Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 3. С. 5–9
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методы имаготерапии при оказании помощи в экстремальных ситуациях
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: имаготерапия, имагомир, образ, направленное воображение, метод символического самовыражения
Рубрика издания: Общая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Вачков И.В. Методы имаготерапии при оказании помощи в экстремальных ситуациях // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 3. С. 5–9.
Полный текст
В типологии методов практической психологической работы нами выделяется метод символического самовыражения. Его сущность определяется использованием спонтанно рождающихся у клиентов образов, символов, метафор для оказания им психологической помощи в разрешении проблем, снятии эмоционального напряжения и расширении репертуара поведения. Большое количество техник и упражнений, включающихся в поле этого метода, имеет такую сходную черту, как нацеленность на проектирование и моделирование в психологическом пространстве нового видения мира, видения самого себя и других. При этом важнейшей формой в этих техниках выступает символизация. Примерами реализации метода символического самовыражения являются, в первую очередь, медитации-визуализации, приемы активного воображения и техники имаготерапии и имагогики, а также проективные рисунки, написание сказок, разнообразные упражнения нейролингвистического программирования, создание изделий из песка, глины, пластилина, бумаги или ткани, некоторые методики развития социальной перцепции и др. Особенность всех этих техник в том, что они создают условия для проявления индивидуальной творческой активности участников в ситуации, когда никто кроме них до определенного момента (а такой момент может не наступить вовсе) не может воспринять продукт их творчества. Иными словами, актуализация будущего происходит только в психологическом пространстве. Если эти продукты (рисунки, сказки, поделки, образы, возникшие перед внутренним взором) будут вынесены на обсуждение других людей или смоделированы в физическом пространстве, это будет переходом в другую реальность и превращением в иной вид психологической работы, что потребует от психолога использования других методов [Вачков, 2007].
Один из важнейших принципов, на которые следует опираться практическому психологу - и в особенности при реализации метода символического самовыражения, - принцип метафоризации. Реализуя свои скрытые до сего момента потенциалы в создании нового продукта, а значит, осуществляя творческий акт, клиент (подросток ли, взрослый) не просто создает нечто субъективно новое - он конструирует событие, направленное в будущее. Он творит символ - тот знак, который позволяет ему расширить свои возможности по отношению к миру и ощутить свое единство с миром. Терапия творческим самовыражением (термин М.Е. Бурно), которая фактически происходит при реализации рассматриваемого психологического метода, обладает колоссальными ресурсами для развития человека. Это имеет особое значение для рискоопасных видов деятельности, а также для экстремальных ситуаций, когда необходимо срочно оказать людям психологическую помощь.
Поиск адекватных современному уровню развития науки психологических технологий, позволяющих раскрыть эти ресурсы, в рамках метода символического самовыражения ориентирует на предпочтение материала, наиболее тесно связанного с содержанием внутреннего мира, которое подлежит преобразованию в целях изменения эмоционального состояния и снятия последствий психологической травмы.
Такую возможность изменения ви'дения мира и самого себя предоставляет, например, использование средств имаготерапии. Для реализации приемов, способствующих символизации различных аспектов внутреннего мира, в психологической практике можно использовать качественно новые средства имагинативного (от imago - образ, представление) характера - специальную работу с образами, рождающимися в фантазии клиента.
Под имаготерапией мы понимаем такую разновидность метода символического самовыражения, которая рассматривает образы воображения, возникающие в процессе специально организованного взаимодействия клиента и психолога как своеобразный символический язык, а само это взаимодействие - как способ оказания психологической помощи клиенту через его контакт с этими образами.
Довольно часто, с легкой руки А. Менегет- ти, вместо термина «имаготерапия» используется термин «имагогика», тем самым подчеркивается, что применяемые приемы имеют отношение к практической психологии (и даже педагогике), а не к медицинской психотерапии. Думается, что со стороны психологов в этом есть некоторое лукавство и профессиональная робость. Говорим же мы, что применяем гештальттерапию или сказкоте- рапию в своей работе, вовсе не претендуя на осуществление лечения. Тем более, что слово «терапия» может быть переведено с греческого и как «забота» или «уход», что вполне согласуется с трактовкой некоторых сфер психологической практики как деятельности в рамках психологической модели психотерапии.
Пожалуй, важнейшим научным источником современных направлений имаготера- пии можно считать работу К.-Г. Юнга с активным воображением, которое, по его мнению, позволяет организовать контакт Эго с бессознательным [Юнг, 1998], хотя некоторые авторы среди первооткрывателей этого подхода называют Френсиса Гальтона и Пьера Жане (еще чаще - Зигмунда Фрейда). Однако собственно психотерапевтические переговорные техники, реализуемые в интерактивном процессе взаимодействия с символическим миром, первым, видимо, начал применять все-таки Юнг, рассматривая их как способы контакта с различными архетипами.
В настоящее время существует несколько основных подходов внутри имаготерапии:
1) архетипическая психология Д. Хиллмана [Хиллман, 2006];
2) психоаналитически ориентированная символдрама Г.К. Лейнера [Лёйнер, 1996];
3) метод управляемых сновидений Р. Де- зуаля [Desoille, 1945];
4) работа с интерактивным направленным воображением М. Россмана [Rossman, 1996].
Список нельзя считать исчерпывающим, поскольку постоянно появляются новые школы и направления, использующие в качестве основных приемов активную работу со спонтанными образами фантазии. Так, ряд исследователей предлагают рассматривать и такое направление, как психодинамическая образная психотерапия, которая понимается как результат критического переосмысления и развития кататимно-имагинативной психотерапии (см., например: [Садальская, 2008]).
В России, видимо, наиболее известным из имаготерапевтических подходов стала сим- волдрама Х. Лейнера, которую можно считать наиболее алгоритмизированной и опе- рационализированной технологией работы с образами или, как их называет автор, «мотивами» - весьма конкретными и задаваемыми клиенту психотерапевтом (психологом) [Лёйнер, 1996]. Во многом популяризацией этого подхода мы обязаны Я.Л. Обухову, разрабатывающему новые варианты символдрамы, в частности, кататимно-имагинативную психотерапию детей и подростков [Обухов, 1997]. Однако сводить има- готерапию к символдраме, на наш взгляд, не вполне правомерно, поскольку, как указано выше, существует немалое число школ, использующих приемы интерактивной работы в поле символических образов.
В чем же сущность путешествия по имаго- мирам? Как конкретно проходят сеансы има- готерапии?
Если говорить просто, суть работы состоит в том, что клиент дает волю своей фантазии, позволяя образам спонтанно возникать в его воображении. Но это путешествие по своему имагомиру (миру воображения) он осуществляет направленно, в постоянном диалоге с ведущим, хорошо знающим правила взаимодействия с появляющимися образами. Влияние образов, возникающих в воображении человека, на его поведение, на его жизненные ситуации, и обратное влияние особенностей жизни человека на спонтанно возникающие образы - тема чрезвычайно увлекательная, порождающая сама по себе массу образов и ассоциаций. Такая работа исходит из важнейшей идеи: имагомир, будучи относительно независимым от внешней реальности, всегда взаимосвязан с поведением и психофизиологическими параметрами человека [Лебедев, 2002]. В основе технологии имаготерапии, которую, как представляется, следует рассматривать в рамках метода символического самовыражения, лежит еще несколько основополагающих идей:
воображение - язык бессознательного. Через образы и символы неосознаваемая часть нас самих несет нашему Я чрезвычайно важную, но не всегда понятную информацию;
воображение можно использовать для изменения психологического состояния человека, для разрешения его внутренних и внешних конфликтов и для преобразования его поведения;
направленное воображение - один из наиболее эффективных способов работы с сопротивлениями, которые могут возникать у человека в области представлений, отношений, овладения навыками. И что удивительно: все эти типы сопротивлений могут быть достаточно легко преодолены при работе с воображением! Правда, лишь при отказе от попыток «сломить» сопротивление и способности вступить в диалог с самим собой;
направленное воображение приносит максимальную пользу человеку в интерактивном режиме - режиме активного общения и взаимодействия с ведущим. Не удерживаемый ничем полет фантазии может оказаться довольно бессмысленным занятием, превращаясь в грезы наяву и «визуальный бред» (хотя порой и в этом случае обнаруживается некий полезный эффект). Однако если фантазируя, человек прислушивается к советам ведущего, отвечает на его вопросы и выполняет некоторые его просьбы, результаты могут быть просто удивительными;
условием формирования новых образов и новых способов поведения (т. е. конструирования событий) является мягкое снятие неадекватных стратегий в мире воображения;
в процессе реализации технологии интерактивного воображения должны быть интегрированы диссоциированные сущности, представленные в виде образов.
Как показывает наш опыт и опыт коллег, очень продуктивным является направление, которое можно назвать сказочной имаготе- рапией. Технологии, используемые здесь, отталкиваются от образов, взятых из известных сказок, - волшебных предметов, сказочных мест, персонажей. Эти образы могут служить стартовыми мотивами при погружении в има- гомир или даже проводниками в него. Одно из основных преимуществ сказочных образов перед другими заключается в часто порождаемом ими ощущении безопасности, очень важном при первых шагах в пространстве спонтанного воображения. Кроме того, сказочные образы оказываются очень насыщенными символическими смыслами, что обогащает содержание имаготерапевтической работы.
Сказанное позволяет оценивать методы имаготерапии как весьма эффективный инструмент при оказании психологической помощи, в том числе и в экстремальных ситуациях.
Литература
- Вачков И.В. Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., 2007.
- Лебедев В.Б., Биньковская Н.В. Миры воображения. Руководство по итерактивной имагогике. М., 2002.
- Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. М., 1996.
- Обухов Я.Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.
- Садальская Е.В. Перспективы развития кататимно-имагинативной психотерапии: от сновидений наяву к психодинамической образной психотерапии // Кататимно-имагинативная психотерапия как психодинамическая образная психотерапия: Сб. ст. / Под ред. Е.В. Садальской. Вып. 1. М., 2008.
- Хиллман Д. Архетипическая психология. М., 2006.
- Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. М., 1998.
- Desoille R. Le Reve eveille en psychotehrapie. Paris, 1945.
- Rossman M. Healing Yorself: A Step By Step Program For Better Health Through Imagery. Mill Valley, California, 1996.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4620
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 2722
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1