Методы имаготерапии при оказании помощи в экстремальных ситуациях

2722

Аннотация

Раскрывается сущность имаготерапии как разновидности метода символического самовыражения, которая рассматривает образы воображения, возникающие в процессе специально организованного взаимодействия клиента и психолога как своеобразный символический язык, а само это взаимодействие – как способ оказания психологической помощи клиенту через его контакт с этими образами. Подчеркивается, что методы имаготерапии базируются на идеях К.Г. Юнга о возможностях применения активного воображения, развитых в работах Х. Лейнера, Р. Дезуаля, Д. Хиллмана, М. Россмана и др. Рассматриваются важнейшие идеи, лежащие в основе имаготерапии. Отмечается, что имаготерапевтические методы могут быть эффективным инструментом при оказании психологической помощи в экстремальных ситуациях. Особо указывается, что важным направлением в рамках данного вида психологической помощи выступает сказочная имаготерапия, использующая символические ресурсы сказок.

Общая информация

Ключевые слова: имаготерапия, имагомир, образ, направленное воображение, метод символического самовыражения

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Вачков И.В. Методы имаготерапии при оказании помощи в экстремальных ситуациях // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 5–9.

Полный текст

 

В типологии методов практической психологической работы нами выделяется метод символического самовыражения. Его сущность определяется использованием спонтанно рождающихся у клиентов образов, символов, метафор для оказания им психологической помощи в разрешении проблем, снятии эмоционального напряжения и расширении репертуара поведения. Большое количество техник и упражнений, включающихся в поле этого метода, имеет такую сходную черту, как нацеленность на проектирование и моделирование в психологическом пространстве нового видения мира, видения самого себя и других. При этом важнейшей формой в этих техниках выступает символизация. Примерами реализации метода символического самовыражения являются, в первую очередь, медитации-визуализации, приемы активного воображения и техники имаготерапии и имагогики, а также проективные рисунки, написание сказок, разнообразные упражнения нейролингвистического программирования, создание изделий из песка, глины, пластилина, бумаги или ткани, некоторые методики развития социальной перцепции и др. Особенность всех этих техник в том, что они создают условия для проявления индивидуальной творческой активности участников в ситуации, когда никто кроме них до определенного момента (а такой момент может не наступить вовсе) не может воспринять продукт их творчества. Иными словами, актуализация будущего происходит только в психологическом пространстве. Если эти продукты (рисунки, сказки, поделки, образы, возникшие перед внутренним взором) будут вынесены на обсуждение других людей или смоделированы в физическом пространстве, это будет переходом в другую реальность и превращением в иной вид психологической работы, что потребует от психолога использования других методов [Вачков, 2007].

Один из важнейших принципов, на которые следует опираться практическому психологу - и в особенности при реализации метода символического самовыражения, - принцип метафоризации. Реализуя свои скрытые до сего момента потенциалы в создании нового продукта, а значит, осуществляя творческий акт, клиент (подросток ли, взрослый) не просто создает нечто субъективно новое - он конструирует событие, направленное в будущее. Он творит символ - тот знак, который позволяет ему расширить свои возможности по отношению к миру и ощутить свое единство с миром. Терапия творческим самовыражением (термин М.Е. Бурно), которая фактически происходит при реализации рассматриваемого психологического метода, обладает колоссальными ресурсами для развития человека. Это имеет особое значение для ри­скоопасных видов деятельности, а также для экстремальных ситуаций, когда необходимо срочно оказать людям психологическую помощь.

Поиск адекватных современному уровню развития науки психологических технологий, позволяющих раскрыть эти ресурсы, в рамках метода символического самовыражения ориентирует на предпочтение материала, наиболее тесно связанного с содержанием внутреннего мира, которое подлежит преобразованию в целях изменения эмоционального состояния и снятия последствий психологической травмы.

Такую возможность изменения ви'дения мира и самого себя предоставляет, например, использование средств имаготерапии. Для реализации приемов, способствующих символизации различных аспектов внутреннего мира, в психологической практике можно использовать качественно новые средства имагинативного (от imago - образ, представление) характера - специальную работу с образами, рождающимися в фантазии клиента.

Под имаготерапией мы понимаем такую разновидность метода символического самовыражения, которая рассматривает образы воображения, возникающие в процессе специально организованного взаимодействия клиента и психолога как своеобразный символический язык, а само это взаимодействие - как способ оказания психологической помощи клиенту через его контакт с этими образами.

Довольно часто, с легкой руки А. Менегет- ти, вместо термина «имаготерапия» используется термин «имагогика», тем самым подчеркивается, что применяемые приемы имеют отношение к практической психологии (и даже педагогике), а не к медицинской психотерапии. Думается, что со стороны психологов в этом есть некоторое лукавство и профессиональная робость. Говорим же мы, что применяем гештальттерапию или сказкоте- рапию в своей работе, вовсе не претендуя на осуществление лечения. Тем более, что слово «терапия» может быть переведено с греческого и как «забота» или «уход», что вполне согласуется с трактовкой некоторых сфер психологической практики как деятельности в рамках психологической модели психотерапии.

Пожалуй, важнейшим научным источником современных направлений имаготера- пии можно считать работу К.-Г. Юнга с активным воображением, которое, по его мнению, позволяет организовать контакт Эго с бессознательным [Юнг, 1998], хотя некоторые авторы среди первооткрывателей этого подхода называют Френсиса Гальтона и Пьера Жане (еще чаще - Зигмунда Фрейда). Однако собственно психотерапевтические переговорные техники, реализуемые в интерактивном процессе взаимодействия с символическим миром, первым, видимо, начал применять все-таки Юнг, рассматривая их как способы контакта с различными архетипами.

В настоящее время существует несколько основных подходов внутри имаготерапии:

1)  архетипическая психология Д. Хиллма­на [Хиллман, 2006];

2)  психоаналитически ориентированная символдрама Г.К. Лейнера [Лёйнер, 1996];

3)  метод управляемых сновидений Р. Де- зуаля [Desoille, 1945];

4)  работа с интерактивным направленным воображением М. Россмана [Rossman, 1996].

Список нельзя считать исчерпывающим, поскольку постоянно появляются новые школы и направления, использующие в качестве основных приемов активную работу со спонтанными образами фантазии. Так, ряд исследователей предлагают рассматривать и такое направление, как психодинамическая образная психотерапия, которая понимается как результат критического переосмысления и развития кататимно-имагинативной психотерапии (см., например: [Садальская, 2008]).

В России, видимо, наиболее известным из имаготерапевтических подходов стала сим- волдрама Х. Лейнера, которую можно считать наиболее алгоритмизированной и опе- рационализированной технологией работы с образами или, как их называет автор, «мотивами» - весьма конкретными и задаваемыми клиенту психотерапевтом (психологом) [Лёйнер, 1996]. Во многом популяризацией этого подхода мы обязаны Я.Л. Обухову, разрабатывающему новые варианты символдрамы, в частности, кататимно-имагинативную психотерапию детей и подростков [Обухов, 1997]. Однако сводить има- готерапию к символдраме, на наш взгляд, не вполне правомерно, поскольку, как указано выше, существует немалое число школ, использующих приемы интерактивной работы в поле символических образов.

В чем же сущность путешествия по имаго- мирам? Как конкретно проходят сеансы има- готерапии?

Если говорить просто, суть работы состоит в том, что клиент дает волю своей фантазии, позволяя образам спонтанно возникать в его воображении. Но это путешествие по своему имагомиру (миру воображения) он осуществляет направленно, в постоянном диалоге с ведущим, хорошо знающим правила взаимодействия с появляющимися образами. Влияние образов, возникающих в воображении человека, на его поведение, на его жизненные ситуации, и обратное влияние особенностей жизни человека на спонтанно возникающие образы - тема чрезвычайно увлекательная, порождающая сама по себе массу образов и ассоциаций. Такая работа исходит из важнейшей идеи: имагомир, будучи относительно независимым от внешней реальности, всегда взаимосвязан с поведением и психофизиологическими параметрами человека [Лебедев, 2002]. В основе технологии имаготерапии, которую, как представляется, следует рассматривать в рамках метода символического самовыражения, лежит еще несколько основополагающих идей:

воображение - язык бессознательного. Через образы и символы неосознаваемая часть нас самих несет нашему Я чрезвычайно важную, но не всегда понятную информацию;

воображение можно использовать для изменения психологического состояния человека, для разрешения его внутренних и внешних конфликтов и для преобразования его поведения;

направленное воображение - один из наиболее эффективных способов работы с сопротивлениями, которые могут возникать у человека в области представлений, отношений, овладения навыками. И что удивительно: все эти типы сопротивлений могут быть достаточно легко преодолены при работе с воображением! Правда, лишь при отказе от попыток «сломить» сопротивление и способности вступить в диалог с самим собой;

направленное воображение приносит максимальную пользу человеку в интерактивном режиме - режиме активного общения и взаимодействия с ведущим. Не удерживаемый ничем полет фантазии может оказаться довольно бессмысленным занятием, превращаясь в грезы наяву и «визуальный бред» (хотя порой и в этом случае обнаруживается некий полезный эффект). Однако если фантазируя, человек прислушивается к советам ведущего, отвечает на его вопросы и выполняет некоторые его просьбы, результаты могут быть просто удивительными;

условием формирования новых образов и новых способов поведения (т. е. конструирования событий) является мягкое снятие неадекватных стратегий в мире воображения;

в процессе реализации технологии интерактивного воображения должны быть интегрированы диссоциированные сущности, представленные в виде образов.

Как показывает наш опыт и опыт коллег, очень продуктивным является направление, которое можно назвать сказочной имаготе- рапией. Технологии, используемые здесь, отталкиваются от образов, взятых из известных сказок, - волшебных предметов, сказочных мест, персонажей. Эти образы могут служить стартовыми мотивами при погружении в има- гомир или даже проводниками в него. Одно из основных преимуществ сказочных образов перед другими заключается в часто порождаемом ими ощущении безопасности, очень важном при первых шагах в пространстве спонтанного воображения. Кроме того, сказочные образы оказываются очень насыщенными символическими смыслами, что обогащает содержание имаготерапевтической работы.

Сказанное позволяет оценивать методы имаготерапии как весьма эффективный инструмент при оказании психологической помощи, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Литература

  1. Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007.
  2. Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения. Руководство по итерактивной имагогике. М., 2002.
  3. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. М., 1996.
  4. Обухов Я.Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.
  5. Садальская Е.В. Перспективы развития кататимно-имагинативной психотерапии: от сновидений наяву к психодинамической образной психотерапии // Кататимно-имагинативная психотерапия как психодинамическая образная психотерапия: Сб. ст. / Под ред. Е.В. Садальской. Вып. 1. М., 2008.
  6. Хиллман Д. Архетипическая психология. М., 2006.
  7. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 1998.
  8. Desoille R. Le Reve eveille en psychotehrapie. Paris, 1945.
  9. Rossman M. Healing Yorself: A Step By Step Program For Better Health Through Imagery. Mill Valley, California, 1996.

Информация об авторах

Вачков Игорь Викторович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии факультета психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО "Московский институт психоанализа"), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-7427, e-mail: vachkoviv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4620
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 23

Скачиваний

Всего: 2722
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1