Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 1. С. 5–10
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: детская игра, право на игру, Международная ассоциация игры (IPA – International Play Assotiation), декларация о правах ребёнка ООН, статья 31 Конвенции, предложения по реализации права на игру, условия для детской игры, площадки для игр и приключений (APG – Adventure playground)
Рубрика издания: Документы
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Смирнова Е.О., Соколова М.В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 1. С. 5–10.
Полный текст
В последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. В 1961 году в Европе была основана неправительственная международная ассоциация поддержки игры (IPA – International Play Association) [Hughes, 2008; Hughes, 2002]. Целью этой ассоциации является защита и реализация права ребенка на игру как фундаментального права человека, а также деятельность по поддержанию ценности детской игры и создание для нее благоприятных условий. IPA также ставит своей задачей консолидацию усилий специалистов для исследования состояния детской игры в разных странах мира. IPA имеет представительства более чем в 50 странах мира, однако в России до сих пор такого отделения не существует.
IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света, в результате были выявлены тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:
-
безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благосостояния ребенка;
-
приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на теоретические научные знания все более вытесняют игру из жизни школы и детских садов и учреждений сопровождения детства;
-
дух нездоровой соревновательности, успеха и «победы любой ценой», царящий на различных детских соревнованиях и состязаниях;
-
войны, насилие, эксплуатация и разрушение в окружающем мире, которые так или иначе затрагивают детей;
-
редукция культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства;
-
рост числа детей, живущих в неадекватных для выживания и развития условиях; отсутствие элементарных жилищных, дорожнотранспортных и других условий;
-
отсутствие или недоступность образовательных программ, направленных на повышение родительской и педагогической компетентности;
-
несоответствующая подготовка детей для адаптации к жизни в слишком быстро изменяющемся обществе;
-
рост числа работающих детей и недопустимые условия их труда.
Перечисленные тенденции находятся в явном противоречии с правами ребенка, заявленными в известной Декларации прав ребенка. Первый вариант Декларации был составлен в ноябре 1977 г. на Мальте в ходе совещания по поводу подготовки к Международному году ребенка (в 1979 г.). На совещаниях 1982 г. в Вене и 1989 г. в Барселоне декларация была пересмотрена. Новый ее вариант включал специальную статью о правах ребенка на отдых, игру и участие в культурной жизни (статья 31) и был представлен на Генеральной Ассамблее ООН в 1989 г.
Статья 31 утверждает право ребенка «… участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Согласно данной статье все государства, принявшие Декларацию, уважают и поощряют право ребенка на участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению детям равных возможностей для творческой активности, досуга и отдыха.
Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в культурной жизни наряду с отдыхом, досугом, развлечениями и пр. Специфика игры и ее ключевая роль в развитии ребенка в данной формулировке никак не разъясняется, не акцентируется и не поддерживается.
В этой связи в мае 2008 г. Международная ассоциация игры направила в Комитет по правам ребенка ООН предложение о пересмотре Общего комментария к статье 31 ООН Конвенции о правах ребенка. Данная практика широко применяется в разработке Конвенции (за период 2000–2012 гг. были приняты 13 комментариев). Предложенное дополнение должно способствовать общему для разных стран пониманию сущности игры и выработке единой стратегии мероприятий по обеспечению прав ребенка на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки [http://ipaworld.org/general-comment-on-31/ungeneral-comment/what-is-a-un-general-comment-2/7]. Ниже приводится текст данного Комментария (в адаптированном переводе авторов настоящей статьи).
Определение термина «игра»
Игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности;
-
игра – это добровольная свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии);
-
игра приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе;
-
игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне, автоматизирована.
IPA предложила развернуть движение по реализации просветительских и практических мероприятий, направленных, с одной стороны, на понимание ценности игры и ее роли в жизни и в развитии детей, а с другой – на конкретные меры по поддержке и развитию игровой деятельности.
Мероприятия по реализации права на игру
Первый ряд мер связан с организацией консультаций о праве ребенка на игру в различных регионах мира. Эти меры предусматривают:
-
включение игры в общественные программы поддержки психического и физического здоровья детей;
-
создание условий для игры во все сферы, где присутствуют дети, включая больницы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения. Для этого необходима организация детских игровых сред как целостной части всех социальных учреждений;
-
обеспечение базовых условий для здорового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободных игр детей, их свободной активности как на улице, так и в помещении.
Игра должна занять достойное место в образовательных учреждениях, в семье и местах досуга детей и в инфраструктуре городов.
Игра в образовательных учреждениях
-
Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творческих возможностей через игру во всех образовательных учреждениях;
-
разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучении специалистов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми;
-
усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения;
-
преодолеть разрыв между учебной работой и свободной активностью посредством включения игровых программ в жизнь школ, колледжей и других образовательных учреждений;
-
работающие дети обязаны иметь возможность играть вне официальной образовательной системы.
Игра в семейной и общественной жизни
-
Игра должна быть включена в жизнь семьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях;
-
любая инициатива, способствующая позитивным отношениям между детьми и родителями, должна быть всячески поддержана государством;
-
игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в общество;
-
для детей должна быть создана безопасная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физического, похищений и пр.).
Условия для детской игры
-
Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифицированных специалистов;
-
создавать для педагогов, родителей и других желающих взрослых программы поддержки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры;
-
обеспечить возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей;
-
способствовать сохранению и распространению традиционных фольклорных игр;
-
остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и продажу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия;
-
поддерживать осуществление командных игр и спортивных, подвижных игр с правилами;
-
обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек, игровых материалов через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игротеки, игровые площадки, автобусы и др.
Планирование инфраструктуры населенных пунктов с учетом потребностей детей
Нужды детей должны быть приоритетными при планировании пространства жизни людей:
-
дети и молодежь могут участвовать в обсуждении и принятии решений, когда дело касается их окружения и тех объектов, к которым они имеют непосредственный доступ;
-
при планировании новых построек и реконструкции имеющихся необходимо учитывать физические возможности и психологические особенности детей разных возрастов, возможности их активной деятельности. Для этого важно:
-
распространять имеющиеся знания о роли игры, о средствах и методах ее поддержки среди специалистов и политических деятелей;
-
выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможности нивелировать неблагоприятное воздействие городской среды на детей и семью;
-
создавать условия для беспрепятственного передвижения детей в социальном пространстве, обеспечивать безопасный пешеходный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам. Немаловажную роль в этом играет организация безопасного дорожного движения и четкая работа общественного транспорта;
-
учитывать повышенную уязвимость детей, живущих в стесненных условиях, арендуемых квартирах, а также бездомных детей;
-
сохранять соответствующее пространство для игры и отдыха согласно установленным законом требований.
IPA намерена продолжать свою деятельность по утверждению права детей на игру по созданию оптимальных условий для жизни и развития детей во всем мире. Это намерение отвечает духу Декларации Организации Объединенных Наций по правам ребенка, в соответствии с которой право на игру также важно, как и право на медицинское обслуживание и образование, и общество и органы государственной власти должны содействовать соблюдению этого права.
IPA признает, что каждая страна ответственна за подготовку ее собственных программ, общественных и политических мер, направленных на защиту детства в соответствии с ее культурой, природными и социально-экономическими особенностями. Общество должно принимать активное участие в развитии программ и услуг для удовлетворения потребностей, желаний и стремлений детей.
IPA обращается ко всем странам и организациям с призывом противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих и подтверждающих ПРАВО РЕБЕНКА на ИГРУ.
Совет IPA считает необычайно важным сотрудничество с организациями ООН. Экономический и Социальный Совет (ECOSOC) и ЮНИСЕФ поддерживают и подтверждают работу данной ассоциации следующим образом.
-
Право Ребенка на Игру, заявленное ООН в Декларации прав ребенка, признается приоритетным и отныне отражено в Соглашении по правам ребенка.
-
Приверженность IPA развитию каждого человека и к реализации его потенциала, к усилению важности семьи и сообщества получила поддержку ООН.
-
IPA была назначена Послом Мира ООН.
1 февраля 2013 года данные дополнения и комментарии к статье 31 внесены в текст Декларации о правах ребенка и утверждены ООН.
Данные дополнения и рекомендации уже стали руководством к действию во многих развитых странах мира (Великобритании, Швеции, Японии, Германии и др.)
IPA не только провозглашает право на игру и вносит дополнения в декларацию прав ребенка, но и осуществляет в ряде стран реальную работу по реализации этого права. Так, в ряде стран (Великобритания, Германия, Япония, Швеция и многие др.) [8–11] Международная ассоциация игры реализует проект возрождения игры в условиях большого города («Город для детей»).
Суть этого проекта заключается в создании сети игровых центров («Adventure play ground» – APG, «Площадки для игр и приключений»), проектируемых силами детей, их родителей и специалистов. Каждая площадка создается на основе уникального проекта, разработанного детьми, подростками и их родителями с участием приглашенных дизайнеров или специалистов в области игры. Проект создается с учетов местных условий, а именно имеющейся площади, численности и возраста детей, живущих в конкретном микрорайоне, потребностей и возможностей детей с особыми нуждами, природных и ландшафтных условий, профессиональных возможностей родителей, участвующих в проекте, и пр. [http://ipaworld.org/; http://ipaworld.org/general-comment-on-31/ungeneral-comment/what-is-a-un-general-comment-2/7].
Несмотря на уникальность, каждая площадка включает обязательные зоны, такие как система построек для игры (например, дома, крепости, корабли, ракеты и др.), постройки для лазанья, площадка для подвижных игр, беседки для творчества, место для общения у костра, система водных каналов и песочниц, природная зона для ухода за животными и растениями. Каждая площадка имеет также внутреннюю часть, несколько игровых комнат и большую гостиную для общения, где дети могут играть в случае плохой погоды, заниматься творчеством, и где находится кухня, на которой дети сами могут готовить еду, отмечать праздники, где есть и небольшое помещение для персонала.
Каждая площадка курируется командой специалистов по игре (3–5 человек). Это люди со специальной подготовкой в области игры детей разных возрастов – не только дошкольного, но и школьного и подросткового. В отличие от воспитателей и аниматоров, их основная задача – не руководство и не управление игрой, а фасилитация игровой активности ребенка, поддержка самостоятельной и свободной игры детей. Программы подготовки этих специалистов (двухлетний курс обучения) тщательно разработаны и осуществляются при университетах и колледжах [Hughes, 2008; Hughes, 2002].
Площадки работают по 6–8 часов в день c перерывом, в каникулы ежедневно с 10 до 18 или 22 часов. Дети от 5 до 18 лет приходят на площадку сами, с родителями или школьными учителями (после уроков, по типу продленки) и остаются на несколько часов под присмотром специалиста по игре, который отвечает за их безопасность и при необходимости оказывает помощь в играх и занятиях.
В большинстве столиц мира подобные площадки являются крупным социальным проектом и поддерживаются правительством страны и местными органами власти. Для создания подобных игровых центров и поддержания их деятельности выделяются бюджетные средства, они поддерживаются также различными грантами, частным предпринимательством и пр.
Площадки для игр и приключений во многом компенсируют отсутствие дворов, а также в некоторой степени отсутствие контакта с природой, и становятся центрами свободной и самостоятельной деятельности детей. Здесь дети свободны в выборе материалов и оборудования, в выборе партнеров, в организации игр и в их динамике. Они удовлетворяют потребность в двигательной активности и в играх на свежем воздухе, помогают преодолеть зависимость от экрана, столь характерную и опасную для современных детей. Здесь дети могут придумывать, творить и реализовывать свои замыслы в разных областях – от создания и оформления пространства до придумывания игр [http://ipaworld.org/; http://ipaworld.org/general-comment-on-31/ungeneral-comment/what-is-a-un-general-comment-2/7].
Очень важно, что это пространство для разновозрастного общения, в котором остро нуждаются наши дети. В таком общении традиционные игры и игровые навыки естественным путем передаются от одного поколения другому.
Игровые площадки имеют особое значение для детей школьного и подросткового возраста, которые в настоящее время не имеют своего пространства за стенами дома или школы. В каникулы такие площадки могут стать формой городских лагерей для школьников. Создание такого рода площадок в городах России могло бы способствовать возрождению игры и сделать столицу городом, более пригодным для жизни детей. Алгоритм создания подобных площадок детально разработан Международной ассоциацией игры и апробирован в ряде столиц мира, в большинстве стран Европы, США, Канады, Японии, Австралии [8–10].
Литература
- Hughes B. The first claim...a framework for play-work quality assessment. Play Wales. Baltic House. Cardiff CF105FH, 2008.
- Hughes B. 2002. A Playworker's Taxonomy of Play Types. 2nd Edition, Play Education.
- Playlink. Risk and Safety in Play: The Law and Practice for Adventure Playgrounds. London. Rout-ledge, 1997
- Sutton-Smith B. The Ambiguity of Play. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1997.
- http://ipaworld.org/
- http://ipaworld.org/general-comment-on-31/ungeneral-comment/what-is-a-un-general-comment-2/7.http://ipaworld.org/category/about-us/declaration/
- http://www.playengland.org.uk/playstrategy
- http://www.playinireland.ie/policy.htm
- http://www.ipa2011.org/login/uploaded/Abstracts%20%20Tuesday/IPA%20global%20consultation.pdf
- http://www.fairplayforchildren.org/pdf/1200486832.pdf
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 15034
В прошлом месяце: 97
В текущем месяце: 90
Скачиваний
Всего: 3818
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9