Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Право на игру: новый комментарий к статье 31 конвенции о правах ребенка 2124

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Соколова М.В., кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, sokolovamw@mail.ru
Полный текст

В последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. В 1961 году в Европе была ­основана неправительственная международная ассоциация поддержки игры (IPA – International Play Association) [1; 2]. Целью этой ассоциации является защита и реализация права ребенка на игру как фундаментального права человека, а также деятельность по поддержанию ценности детской игры и создание для нее благоприятных условий. IPA так­же ставит своей задачей консолидацию уси­лий специалистов для исследования состо­яния детской игры в разных странах мира. IPA имеет представительства более чем в 50 странах мира, однако в России до сих пор такого отделения не существует.

IPA провела масштабное исследование игры в разных частях света, в результате были выявлены тревожные тенденции, каса­ющиеся детства и детской игры:

  • безразличие общества к теме игры и не­понимание ее важности; правительства всех стран мира не понимают природу игры и не учитывают ее значение для здоровья и благо­состояния ребенка;
  • приоритет образовательных достиже­ний и обучающих занятий, акцент на теоре­тические научные знания все более вытес­няют игру из жизни школы и детских садов и учреждений сопровождения детства;
  • дух нездоровой соревновательности, успеха и «победы любой ценой», царящий на различных детских соревнованиях и состяза­ниях;
  • войны, насилие, эксплуатация и разру­шение в окружающем мире, которые так или иначе затрагивают детей;
  • редукция культурных традиций, маркети­зация и коммерциализация детства;
  • рост числа детей, живущих в неадекват­ных для выживания и развития условиях; от­сутствие элементарных жилищных, дорожно­транспортных и других условий;
  • отсутствие или недоступность образова­тельных программ, направленных на повыше­ние родительской и педагогической компе­тентности;
  • несоответствующая подготовка детей для адаптации к жизни в слишком быстро из­меняющемся обществе;
  • рост числа работающих детей и недопу­стимые условия их труда.

Перечисленные тенденции находятся в яв­ном противоречии с правами ребенка, заяв­ленными в известной Декларации прав ре­бенка. Первый вариант Декларации был со­ставлен в ноябре 1977 г. на Мальте в ходе со­вещания по поводу подготовки к Междуна­родному году ребенка (в 1979 г.). На совеща­ниях 1982 г. в Вене и 1989 г. в Барселоне де­кларация была пересмотрена. Новый ее вари­ант включал специальную статью о правах ре­бенка на отдых, игру и участие в культурной жизни (статья 31) и был представлен на Гене­ральной Ассамблее ООН в 1989 г.

Статья 31 утверждает право ребенка «… участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возра­сту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». Согласно данной статье все государства, принявшие Декларацию, уважают и поощряют право ре­бенка на участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению детям равных возможностей для творческой актив­ности, досуга и отдыха.

Однако в данной редакции статьи игра фигурирует как одна из форм участия в куль­турной жизни наряду с отдыхом, досугом, раз­влечениями и пр. Специфика игры и ее клю­чевая роль в развитии ребенка в данной фор­мулировке никак не разъясняется, не акцен­тируется и не поддерживается.

В этой связи в мае 2008 г. Международ­ная ассоциация игры направила в Комитет по правам ребенка ООН предложение о пере­смотре Общего комментария к статье 31 ООН Конвенции о правах ребенка. Данная практи­ка широко применяется в разработке Конвен­ции (за период 20002012 гг. были приняты 13 комментариев). Предложенное дополне­ние должно способствовать общему для раз­ных стран пониманию сущности игры и выра­ботке единой стратегии мероприятий по обе­спечению прав ребенка на игру. Дополнение содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее под­держки [6]. Ниже приводится текст данного Комментария (в адаптированном переводе авторов настоящей статьи).

Определение термина «игра»

Игра – это способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потреб­ность в игре является жизненно важной для ребенка наряду с базовыми потребностями в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребенок укрепляет чувство собственного до­стоинства и своей идентичности;

  • игра это добровольная свободная дет­ская деятельность, предполагающая един­ство мысли и действия, коммуникации и са­мовыражения (экспрессии);
  • игра приносит позитивные эмоции, пере­живание своих достижений и уверенности в себе;
  • игра интуитивна и спонтанна, она не мо­жет быть запрограммирована и управляема извне, автоматизирована.

 IPA предложила развернуть движение по реализации просветительских и практических мероприятий, направленных, с одной сторо­ны, на понимание ценности игры и ее роли в жизни и в развитии детей, а с другой на кон­кретные меры по поддержке и развитию игро­вой деятельности.

Мероприятия по реализации права на игру

Первый ряд мер связан с организацией консультаций о праве ребенка на игру в раз­личных регионах мира. Эти меры предусма­тривают:

  • включение игры в общественные про­граммы поддержки психического и физиче­ского здоровья детей;
  • создание условий для игры во все сфе­ры, где присутствуют дети, включая больни­цы, поликлиники, предприятия торговли и другие социальные учреждения. Для этого не­обходима организация детских игровых сред как целостной части всех социальных учреж­дений;
  • обеспечение базовых условий для здо­рового образа жизни детей и их развития, а именно предоставление места и времени для свободных игр детей, их свободной активно­сти как на улице, так и в помещении.

Игра должна занять достойное место в об­разовательных учреждениях, в семье и местах досуга детей и в инфраструктуре городов.

Игра в образовательных учреждениях

  •  Обеспечить возможности для инициати­вы, общения, проявления творческих возмож­ностей через игру во всех образовательных учреждениях;
  • разработать и осуществить програм­му исследования значения игры для детско­го развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и вклю­чить их в обучении специалистов, волонтеров и всех специалистов, работающих с детьми;
  • усилить поддержку игры в начальной шко­ле для повышения мотивации и эффективно­сти обучения;
  • преодолеть разрыв между учебной рабо­той и свободной активностью посредством включения игровых программ в жизнь школ, колледжей и других образовательных учреж­дений;
  • работающие дети обязаны иметь возмож­ность играть вне официальной образователь­ной системы.

Игра в семейной и общественной жизни

  • Игра должна быть включена в жизнь се­мьи как интегрирующая часть социальной среды и как форма заботы взрослых о детях;
  • любая инициатива, способствующая пози­тивным отношениям между детьми и родите­лями, должна быть всячески поддержана го­сударством;
  • игра должна быть включена в систему мер по интеграции детей с особыми нуждами в об­щество;
  •  для детей должна быть создана безопас­ная игровая среда, которая защищает их от любого рода насилия (сексуального, физиче­ского, похищений и пр.).

Условия для детской игры

  • Обеспечить специальное место, время и оборудование для игры с участием квалифи­цированных специалистов;
  • создавать для педагогов, родителей и других желающих взрослых программы под­держки игры, позволяющие детям свободно и творчески играть и получать удовольствия от игры;
  •  обеспечить возможности игрового взаи­модействия между детьми разных возрастов, социальных страт, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможно­стей;
  • способствовать сохранению и распростра­нению традиционных фольклорных игр;
  • остановить коммерческое использование детской игры, предотвратить выпуск и прода­жу игр и игрушек, провоцирующих насилие, агрессию, разрушительные действия;
  • поддерживать осуществление командных игр и спортивных, подвижных игр с прави­лами;
  • обеспечивать всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек, игровых материа­лов через общественные акции и программы, такие как дошкольные игровые группы, игро­теки, игровые площадки, автобусы и др.

Планирование инфраструктуры насе­ленных пунктов с учетом потребностей детей

Нужды детей должны быть приоритетны­ми при планировании пространства жизни людей:

  • дети и молодежь могут участвовать в об­суждении и принятии решений, когда дело ка­сается их окружения и тех объектов, к кото­рым они имеют непосредственный доступ;
  • при планировании новых построек и ре­конструкции имеющихся необходимо учиты­вать физические возможности и психологи­ческие особенности детей разных возрастов, возможности их активной деятельности. Для этого важно:
  • распространять имеющиеся знания о роли игры, о средствах и методах ее поддержки сре­ди специалистов и политических деятелей;
  • выступать против постройки высотного жилья («точечных застроек») и по возможно­сти нивелировать неблагоприятное воздей­ствие городской среды на детей и семью;
  • создавать условия для беспрепятствен­ного передвижения детей в социальном про­странстве, обеспечивать безопасный пеше­ходный доступ к различным сооружениям, паркам и площадкам. Немаловажную роль в этом играет организация безопасного дорож­ного движения и четкая работа общественно­го транспорта;
  • учитывать повышенную уязвимость де­тей, живущих в стесненных условиях, арен­дуемых квартирах, а также бездомных детей;
  • сохранять соответствующее простран­ство для игры и отдыха согласно установлен­ным законом требований.

IPA намерена продолжать свою деятель­ность по утверждению права детей на игру по созданию оптимальных условий для жизни и развития детей во всем мире. Это намерение отвечает духу Декларации Организации Объ­единенных Наций по правам ребенка, в соот­ветствии с которой право на игру также важ­но, как и право на медицинское обслужива­ние и образование, и общество и органы го­сударственной власти должны содействовать соблюдению этого права.

IPA признает, что каждая страна ответ­ственна за подготовку ее собственных про­грамм, общественных и политических мер, направленных на защиту детства в соот­ветствии с ее культурой, природными и социально-экономическими особенностями. Общество должно принимать активное уча­стие в развитии программ и услуг для удо­влетворения потребностей, желаний и стрем­лений детей.

IPA обращается ко всем странам и орга­низациям с призывом противостоять тревож­ным тенденциям современного детства, ко­торые подвергают опасности детское разви­тие, и принять меры по осуществлению дол­госрочных программ, обеспечивающих и под­тверждающих ПРАВО РЕБЕНКА на ИГРУ.

Совет IPA считает необычайно важным сотрудничество с организациями ООН. Эко­номический и Социальный Совет (ECOSOC) и ЮНИСЕФ поддерживают и подтверждают работу данной ассоциации следующим обра­зом.

  • Право Ребенка на Игру, заявленное ООН в Декларации прав ребенка, признается при­оритетным и отныне отражено в Соглашении по правам ребенка.
  • Приверженность IPA развитию каждо­го человека и к реализации его потенциала, к усилению важности семьи и сообщества по­лучила поддержку ООН.
  • IPA была назначена Послом Мира ООН.

1 февраля 2013 года данные дополнения и комментарии к статье 31 внесены в текст Декларации о правах ребенка и утверждены ООН.

Данные дополнения и рекомендации уже стали руководством к действию во многих развитых странах мира (Великобритании, Швеции, Японии, Германии и др.)

IPA не только провозглашает право на игру и вносит дополнения в декларацию прав ребенка, но и осуществляет в ряде стран ре­альную работу по реализации этого права. Так, в ряде стран (Великобритания, Германия, Япония, Швеция и многие др.) [811] Между­народная ассоциация игры реализует проект возрождения игры в условиях большого горо­да («Город для детей»).

Суть этого проекта заключается в созда­нии сети игровых центров («Adventure play ground» APG, «Площадки для игр и приклю­чений»), проектируемых силами детей, их ро­дителей и специалистов. Каждая площад­ка создается на основе уникального проекта, разработанного детьми, подростками и их ро­дителями с участием приглашенных дизайне­ров или специалистов в области игры. Проект создается с учетов местных условий, а именно имеющейся площади, численности и возраста детей, живущих в конкретном микрорайоне, потребностей и возможностей детей с особы­ми нуждами, природных и ландшафтных усло­вий, профессиональных возможностей роди­телей, участвующих в проекте, и пр. [5; 6].

Несмотря на уникальность, каждая пло­щадка включает обязательные зоны, такие как система построек для игры (например, дома, крепости, корабли, ракеты и др.), по­стройки для лазанья, площадка для подвиж­ных игр, беседки для творчества, место для общения у костра, система водных каналов и песочниц, природная зона для ухода за жи­вотными и растениями. Каждая площадка имеет также внутреннюю часть, несколько игровых комнат и большую гостиную для об­щения, где дети могут играть в случае плохой погоды, заниматься творчеством, и где нахо­дится кухня, на которой дети сами могут гото­вить еду, отмечать праздники, где есть и не­большое помещение для персонала.

Каждая площадка курируется командой специалистов по игре (35 человек). Это люди со специальной подготовкой в области игры детей разных возрастов не только дошколь­ного, но и школьного и подросткового. В отли­чие от воспитателей и аниматоров, их основ­ная задача – не руководство и не управление игрой, а фасилитация игровой активности ре­бенка, поддержка самостоятельной и свобод­ной игры детей. Программы подготовки этих специалистов (двухлетний курс обучения) тщательно разработаны и осуществляются при университетах и колледжах [1; 2].

Площадки работают по 68 часов в день c перерывом, в каникулы ежедневно с 10 до 18 или 22 часов. Дети от 5 до 18 лет приходят на площадку сами, с родителями или школьны­ми учителями (после уроков, по типу продлен­ки) и остаются на несколько часов под при­смотром специалиста по игре, который отве­чает за их безопасность и при необходимости оказывает помощь в играх и занятиях.

В большинстве столиц мира подобные площадки являются крупным социальным проектом и поддерживаются правительством страны и местными органами власти. Для соз­дания подобных игровых центров и поддержа­ния их деятельности выделяются бюджетные средства, они поддерживаются также различ­ными грантами, частным предприниматель­ством и пр.

Площадки для игр и приключений во мно­гом компенсируют отсутствие дворов, а так­же в некоторой степени отсутствие контакта с природой, и становятся центрами свобод­ной и самостоятельной деятельности детей. Здесь дети свободны в выборе материалов и оборудования, в выборе партнеров, в органи­зации игр и в их динамике. Они удовлетворя­ют потребность в двигательной активности и в играх на свежем воздухе, помогают преодо­леть зависимость от экрана, столь характер­ную и опасную для современных детей. Здесь дети могут придумывать, творить и реализо­вывать свои замыслы в разных областях – от создания и оформления пространства до при­думывания игр [5; 6].

Очень важно, что это пространство для разновозрастного общения, в котором остро нуждаются наши дети. В таком общении тра­диционные игры и игровые навыки естествен­ным путем передаются от одного поколения другому.

Игровые площадки имеют особое зна­чение для детей школьного и подростко­вого возраста, которые в настоящее вре­мя не имеют своего пространства за стена­ми дома или школы. В каникулы такие пло­щадки могут стать формой городских лаге­рей для школьников. Создание такого рода площадок в городах России могло бы спо­собствовать возрождению игры и сделать столицу городом, более пригодным для жизни детей. Алгоритм создания подобных площадок детально разработан Междуна­родной ассоциацией игры и апробирован в ряде столиц мира, в большинстве стран Европы, США, Канады, Японии, Австралии [810].

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Hughes B. The first claim...a framework for play-work quality assessment. Play Wales. Baltic House. Cardiff CF105FH, 2008.
  2. Hughes B. 2002. A Playworker's Taxonomy of Play Types. 2nd Edition, Play Education.
  3. Playlink. Risk and Safety in Play: The Law and Practice for Adventure Playgrounds. London. Rout-ledge, 1997
  4. Sutton-Smith B. The Ambiguity of Play. Cam­bridge, Mass.: Harvard University Press, 1997.
  5. http://ipaworld.org/
  6. http://ipaworld.org/general-comment-on-31/un­general-comment/what-is-a-un-general-comment-2/7.http://ipaworld.org/category/about-us/declaration/ 
  7. http://www.playengland.org.uk/playstrategy
  8. http://www.playinireland.ie/policy.htm
  9. http://www.ipa2011.org/login/uploaded/Ab­stracts%20%20Tuesday/IPA%20global%20consul­tation.pdf
  10. http://www.fairplayforchildren.org/pdf/1200486832.pdf 
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика