Выявление и развитие одаренных детей и молодежи: программа Talent Search

995

Аннотация

Статья посвящена анализу американской программы выявления и развития одаренных и способных школьников Talent Search, представляющей собой обширную сеть учебных центров, занимающихся идентификацией и обучением детей на региональном и государственном уровнях. Рассматривается методика тестирования, опирающаяся на использование так называемых сверхнормативных тестов, и основные методы и формы обучения способных и одаренных школьников, прошедших испытания. Большое внимание в таком обучении уделяется оптимальному сочетанию потребностей учащихся и целей образовательных учреждений. На основании анализа сегодняшнего положения программы выделяются ее достоинства и недостатки, а также приводится обзор высказываемых рекомендаций по ее дальнейшему развитию.

Общая информация

Ключевые слова: государственные программы, одаренность, способности, идентификация, тестирование

Рубрика издания: Психология одаренности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Волков А.В. Выявление и развитие одаренных детей и молодежи: программа Talent Search // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 39–45.

Полный текст

1.   История развития программы

Модель Talent Search была разработана в США в 30-х годах прошлого века Летой Стеттер Холлингворт. На практике она была впервые реализована профессором Джулиа­ном Стенли в университете Джонса Хопкин­са в Балтиморе. Первый конкурсный экзамен по этой модели был проведен в январе 1972 г. Его участниками стали 450 учащихся седьмых и восьмых классов, живших в районе Балтимора. Сначала тест включал в себя только математический компонент, но уже на следующий год в него были добавлены и вербальные задания.

Джулиан Стенли и его сотрудники быстро поняли, что одной идентификации для помощи одаренным детям недостаточно. Весной 1972 г. был набран первый класс. Это был математический класс ускоренного обучения для одаренных школьников, закончивших шестой класс. Результаты его работы были оценены очень высоко. За срок в 12-14 месяцев восемь школьников прошли эквивалент стандартной школьной программы за 4,5 года, двое - за 3,5 года, шестеро - за 2 года [3].

В 1979 г. была создана новая организация - Center for Talented Youth (Центр талантливой молодежи - ЦТМ). Успехи учеников, участвовавших в этих курсах, в сочетании с успехами первых участников программ, стали доказательством, что ускоренное обучение - это эффективный путь удовлетворения образовательных потребностей одаренных детей. Акселерация стала центром внимания модели Talent Search и остается им до настоящего времени.

Летом 1980 г. была организована первая программа постоянного пребывания, предлагавшая курсы ускоренного обучения школьникам, получившим высокие оценки в сверхнормативном тестировании. Центрами разработки региональных программ модели Talent Search стали университеты. Все это было направлено на создание и внедрение сверхнормативных тестов на всей территории США. В начале 1990-х годов прошлого века программу распространили и на младшие классы.

Первоначальная идея Холлингворт - диагностирование способностей с последующим обучением - сохранилась до сегодняшнего дня. Межштатные экзамены Talent Search, как региональные, так и государственные, определяют большую часть участников внешкольных программ в США. Основной их целью по-прежнему является выявление учащихся с выдающимся интеллектом, но программы постоянно расширяют сферу своего участия в измерении других способностей.

2.   Общая концепция

2.1. Методика тестирования

Традиционно школьники проходят процедуру отбора с помощью стандартизованных тестов, измеряющих их достижения в различных предметах. Этот инструмент определяет знание материала, считающегося достаточным для определенного уровня, а также дает сведения для сравнения показателей конкретного школьника и школьной или государственной нормы. Тем не менее, для учащихся с очень высокими результатами такие тесты не дают достаточно точной информации об их достижениях. Очень высокий результат означает, что учащийся ответил на большинство или на все вопросы правильно, но такой тест не может определить, насколько глубоко учащийся знает материал за пределами своего уровня.

Учащиеся, которые получили высшие результаты в стандартных школьных тестах (обычно это верхние 3-5 %) и решили участвовать в программах Talent Search, проходят сверхнормативные тесты, предназначенные для более старших учащихся. Такая методика позволяет увидеть индивидуальные различия учащихся с высокими способностями, чьи образовательные потребности могут сильно отличаться. Сверхнормативные тесты дают материал для оценки способностей к превышению требований школьного курса и, таким образом, позволяют сделать прогноз дальнейших достижений учащегося.

В частности, сверхнормативные тесты, которые использует ЦТМ, измеряют математические, а также вербальные способности и доступны в интернете. Результаты участников из 2-4-х классов сопоставляются с результатами детей, старших на 2 класса, 5-6-х классов - на 3 класса, 7-8-х - на 4-5 классов.

Помимо использования сверхнормативных тестов, которые составляют основное ядро модели Talent Search, эти программы также способствовали развитию прочих средств идентификации одаренных детей. Для первоначальной квалификации участвующих в сверхнормативном тестировании используются стандартизованные тесты наряду с несколькими другими критериями. Например, широко используются рекомендации учителей и школ, портфолио учащихся, заявления и отзывы родителей [1].

Тестирование проводится на всей территории США каждый год. Основанием для участия обычно является рекомендация учителя. Чаще всего участниками являются учащиеся седьмых классов, оказавшиеся в верхних 3 % государственного нормированного теста, который американские школьники проходят в обязательном порядке.

Модель Talent Search предполагает главным своим методом акселерацию после диагностирования. Считается, что без ускоренного обучения одаренные школьники сталкиваются с быстрой утомляемостью, снижением внимания, неусидчивостью, проблемами в поведении. Совокупность этих факторов может привести к отвращению к учебе. Одаренные дети, вынужденные учиться в обычной среде, по мнению некоторых исследователей, могут лишиться своих способностей, вернуть которые оказывается крайне сложно.

По словам Джулиана Стенли, даже один трехнедельный курс стимулирует одаренных детей [4]. Они возвращаются в свои школы с большей уверенностью и готовностью справляться с медленными темпами обучения. При этом он признал, что причиной такого стремительного прогресса могут быть слишком низкие темпы обучения и стандарты в обычных школах.

Ускоренное обучение может принимать две формы. В первой темп определяют сами учащиеся в индивидуальном порядке, во второй - темп для всего класса определяет преподаватель. Вторая форма зачастую кажется школам более привлекательной, поскольку, с одной стороны, более схожа со стандартной системой обучения и, с другой стороны, может применяться в случаях, когда темп обучения не устраивает класс, даже когда учащийся был переведен в следующий класс с пропуском одного года [3].

Групповое обучение не только облегчает усвоение материала и помогает одаренным детям добиваться высоких достижений, но и обеспечивает развитие их социальных навыков. Эти учащиеся отмечают, что их понимают и принимают, что чувство, которое они испытывали во время обучения в рамках дополнительных образовательных программ, помогало им принять себя и свои способности, почувствовать уверенность в своих силах, активнее включаться в социальное взаимодействие [1].

2.2 . Адаптация к потребностям и интересам учеников

Программы Talent Search основаны на концепции оптимального сочетания - процесса адаптации образования к потребностям, интересам и знаниям учеников. Путь к этому лежит через идентификацию образовательных способностей учащихся почти всегда через тестирование. Затем следует воздействие, заключающееся в корректировке учебного плана с целью обеспечения адекватного уровня задач и стимулов наряду с подходящими условиями скорости и уровня обучения.

Концепция оптимального сочетания основывается на следующих основаниях [4]:

•   обучение последовательно, эволюционно и относительно предсказуемо. Следовательно, можно оценить уровень понимания учащегося в определенной группе понятий и навыков. Это особенно очевидно в наиболее логичных предметах, таких как математика;

•   после того как учащийся овладел определенным разделом предмета, необходимо перейти к следующему. Необоснованные задержки могут вызвать скуку, в то время как слишком быстрый переход от раздела к разделу может вызвать замешательство и разочарование. Оптимальное сочетание достигается постановкой перед учащимся адекватных задач и вызовов, предоставлением достаточных интеллектуальных стимулов и глубоким погружением в процесс обучения.

Поскольку внутри одной возрастной группы есть существенные различия между учащимися в отношении их навыков и знаний, используются разные темпы обучения.

2.3.    Программы постоянного пребывания и другие дополнительные образовательные возможности

Программы Talent Search предлагают одаренным детям большой выбор внешкольных образовательных возможностей. Это сезонные курсы для начальной школы, программы постоянного пребывания в университетах и курсы ускоренного обучения, доступные летом или в выходные дни. Такие программы позволяют добиться как кратких, так и долговременных преимуществ для одаренных учащихся. В частности, участники первых ускоренных математических курсов прошли тестирование не только по окончании курсов, но и через 18 лет после их окончания. Тестирование показало, что прошедшие курсы учащиеся, особенно прошедшие курсы в максимально короткий срок, получали более высокие оценки в высших учебных заведениях, поступили в более престижные колледжи и в целом добивались более высоких результатов.

Главные центры Talent Search предлагают прошедшим отбор дополнительные летние курсы и прочие программы. Ряд американских университетов предлагает координационные программы. Акцент делается на постоянное пребывание в общежитиях, что позволяет учащимся получить представление о высшем образовании и потенциальных возможностях. В то же время такие курсы дают университетам возможность заранее привлечь и выделить перспективных учащихся. В 2001 г. около 10 % абитуриентов Университета Джонса Хопкинса участвовали в программах ЦТМ. Школьникам, получающим высокие оценки в тестах, предлагается поучаствовать в интенсивных курсах гуманитарных, общественных, естественных наук, математики и владения компьютером, а также выбрать из большого ряда дополнительных мероприятий. Предлагается также помощь в выборе колледжа и планировании карьеры. Курсы с постоянным пребыванием обычно длятся от одной до нескольких недель, что позволяет добиться полного погружения в предмет наряду с интенсивным контролем и множеством социальных контактов.

Несмотря на то что в программах Talent Search принимают участие тысячи школьников, цель данного проекта - индивидуальное внимание, разработка комбинации возможностей для акселерации, дополнительных курсов и внешкольных мероприятий, которые отражают лучшую возможную альтернативу для обучения отдельного ребенка. Участие Центров одаренной молодежи (ЦОМ) в образовании школьников продолжается и после летних курсов посредством учебных конференций и курсов удаленного обучения. Разрабатываются также образовательные программы с участием волонтеров.

2.4.     Исходные принципы программ Talent Search

Продуктивные достижения детей и взрослых являются результатом когнитивных факторов, личностных качеств и воздействий среды;

•   идентификация - чрезвычайно важный первый шаг в развитии способностей;

•   усилия по идентификации способностей должны быть направлены как на индивидов, обладающих потенциалом, так и на тех, кто уже обладает развитыми или реализованными способностями;

•   многие социальные факторы, такие как дом, школа, рабочее место, окружение влияют на развитие способностей;

•   развитие способностей является результатом понимания, образовательного обеспечения, поддержки и помощи со стороны социальных систем, которые облегчают развитие способностей и личности школьника;

•   одаренные индивиды присутствуют в каждой расовой и этнической группе;

•   обучение одаренных должно стимулировать, пробуждать интерес, ставить вызовы, одухотворять, провоцировать и вдохновлять.

2.5.   Образовательные услуги в рамках программы Talent Search

1.   Конкурсы и состязания. Информация о таких мероприятиях доводится до учащихся различными способами. Некоторые центры публикуют информацию в своих изданиях, некоторые устраивают почтовые рассылки. Конкурсы могут проводиться на базе одного центра или нескольких, могут сочетаться с независимыми государственными мероприятиями.

2.   Услуги для малообеспеченных слоев населения. В сотрудничестве с фондом Jack Kent Cooke четыре центра помогают одаренным детям из семей с низким уровнем доходов через особую программу, предоставляющую учащимся индивидуализированные образовательные услуги, которые могут включать финансовую поддержку при зачислении в учебные программы, закупки оборудования для развития музыкальных или художественных способностей, доступе к преподавателям и консультантам.

3.   Консультирование по вопросам образования и карьеры. Два центра предоставляют учащимся доступ к консультантам, информации о возможностях трудоустройства и к работающим профессионалам. Еще один центр предлагает родителям участвовать в коротких семинарах и симпозиумах, посвященных этим вопросам. В дополнение к вышеупомянутому существует еще ряд других консультационных услуг, которые центры оказывают учащимся.

4.   Церемониальные награждения. Проводятся ежегодные церемонии вручения наград учащимся, получившим самые высокие результаты в ряде тестов. Такие церемонии проводятся в отдельных школах и центрах районов и штатов, а также на общегосударственном уровне.

5 . Мероприятия для родителей. Центры проводят конференции и семинары для родителей и семей, чтобы обеспечить наиболее полный доступ учащихся и их родственников к информации. Такие мероприятия проводятся по вечерам, в выходные дни, а также в ходе летних курсов.

6.   Мероприятия для учителей. Для учителей и школьных работников также проводятся семинары, конференции и курсы повышения квалификации. Некоторые центры дают возможность получить дополнительное образование в области работы с одаренными детьми.

7.   Печатные ресурсы. Для одаренных учащихся, их семей и школьных работников издается множество пособий, журналов и газет. Распространяются также печатные материалы для учащихся, желающих принять участие в тестировании. Такие издания включают перечни образовательных программ для одаренных детей, информацию о конкурсах и соревнованиях, новостные рассылки, статьи исследователей одаренности, рекомендации для родителей по развитию способностей их детей, информацию по интерпретации результатов сверхнормативных тестов.

3.   Краткая характеристика сегодняшнего состояния программы [1]

Сегодняшнее состояние программы можно охарактеризовать следующим образом.

•   Со дня основания в тестировании, которое проводится на базе шести крупнейших центров, приняли участие более трех миллионов учащихся;

•   каждый год на всей территории США тестирование проходят около 240 тысяч учащихся;

•   около 30 тысяч учащихся каждый год принимают участие в различных дополнительных образовательных программах;

•   каждый год около 16 тысяч учащихся принимают участие в летних программах на базе 6 центров; более 10 тысяч учащихся принимают участие в курсах выходного дня. Около 8 тысяч получают удаленное дополнительное образование. Около 500 учащихся участвуют в программах по развитию лидерских качеств;

•   около трети учащихся принимают участие в программах по инициативе родителей;

•   школы называют самым главным положительным результатом участия в программах Talent Search удобство использования результатов тестирования в организации подходящих и стимулирующих учебных программ и внешкольных мероприятий для школьников;

•   некоторое количество школ разрабатывает внутренние программы для одаренных детей или индивидуальные учебные планы. В то же время около 70 % школ использует ускоренное обучение в рамках отдельных предметов как средство заинтересовать одаренных детей.

Программы Talent Search направлены не только на измерение способностей к обучению, но и на их развитие. Участие в них полезно как для учащихся, так и для их родителей. Улучшаются показатели успеваемости, получают развитие способности, отношения между родителями и детьми.

Применение такой методики в школах полезно по ряду причин:

•   учащиеся получают образование, соответствующее их потребностям и запросам;

•   родители получают финансовые преимущества, поскольку большее внимание их детям уделяется в рамках бесплатной государственной школьной системы;

•   школы получают инструмент повышения эффективности своих программ. В частности, в рамках программ Talent Search разработаны рекомендации для школ по адаптации их учебных планов к нуждам одаренных детей.

Несмотря на такие очевидные преимущества, по ряду причин не все школы используют предложенную модель:

во-первых, многие учителя с подозрением относятся к мерам по поощрению учащихся, отличающихся от большинства;

во-вторых, они часто опасаются, что акселерация может повредить учащимся;

в-третьих, не все школы готовы потратить силы и время на адаптацию своих учебных планов к потребностям одаренных учащихся;

в-четвертых, в отсутствие законодательства, предписывающего школам принимать определенные меры в отношении обучения одаренных детей, они предпочитают сконцентрировать свои ограниченные ресурсы на достижении целей, предписанных существующими законами [3].

Тем не менее, большинство школ воспринимают программы Talent Search как средство получения доступа к новым образовательным возможностям для одаренных детей.

4.   Достоинства и недостатки программы Talent Search

В Talent Search выделяют следующие достоинства [4]:

•   эффективность и рентабельность - стоимость тестирования большого количества учащихся довольно низка;

•   наличие четких образовательных принципов и практик - сверхнормативное тестирование позволяет осуществить разделение среди учащихся, получивших самые высокие оценки в стандартных тестах;

•   согласованность с развитием учащихся - способности учащихся становятся более специализированными при переходе на старшие ступени образования, следовательно, тесты, которые концентрируются на конкретных областях способностей, а не на общих показателях, являются лучшими индикаторами способностей учащегося;

•   они направляют планирование образования, делая разграничение между средне- и высокоодаренными. Программы Talent Search могут обеспечить учителей бесценными знаниями о типах образовательных программ, необходимых для полноценного развития потенциала учащихся;

•   стимулируют развитие образовательных программ - ряд исследователей устанавливают прямую связь между ростом числа образовательных программ и дополнительных возможностей для одаренных и использованием модели Talent Search;

•   обеспеченность детей высококлассным, разнообразным и стимулирующим образованием - школьники, получившие высокие результаты и доступ к дополнительным курсам и летним программам, обеспечены высококлассным, разнообразным и стимулирующим образованием. Существенно повышаются их шансы на получение более престижного образования и продуктивную работу.

Среди недостатков модели Talent Search можно выделить [4]:

•   недостаточное включение этнических меньшинств и экономически нуждающихся учащихся;

•ведутся споры о том, как «обслуживать» одаренных учащихся. Часть исследователей считает, что одаренность - нечто большее, чем измеряемый интеллект, на работе с которым основываются программы Talent Search;

•   летние курсы мало что могут поделать с проблемой незаинтересованности одаренных детей в учебе в течение оставшейся части учебного года. Часто учащиеся, добивающиеся превосходных результатов в рамках дополнительных образовательных программ, не получают затем соответствующего внимания и отношения в своей школе. Необходимо обеспечивать доступ большего числа школьников к участию в тестировании в рамках программ Talent Search, в частности, путем отнесения расходов на государственный счет;

•   мал процент детей, прошедших тестирование и затем воспользовавшихся дополнительными образовательными программами;

•   школьники, которые не принимают участие в тестировании или не добиваются высоких результатов, не принимаются в дальнейшем во внимание. Есть вероятность, что и те учащиеся, чьи способности остались за границами выборки, могли бы добиться впечатляющих результатов, если бы им был предоставлен доступ к дополнительным образовательным ресурсам;

•   важной проблемой является и финансирование, которое осуществляется за счет частных спонсоров и платежей, осуществляемых родителями школьников. Следует принять во внимание примеры Канады и Голландии, где подобные программы Talent Search были свернуты из-за недостатка финансовой поддержки.

Исследователи практики применения программ Talent Search дают следующие рекомендации [3].

•        Учащиеся не должны обязательно быть одаренными для участия в ускоренном обучении. Зачастую учащийся, не подпадающий под принятое в конкретной школе определение одаренности, обладает высокими способностями в какой-то конкретной области. Цель программы Talent Search - приспособить содержание и темп школьного курса к потребностям учащегося с выдающимися способностями в конкретной области;

• элементы программ Talent Search не должны быть затратными и дорогими. Школы могут использовать уже имеющиеся в их распоряжении тесты при условии, что они разработаны для учащихся, старших на два класса по отношению к тестируемому. Ускоренные курсы могут предлагаться в рамках района или области, а не в конкретной школе. Это позволит распределить расходы и усилия между большим числом профессионалов, а также обучать большие группы учащихся;

•   если район не может обеспечить дополнительные образовательные возможности, следует создавать онлайн-программы, позволяющие учащимся проходить их в своем собственном темпе;

•   важно распространять информацию о высоких достижениях одаренных детей в рамках программ Talent Search, что позволит привлекать новых участников и распространять модель на новые регионы.

 

Литература

  1. Freeman J. Out-of-school educational provision for the gifted and talented around the world. A report for the Department of Education and Skills. London, 2002.
  2. Lee S.-Y., Mathews M. S., Olszewski-Kubilius P. A national picture of Talent Search and Talent Search Educational Programs // The Gifted Child Quarterly. 2008. № 52 (1).
  3. Lee S.-Y., Olszewski-Kubilius P. How Schools Use Talent Search Scores for Gifted Adolescents // Roeper Review. 2005. № 27 (4).
  4. Swiatek M. A. The Talent Search Model: Past, Present, and Future // The Gifted Child Quarterly. 2007. № 51 (4).

Информация об авторах

Волков Аркадий Валериевич, научный сотрудник Ресурсного центра одаренности Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: arkadiyvolkov@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2395
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 995
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1