Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Построение развивающих программ с использованием настольных игр 1034

Салмина Н.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры «Психологии образования и педагогики» факультета психологии МГУ, профессор кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, salmina2005@yandex.ru
Тиханова И.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии факультета «Психология образования» МГППУ, Москва, Россия, tihan@bk.ru
Черная О.В., методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, chernayaov@mail.ru

Аннотация

В статье представлен подход к построению развивающих программ для познавательного и личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием настольных игр. Описаны условия, при соблюдении которых указанные игры оказывают развивающее воздействие. Дана характеристика настольных игр, указаны признаки, отличающие их от других игр, игрушек и игрового материала. Выстроена определенная последовательность работы при построении развивающих программ: выделение базовых умений, необходимых для реализации задач возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста; построение логики развития умений – последовательности формирования операций, входящих в умение; создание последовательности игр, в которых будут осваиваться операции, входящие в умение.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Игра является одной из форм передачи опыта, созданной обществом для управления развитием детей [2; 4; 8]. Согласно периодизации психического развития ребенка Д. Б. Эльконина эта деятельность, «выращивая» индивидуальные психические новообразования, развивает социально­эмоциональную (мотивационно-личностную) и интеллектуально-познавательную сферу (операционально-техническую) [8]. Игра за­нимает особое место в системе деятельно­стей ребенка. В ней формируются личност­ные качества (мотивация, регуляция, взаимо­действие детей) и познавательные способно­сти (логическое, пространственное и образ­ное мышление, память, внимание и др.). Она способствует достижению и реализации за­дач возраста, конкретизированных и матери­ализованных на каждом возрастном этапе в соответствующих видах игр и игрушек [3; 5].

Несмотря на то что игре придается веду­щее значение в развитии ребенка дошкольно­го возраста, она продолжает сохранять важ­ное место в личностном и познавательном развитии на протяжении младшего школьно­го возраста и далее [3; 4]. Дети и взрослые с удовольствием играют, проводя таким обра­зом свой досуг.

<...>

Литература
  1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ре­бенка. Собр. соч. Т. 6. М., 1984.
  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  3. Кравцова Е. Е. Игра детей и игры взрослых: Труды Института психологии им. Л. С. Выготско­го. РГГУ. Вып. 1. М., 2001.
  4. Кудрявцев В. Т. Развитое детство и развиваю­щее образование: культурно-исторический под­ход. Дубна, 1997.
  5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игры с пра­вилами в дошкольном возрасте. М., 2002.
  6. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Абдулае­ва Е. А., Филиппова И. В., Шеина Е. Г. Психолого­педагогические основания экспертизы игру­шек // Вопросы психологии. 2008. № 1.
  7. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психо­логическая наука и образование. 2008. № 3.
  8. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  9. Якиманская И. С. Индивидуально-психоло­гические различия в оперировании простран­ственными отношениями // Вопросы психологии. 1976. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика