Образование одаренных детей: государственная политика стран Азии

3254

Аннотация

Статья представляет собой обзор особенностей государственной политики стран азиатского региона (Китая, Индии, Японии, Сингапура и др.) в области обучения одаренных детей. Рассматриваются различные системы организации обучения и поддержки одаренных учащихся. Описываются также методы отбора учеников в специализированные классы с особыми учебными планами, которые включают углубленные и ускоренные курсы и соответствуют различиям в уровне интеллектуального развития учеников. В этих странах работа по организации специальных образовательных программ для одаренных учеников и их поддержка на государственном уровне становится сейчас приоритетной задачей как средство развития экономики и модернизации общества.

Общая информация

Ключевые слова: образование одаренных учеников, образовательные программы, учебный план, методы отбора, специализированные школы

Рубрика издания: Психология одаренности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ермаков С.С. Образование одаренных детей: государственная политика стран Азии // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 4. С. 74–79.

Полный текст

 

Введение

Интерес к проблеме обучения в странах Азии и развития одаренных детей появился сравнительно недавно. Систематические программы по обучению наиболее талантливых учеников вводятся в систему школьного образования таких стран, как Япония, Китай, Корея, Сингапур, Вьетнам и Индия, начиная лишь с 70-х годов XX века. Основными задачами, стоящими перед специалистами сферы образования одаренных школьников в странах Азии, являются:

1)   организация системы и методов отбора одаренных детей;

2)   создание специальных обучающих программ, соответствующих особым потребностям одаренных учеников в получении знаний и высокому уровню их интеллекта;

3)   организация специализированных школ для одаренных школьников;

4)   организация внеклассной работы с одаренными детьми: создание кружков по интересам, проведение дополнительных обучающих мероприятий, ведение исследовательских проектов;

5)   предоставление условий для более раннего окончания средней школы и поступления в высшие учебные заведения.

Рассмотрим особенности государственной политики в области работы с одаренными детьми по регионам.

Китай

В настоящее время государственная политика в области образования одаренных учеников в Китае предусматривает следующие возможности для наиболее талантливых детей [4].

•   Более раннее поступление или пропуск через класс . Одаренным детям, которые прошли определенные экзамены, разрешают поступить в начальную/среднюю школу или университет раньше, чем обычным ученикам, или перепрыгнуть через класс.

•   Специализированные классы. Экспериментальные классы для одаренных были основаны более чем в 50 начальных/средних школах по всей стране; несколько университетов Китая (в том числе Пекинский) организовали специальные классы для одаренных подростков.

•   Специализированные школы. Все ученики их школ являются одаренными детьми. Образовательные программы школ предназначены исключительно для одаренных детей, например, программа гонконгской средней школы (Hong Kong GT School).

•   Специальная деятельность в классе и вне школы. Специальные курсы для школ по информатике и олимпийской школы по математике (физике/химии) были основаны во многих районах по всей стране; были организованы «дворцы детства» (children’s palaces), где проводятся обучающие курсы науки и искусств, школьники занимаются научными исследованиями и конструкторской деятельностью.

•   Специальные программы для выходных дней и каникул. Многие школы организовали специальные курсы выходного дня, например, курсы по изобразительным и сценическим видам искусства, математике и естественным наукам, общественной деятельности и т. д.

Индивидуальные планы. В разделе, посвященном работе с одаренными детьми в Азии, представлена отдельная статья, посвященная образованию одаренных учеников в Китае (Stephen T. Schroth, Jason A. Helfer et al., 2009), которая описывает методы обучения и специальную программу, начатую в 2007 году по обмену опытом между Нокским колледжем (США) и Анхойским университетом (Anhui Normal University) в Китае. Статья в целом дает достаточно полное представление об особенностях работы с одаренными детьми в Китае, что подчеркнуто постоянным сопоставлением со стратегиями работы, принятыми в США.

Корея

Статья, помещенная в этом номере журнала (Choi K. M., Hon D. S.), посвящена особенностям организации работы с одаренными детьми в Южной Корее на примере трех специализированных математических школ: Корейской академии наук[2], Корейской мин- джокской академии лидерства и Сеульской научной средней школы [3]. В статье описаны методы отбора, учебные планы и особые возможности обучения в этих школах. Например, ученики 10-11 классов Сеульской научной средней школы обязаны вести индивидуальные исследовательские проекты, тематику которых они выбирают самостоятельно.

Вьетнам

В статье по государственной политике Вьетнама, также помещенной в этом номере, даны критерии отбора и организации образования для одаренных учащихся для всей страны. Образовательная политика строится, скорее, по советским образцам - специализированные школы при университетах или же с их участием. Однако перечень и содержание учебных курсов отражают реалии современного технологического мирового сообщества - обязательным, вне зависимости от вида способностей, является овладение информатикой и английским языком как международными средствами общения. Положительной является установка на привлечение высококвалифицированных специалистов, включая иностранных, для ведения занятий по самым актуальным проблемам той или иной области знаний. Слабости образовательной политики во Вьетнаме - отсутствие психолого­педагогической поддержки одаренных детей. Недостаточность исследовательской работы в этом направлении, отсутствие специальной подготовки кадров в какой-то мере компенсируются стабильностью и последовательностью усилий. Все это дает надежду и на другие значимые изменения в ближайшем будущем.

Индия

В школах Индии до 1986 года проводилась политика единого образования для всех, игнорирующая особые нужды одаренных детей [2]. Только в 1989 году здесь было принято положение, согласно которому детям с особыми талантами или способностями должна быть предоставлена возможность получения качественного образования независимо от их материальных возможностей. Национальная политика в области образования 1986 года предусматривает создание школ-интернатов, которые называются Jawahar Navodaya Vidyalaya (JNV), с целью отбора наиболее талантливых учеников из сельской местности. В Индии также существует национальный орган Navodaya Vidyalaya Samiti (NVS), который осуществляет надзор за школами, в том числе и за школами JNV. Этот орган является автономной организацией при министерстве развития людских ресурсов и департаменте среднего и высшего образования и определяет политику в области развития талантов одаренных детей [там же].

Несмотря на указание Индийской образовательной комиссии (1964-1966 гг.) о необходимости одинаковых возможностей получения образования для всех детей как основы для единого общества, в некоторых городах Индии существуют субсидируемые школы для одаренных детей. Каждая школа отличается с точки зрения ее сообщества, критериев отбора, учебной программы и внешкольных занятий. Есть очень продолжительная, 5-6-недельная летняя школа, которая собирает детей из различных школ, но до сих пор эти схемы работы не получили никакой государственной оценки.

Одна такая средняя школа в Пуне для одаренных мальчиков (Jnana Prabodhini) работает по собственной обогащенной образовательной программе (Watve, 2001). Она стремится «лелеять интеллект для улучшения общества». Школа была основана в 1969 году по совету местного института психологии, который проводит тестирование при поступлении в эту школу и также предлагает свое руководство и рекомендации. Наличие внешних экспертов, лекции и производственные практики являются частью школьного учебного плана.

Индийский правительственный департамент науки и техники самостоятельно разработал и финансировал главную программу национальных научных товариществ для учеников старших классов, где стремится выявлять научные таланты в фундаментальных науках, инженерии и медицине. Щедрые стипендии предоставляются вплоть до достижения уровня доктора философии. Кроме того, организуются летние лагеря в престижных исследовательских и образовательных учреждениях и льготный доступ к библиотекам, лабораториям, музеям и т. д. Это делается с целью познакомить учеников с передовыми исследованиями.

С 3000 кандидатов в области фундаментальных наук проводится письменный тест способностей. Из них приблизительно с 500 кандидатами, набравшими высшие баллы, проводится собеседование. Для областей инженерии и медицины отбор состоит в том, что претендент представляет выбранный и выполненный им проект под руководством профессионала в соответствующей области. Проекты не должны быть обычными, такими как измерение известных свойств материалов: важно показать творческий потенциал претендента и оригинальность проекта. На основании этих проектов до 300 кандидатов приглашаются на заключительное собеседование [4].

Япония

В Японии государственная политика в отношении образования основывается на принципе равенства и одинакового образования для всех. Во время обучения в школе все усилия направлены на то, чтобы сделать систему образования равноправной. От начальной до средней школы ученики с разными способностями обучаются вместе. Независимо от уровня знаний детей или различий в скорости обучения все пользуются одинаковыми учебниками и проходят одинаковые тесты. Ни для кого нет исключений, кроме детей инвалидов (глухих, слепых, физически или умственно отсталых, или со значительными эмоциональными нарушениями). Размер классов составляет в среднем 40 учеников на одного учителя [там же].

Приспособление к различиям в развитии учеников осуществляется путем использования разных методов в течение одного урока. Каждый урок состоит из ряда трехэтапных серий, включающих обучение, практику и обратную связь. В классах математики, например, учитель может сначала попросить, чтобы ученики достали свои «математические наборы» (коробки красочных материалов), чтобы продемонстрировать процедуру вычитания с помощью плиток. Следующая серия может заключаться в решении учениками нескольких задач, в которых понятия представлены иллюстративно. Третья серия может вовлечь учеников в процесс описания как можно большего количества способов решения одной и той же задачи.

Благодаря таким разным методам и приемам поддерживается детское внимание, и даже самому быстро обучаемому ученику интересно следовать за постоянно меняющимся уроком. Для стимулирования интереса хорошо успевающих учеников часто просят объяснить решение относительно трудных задач.

В Японии особое внимание уделяется образованию вне школы. Джуку (Juku), «школа после школы», обычно является очень дорогой, но, тем не менее, в этих школах учатся около 60 % подростков. Школы эти не занимаются зубрежкой для поступления в университет. В их учебных планах представлено значительное разнообразие обучающих курсов - от оживленной беседы на английском языке до обсуждения мировых шедевров архитектуры.

Некоторые курсы нацелены на совершенствование ученика в этой деятельности, например, в музыке, архитектуре, военных искусствах. Предлагаются повышенные возможности для исследовательской деятельности учеников со значительно большими требованиями, чем в школе.

Для тех у кого есть трудности в обучении, в этих школах предлагается квалифицированная помощь, в то же время здесь имеются программы прямой подготовки к вступительным экзаменам в колледж (где всегда отмечается очень высокий конкурс).

Кроме того в Японии существуют и «по- слешкольные» клубы, которые открыты для всех. Диапазон занятий в них зависит от размера школы, но включает такие сферы, как оркестр, программирование, спортивные состязания, литература, геология, биология, изобразительное искусство, химия и «журнальное письмо». В этих интересных видах деятельности принимает участие достаточно высокий процент молодежи [4].

Сингапур

Для Сингапура, практически не располагающего природными ресурсами, человеческий потенциал является основным фактором экономического роста и представляет особую ценность. Заслуживает внимания тот факт, что из 100 лучших по рейтингу топ-школ мира 15 находятся в Сингапуре. В этой стране система образования детей дошкольного возраста включает занятия несколько раз в неделю до поступления в школу. Занятия проходят либо в небольшой группе, либо один на один с учителем. Таким образом, все малыши получают одинаковые стартовые условия [там же].

Для старших детей ситуация другая. Раз в год для всех 11-12-летних проводится глобальное тестирование на IQ. Лучшие из лучших попадают в элитные учебные заведения, при этом их учебу полностью оплачивает государство. Широко развита сеть дополнительного образования. При всех детских учреждениях работают кружки, секции, клубы по интересам. Это позволяет отвлечь детей от телевизора и занять их полезными делами.

В свое время Сингапур вложил огромные средства в обучение граждан в лучших университетах Англии. Сегодня уже в Сингапур едут учиться из Южной Кореи, Китая, Японии, Таиланда и Вьетнама. Немало здесь и студентов из Европы. На базе школ Национального университета Сингапура (National University of Singapure) и физико-математической школы (Mathematics and physics High School) проводится международная детская конференция [3]. Поочередно она посвящается то естественным наукам, то математике. Национальный университет Сингапура отвечает за естественные науки, физико-математическая школа организует конференции по математике [5].

Программа образования для одаренных (Gifted Education Program) была начата в Сингапуре в 1984 году. Она проводилась министерством просвещения в соответствии с ее политикой и под ее полным контролем. При разработке программы ее авторы исходили из необходимости дать каждому ученику возможность удовлетворить индивидуальные образовательные запросы и учиться в его/ее собственном темпе [1].

Основной целью программы образования для одаренных детей в Сингапуре является развитие интеллектуальных и творческих возможностей одаренных детей, формирование у них подлинных человеческих ценностей, чтобы подготовить их к ответственному лидерству и служению обществу.

Конкретные цели этой программы:

•   развивать интеллектуальную глубину и мышление высокого уровня

•   воспитывать способность к продуктивному творчеству

•   формировать установку на самостоятельное обучение в течение всей жизни

•   укреплять стремление к личностной и профессиональной самоактуализации

•   утверждать моральные ценности и качества для ответственного лидерства.

В 2004 году китайская средняя школа (The Chinese High School), школа для девочек Раффлес и институт Раффлес предложили свои интегрированные программы для учеников 1-3 классов. Англо-китайская (независимая) школа и средняя Наньянгская школа для девочек предложили свои программы для старшей средней школы. Ученики, обучающиеся по программам для одаренных детей, были организованы в специальные классы, где стремятся соответствовать их особым образовательным потребностям посредством учебной программы, основанной на специальной программе образования одаренных (School-Based Gifted Education). По данным на 2008 год эта программа образования одаренных детей проводится в семи школах с интегрированными программами.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в большинстве стран Азии стремительно растет интерес к сфере образования одаренных детей. Разрабатываются новые программы, строятся специализированные школы для одаренных учеников, ведется обмен опытом и идеями с Западом.

При этом даже в Индии и Японии, где основой образования до сих пор является эгалитаристская политика уравнивания, уже появляются значительные возможности для специальной работы с одаренными детьми (индивидуализированное внешкольное образование в Японии и специальные программы, и субсидируемые школы в Индии).

В Китае, Корее и Сингапуре образованию одаренных детей придается очень большое значение, и повышение интеллектуально­творческого потенциала в этих странах стремительно выходит на первое место в качестве средства достижения экономического благополучия и процветания.

В целом нет никакого сомнения, что страны Азии переходят к политике наибольшего благоприятствования в отношении самых разных направлений работы с одаренными детьми, подростками и молодежью.

Литература

  1. Barbara A. K. Encyclopedia of Giftedness, Cre­ativity, and Talent. Thousand Oaks, CA, 2009.
  2. Benjamin J. W. A Global Conceptualization of Giftedness: A Comparison of US and Indian Gift­ed Education Programs. San Rafael, CA, 2008.
  3. Choi K. M., Hon D. S. Gifted Education in Ko­rea: Three Korean High Schools for the Math­ematically Gifted // Gifted Child Today. 2009. 32 (2).
  4. Freeman S. J. Out-of-school educational provi­sion for the gifted and talented around the world. A report for the Department of Education and Skills. London, 2002.
  5. Ministry of Education, Singapore. Frequently Asked Questions: Exceptionally Gifted Children. Электронная версия: http://www.moe.gov.sg/education/programmes/gifted-education-pro­gramme/faq/exceptionally-gifted
  6. Schroth S.  T., Helfer J.  A., Beck D.  L., Lat­shaw K. M. & Bahr Z. A. Gifted Education in China: A Transition toward Student-Centered Instruction // Gifted Education Press Quarterly. 2009. 23 (3).

Информация об авторах

Ермаков Сергей Сергеевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Информационные технологии для психологической диагностики», доцент кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», доцент кафедры «Прикладная математика» факультета «Информационные технологии», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4330-2618, e-mail: ermakovss@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2364
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 3254
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0