Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Влияние игрового материала на уровень развития зрительного восприятия 1165

Алексо В.А., соискатель кафедры возрастной психологии факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического универстета, Москва, Россия, alekso1@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу влияния игрового материала на перцептивное развитие. Экспериментальное исследование строилось на основе концепции сенсорного воспитания А. В. Запорожца, Л. А. Венгера. Кроме того, для оценки уровня развития зрительного восприятия использовалась структура зрительного восприятия, разработанная М. Frоstig, где в качестве важнейших характеристик выделяются зрительно-моторная координация, фигуро-фоновые отношения, константность, умение определять положение в пространстве и пространственные отношения. Отмечается, что проведению комплексного анализа изменений в развитии игровой деятельности способствовало то, что оценка деятельности происходила по следующим выделенным критериям: мотивационный компонент, тип ориентировки, уровень игровых действий. В статье описаны не только результаты констатирующего эксперимента, полученные в разных условиях дошкольного воспитания, но и итоги реализации игровой программы, направленной на развитие зрительного восприятия, что позволило получить данные о разной степени изменения перцептивных характеристик после ее реализации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Игра, являясь источником развития, фор­мирует зону ближайшего развития ребен­ка. По мнению Л. С. Выготского, «зона бли­жайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процес­се созревания; функции, которые можно на­звать плодами развития», поэтому игровая деятельность в период раннего и дошкольно­го возраста является логически предпочти­тельной средой, в которой развитие психиче­ских процессов ребенка может осуществлять­ся полномасштабно [4, c. 42].

Проблема роли игрового материала в пси­хическом развитии ребенка интенсивно раз­рабатывается в отечественной литературе (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. С. Спи­ваковская, С. Л. Новоселова, Е. О. Смирнова и др.). [7; 17; 14; 10–13]. Несмотря на значи­тельное число работ, посвященных изучению игровой деятельности, исследований влияния вида игрового материала на тот или иной ком­понент психического развития недостаточно.

<...>

Литература
  1. Бетелева Т. Г., Дубровинская Н. В., Фар­бер Д. А. Сенсорные механизмы развивающего­ся мозга. М.,1977.
  2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражне­ния по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1973.
  3. Венгер Л. А., Холмовская В. В. Диагности­ка умственного развития дошкольников. М., 1978.
  4. Выготский Л. С. Динамика умственного раз­вития школьника в связи с обучением // Выгот­ский Л. С. Умственное развитие детей в процес­се обучения. М.-Л., 1935.
  5. Выготский Л. С. Психология. М., 2000.
  6. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., 1964.
  7. Запорожец А. В., Усова А. П. Психология и пе­дагогика игры дошкольника. М., 1966.
  8. Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1916.
  9. Морозова Л. В. Уровень развития структурных компонентов зрительного восприятия детей как показатель психофизиологической зрелости // Вестник ПГУ. 2003. № 2 (4).
  10. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
  11. Новоселова С. Л., Реуцкая Н. А. Игры, игруш­ки и игровое оборудование для дошкольных об­разовательных учреждений. М., 1997.
  12. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. и др. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
  13. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г. Концепция психолого-педагогической экспертизы // Психо­логическая наука и образование. 2008. № 3.
  14. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, дет­ство, семья. Т. 1. М., 2000.
  15. Стребелева Е. А. Методические рекоменда­ции к психолого-педагогическому изучению де­тей 2–3 лет. Ранняя диагностика умственного развития. М., 1994.
  16. Фарбер Д. А. Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе. М, 1969.
  17. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика