Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Обзор современных зарубежных исследований по проблемам инклюзивного образования 1837

Ливенцева Н.А., педагог-психолог городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, natalia.liventseva@gmail.com

Аннотация

Представлены научные исследования из периодических изданий США и Европы по инклюзивному образованию за период с 2006 по 2011 гг., отражающие основные тенденции развития этого направления социальной и образовательной политики в различных странах мира. В обзоре они объединены в три тематические группы: проблемы профессиональной подготовки педагогов к инклюзивному образованию; проблемы взаимодействия детей с особыми потребностями со здоровыми сверстниками в инклюзивных классах; проблемы организации учебного процесса в инклюзивном классе. По мнению большинства зарубежных специалистов, успех инклюзии зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов: профессиональной компетентности педагогов; подготовки и профессионального сопровождения педагогических кадров; отношения к феномену инвалидности у педагогов и детей с нормативным развитием; изменения структуры учебных планов для удовлетворения потребностей всех категорий детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной и образовательной политики большинства развитых, а также развивающихся стран. Наиболее полно эта тенденция отражена в материалах научных периодических изданий в сфере специальной и педагогической психологии США и стран Европы. Согласно мнению большинства зарубежных специалистов, успех инклюзии во многом зависит от грамотного использования целого комплекса педагогических и психологических ресурсов. В их число входит профессиональная компетентность инклюзивных педагогов; реорганизация системы подготовки и профессионального сопровождения педагогических кадров; отношение к феномену инвалидности у педагогов и детей с нормативным развитием и его влияние на продуктивность инклюзивного обучения; изменение структуры учебных планов и пространства в классе с целью удовлетворения потребностей всех категорий детей.

В представленных ниже десяти теорети-ческих и эмпирических исследованиях, проведенных специалистами США, Англии, Словении и стран Скандинавии, отражены основные проблемы реализации инклюзивного образования, решение которых актуально для профессионального сообщества специалистов развитых стран. Мы условно объединили эти исследования в три тематические группы. В первую группу вошли исследования, посвященные изучению проблем, связанных с подготовкой педагогов к инклюзии: отношения педагогов к инклюзивному образованию, факторов, влияющих на его формирование; трудностей реорганизации структуры программ профессиональной подготовки педагогов и создания системы сопровождения инклюзивных педагогов в образовательных учреждениях. Описан опыт США и Англии. Вторую группу составили исследования проблемы взаимодействия детей с особыми потребностями со своими сверстниками с нормативным развитием и поиска возможных ресурсов для оптимизации этого взаимодействия. В третью группу вошли работы методического характера, в которых даны рекомендации по организации учебного процесса в инклюзивных классах.

<...>

Литература
  1. Бонд Р., Кастагнера Э. Поддержка сверстни­ков и инклюзивное образование: недостаточное использование ресурса // Theory into Practice. 2006. 45. № 3.
  2. Брендон Т., Чарлтон Д. Опыт Англии в соз­дании и развитии центра подготовки педаго­гов к инклюзивному образованию // International Journal of Inclusive Education. 2011. 15. № 1.
  3. Де Боэр А., Пийл С.-Дж., Миннаэрт А. Отно­шение к инклюзии учителей начальной обще­образовательной школы: обзор литературы // International Journal of Inclusive Education. 2011. 15. № 3.
  4. Дикер В.Ю. Способы использования и подбо­ра дидактических материалов у учителей инклю­зивных классов // Procedia Social and Behavoiral Sciences. 2009. №1.
  5. Кагран Б., Шмидт М. Отношение словенских учителей к инклюзии учащихся с различны­ми видами образовательных потребностей в начальной школе // Educational Studies. 2011. 37. № 2.
  6. Ким Дж.-Р. Влияние программ профессио­нальной подготовки педагогов на готовность к инклюзии студентов-практикантов // International Journal of Inclusive Education. 2011. Вып. 15, № 3.
  7. Льюсберг А. Л. Обучение учащихся в струк­турированных классных комнатах // International Journal of Inclusive Education. 2011. 15, № 2. С. 195–210.
  8. Родкин Ф.-С., Фармер Т.-В., Ван Эйкер Р., Пи­эрл Р., Томсон Дж.-Х., Федора П. Каких свер­стников дети-инвалиды считают «классными» // Journal of School Psychology. 2006. Вып. 44.
  9. Френч Н.-К., Чопра Р.-В. Учитель в роли менед­жера // Theory Into Practice. 2006. Вып. 45. № 3.
  10. Шмидт М., Кагран Б. Психологический кли­мат в классах с детьми с особыми потребностя­ми в средней общеобразовательной школе // Educational Studies. 2006. Вып. 32, № 4.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика