дефицит важнейших характеристик эмоционального отношения матери к ребенку (эмпатии, принятия, отзывчивости и  др.).

Необходимо подчеркнуть, что эмоциональное взаимодействие родителей и детей, возникающее в самом начале жизни ребенка, оказывает огромное влияние на все последующее развитие. В процессе многократно повторяющихся взаимодействий с матерью и другими близкими у ребенка формируются так называемые «рабочие модели» себя, других людей и межличностного взаимодействия, которые в дальнейшем помогают ему ориентироваться в новых ситуациях, интерпретировать их и соответствующим образом реагировать. Внимательные, чуткие, заботливые родители формируют у ребенка чувство базового доверия к миру; создается позитивная модель «Я», окружающих, безопасного социального взаимодействия. Дисгармоничные отношения, наоборот, убеждают ребенка в том, что другие люди, также как и родители, не являются надежными, предсказуемыми партнерами, которым можно доверять (негативная рабочая модель окружающих). Таким образом, формирующиеся на первом году жизни модели себя, другого и межличностного взаимодействия в дальнейшем во многом определяют восприятие ребенком окружающего мира, построение отношений со сверстниками и взрослыми, развитие его  познавательных способностей, возможности адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности [2; 4].

Приход ребенка в детское дошкольное учреждение представляет собой стрессовую ситуацию, подвергающую организм и психику ребенка серьезным  испытаниям. В связи с этим представляется важной обязательная оценка психологических механизмов адаптации ребенка к детскому саду, которая могла бы способствовать менее болезненному протеканию этого периода в жизни ребенка и родителей.

Безусловно, проблема соотношения эмоциональной составляющей детско- родительского взаимодействия и протекания адаптации ребенка к детскому саду является достаточно многогранной и сложной. Но, тем не менее, можно утверждать, что ненадежная  привязанность к матери и дисгармоничный характер эмоциональ- ного взаимодействия матери с ребенком представляют собой существенные факторы риска для дальнейшего социально- эмоционального развития детей и, в частности, могут служить ориентиром для прогнозирования течения и исхода адаптационного периода.

Данные, полученные в исследовании, могут быть использованы практическими психологами, работающими в дошкольных учреждениях. При поступлении ребенка в детский сад представляется необходимым осуществлять оценку качества привязанности и характера эмоционального взаимодействия и отношения матери к ребенку. В период адаптации в рамках психологического сопровождения семьи родителям в консультативной форме могут быть даны рекомендации, направленные на развитие, а при необходимости и коррекцию эмоционального взаимодействия с ребенком.

Это поможет обеспечить наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду, а также позволит организовать плавный переход с домашнего на общественное воспитание.

 


 


Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец. М., 2006.
  2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.
  3. Аксарина Н. М., Ладыгина Н. Ф. Развитие и задачи воспитания детей в возрасте третьего года жизни. М., 1980.
  4. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.
  5. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лебедева Н. Н., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007.
  6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
  7. Печера К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1986.
  8. Теплюк С. Н. Улыбка малыша в период адаптации // Дошкольное воспитание. 2006. № 3.
  9. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. М., 1980.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика