Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 1. С. 39–49
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростки, агрессия, враждебность, школьный буллинг, самоповреждающее поведение
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Польская Н.А. Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 1. С. 39–49.
Полный текст
Школьный буллинг (дословно «запугивание») как особая форма агрессивного поведения, нарушающая права других людей [Olweus, 2011], стала объектом систематических исследований в начале 70-х годов XX века [Olweus, 1978]. Определяя его как целенаправленные агрессивные действия, постоянно или в течение длительного времени осуществляющиеся группой или индивидом в отношении жертвы, которая не может с легкостью защитить себя [Olweus, 1993], исследователи обратились к анализу различных факторов и психологических взаимосвязей буллинга. Были выделены основные типы этих действий:
-
физический и вербальный буллинг;
-
буллинг, связанный с социальным исключением;
-
косвенный буллинг (например, распускание сплетен) [Smith, 2008].
В настоящее время эта типология расширена. В частности, выделено понятие кибербуллинга (cyberbullying) как разновидности, порожденной появлением мобильной и интернет-связи, социальных сетей, что сделало возможным запугивание через их использование [там же].
В исследованиях, изучающих взаимосвязь разных видов буллинга (традиционный, кибер-буллинг) и виктимизации (традиционная и кибер-виктимизация), подчеркивается не идентичность, но взаимозависимость данных явлений [Jose, 2012].
Ситуация школьного буллинга как целенаправленной агрессии [Camodeca, 2005]; [Schneider, 2012], при которой более физически крепкие дети нападают на более слабых без какой-либо провокации со стороны жертвы [Olweus, 1993; Olweus, 1994], вызывает у последней острые переживания неуверенности, вины и стыда. Подобные нападки помимо физической или вербальной агрессии проявляются в форме вымогательства, морального унижения, приводя к отчуждению и изоляции жертвы. Педагогический коллектив школы прямо или косвенно может быть включен в ситуацию буллинга, демонстрируя пренебрежение или прямое давление в отношении уязвимых учеников, потворствуя организованной травле или даже поощряя ее.
Исследователи данной проблемы фокусируются на изучении особенностей взаимодействия в школьных коллективах, статусных отношений и путей, которые избираются школьниками для самоутверждения в среде сверстников. По сути, буллинг расценивается как социальная стратегия, связанная с построением внутригрупповых отношений на основе принципа насилия/унижения. Поэтому в центре психологического анализа оказывается, с одной стороны, поведение агрессора (булли), осуществляющего запугивание , а с другой стороны, поведение его жертвы [Salmivalli, 2008]. Изучение первых ведется в направлении оценки проявляемой ими агрессивности, а также когнитивных, личностных и эмоциональных механизмов, обеспечивающих склонность к реализации агрессивной поведенческой модели. Склонность к подобного рода агрессии в отношении сверстников сопряжена:
-
с антисоциальным характером поведения и стремлением быть включенным в антисоциальную группу подростков [Olthof, 2008];
-
развитием агрессорами социальных навыков, связанных с прямыми и косвенными приемами управления другими людьми и уничижительным давлением на них [Sutton, 2003; Sutton, 1999];
-
жестким следованием внутригрупповым нормам [Jones, 2009].
Существующие представления о недостаточной когнитивной зрелости подростков, осуществляющих запугивание, опровергаются в ряде исследований. В частности, Саттон (Sutton) с коллегами аргументируют, что подростки-булли не обязательно дисфункциональны в интерпретации социальных данных [Sutton, 1999; Sutton, 1999а]. Напротив, они могут быть очень искусными манипуляторами поведения ровесников [Garandeau, 2006]. Более того, зачинщик буллинга может иметь хорошую модель психического, т. е. высокую способность к атрибутивным ментальным различиям себя и других, уметь интерпретировать и предсказывать поведение [26–28].
Поведение и личностные особенности жертвы буллинга рассматриваются с точки зрения:
-
влияния генетических факторов на психологическую предрасположенность к поведению жертвы в ситуации буллинга [Ball, 2008];
-
преморбидных особенностей, обусловливающих уязвимость к буллингу: неуверенные, боязливые и осторожные дети более подвержены давлению и жестокому обращению со стороны одноклассников [16–19];
-
психологических трудностей, возникающих вследствие переживания буллинга: паника, раздражительность, плохая концентрация внимания [Smith, 1999], депрессия, беспокойство, появление реакции избегания [Austin, 1996; Rigby, 2003], одиночество и риск совершения суицида [O’Moore, 2000].
В ряде исследований приводятся доказательства влияния ситуации буллинга не только на актуальное психологическое состояние, но и на будущее жертвы запугивания. Наиболее неблагоприятные прогнозы связаны с оценками суицидального риска и формированием самоповреждающего поведения у жертв обсуждаемых действий [Juhnke, 2011]. По мнению клиницистов, жертвами в такой ситуации становятся неслучайно. Подверженность буллингу может быть предсказана по индивидуальным характеристикам и семейным факторам, она не зависит от возраста и ассоциируется с симптомами серьезных психических отклонений, включая самовреждения, жестокость и психотические симптомы [Arseneault, 2010].
В исследовании фактов традиционного буллинга и кибер-буллинга было обнаружено, что оба типа непосредственно связаны с самоповреждением и суицидальными мыслями. Более того, эти взаимосвязи частично опосредованы негативными эмоциями, которые испытывают объекты буллинга, и частично смягчаются социальным окружением и личностью подростка. Говоря о последнем факторе, важно упомянуть, что авторитетные родители и высокий самоконтроль снижали вредоносное влияние буллинга на самоповреждения и суицидальные мысли [Hay, 2010].
В аналогичном исследовании, посвященном распространенности школьного буллинга и кибербуллинга, и их роли в формировании таких симптомов психологического дистресса, как депрессия, самоповреждения и склонность к суициду, было выявлено, что жертвы последнего имеют более высокие показатели психологического дистресса. В ряде случаев ученики оказываются жертвой и школьного, и кибербуллинга. Наиболее высокая виктимизация была выявлена среди юношей, идентифицировавших себя как негетеросексуалов. Жертвы сообщали о снижении успеваемости и привязанности к школе. Наиболее высокие показатели дистресса были определены у жертв кибербуллинга и школьного буллинга одновременно [Schneider, 2012].
Связь между вовлеченностью в буллинг (агрессор, жертва или агрессор/жертва) и последующими суицидальными мыслями и суицидальным/самоповреждающим поведением была определена (по результатам Эйвонского лонгитюдного исследования родителей и детей – Avon Longitudinal Study of Parents and Children) у детей препубертатного возраста. Наибольший риск в развитии суицидального мышления и суицидального или самоповреждающего поведения в препубертатном возрасте отмечен у жертв или агрессоров/жертв буллинга [Winsper, 2012].
Мы обратились к проблеме буллинга в рамках выполнения исследований, касающихся изучения психологических механизмов самоповреждающего поведения. Большинство исследователей самоповреждающего поведения придерживаются мнения, что склонность к самоповреждению имеет прямую зависимость от фактов психической травматизации, к которым, прежде всего, относятся ранняя сепарация, изоляция и все виды насилия (морального, сексуального, физического, эмоционального). Буллинг может быть отнесен к одной из форм проявлений насилия, из чего следует высокая уязвимость жертв подобного насилия к реализации действий самоповреждающего характера. Результаты представленных выше исследований подтверждают неблагоприятное влияние ситуации буллинга на формирование склонности к самоповреждению.
Самоповреждающее поведение – это поведение, связанное с намеренным причинением себе физического вреда; это сознательное повреждение тканей и органов собственного тела [Польская, 2009]. К наиболее распространенным актам самоповреждения относят самопорезы, самоожоги, расчесывание кожи, сковыривание болячек, выдергивание волос, удары по собственному телу и удары о твердые поверхности [Польская, 2011]. Распространенность подобных действий в неклинической популяции достаточно широка.
Целью нашего исследования было изучение и оценка фактов буллинга и самоповреждения среди школьников подросткового возраста. В качестве гипотезы выступило предположение о возможной связи между субъективной оценкой своего положения в классе как неблагоприятного и угрожающего и склонностью к самоповреждению.
Методики исследования
В исследовании приняли участие 55 подростков, учащихся средней школы, в возрасте 13–15 лет (М= 14.43; SD = 0.71), из них:
29 (52.7 %) респондентов мужского пола (М= 14.48; SD = 0.63) и 26 (47.3 %) респондентов женского пола (М= 14.38; SD = 0.8).
Исследование проводилось анонимно, в качестве персональных данных респондент указывал только пол и возраст.
Были использованы две исследовательские шкалы, разработанные автором с целью выявления фактов буллинга и самоповреждающего поведения, и шкала Кука-Медлей, направленная на измерения уровня враждебности, агрессивности и цинизма [Лабунская, 2001].
Шкала буллинга направлена на выявление фактов школьной травли и запугивания. Изначально разработка шкалы велась на основе трех критериев:
-
самооценка физических и психологических показателей, связанных с посещением школы;
-
самооценка субъективных переживаний, связанных со статусной ролью в классе;
-
выявление конкретных фактов, связанных с буллингом.
В используемом варианте она включает в себя 20 утверждений, которые респондент оценивает по частоте проявлений. Респондента просили указать, насколько верны в отношении него указанные утверждения, используя шкалу от «никогда» до «всегда».
Шкала самоповреждающего поведения включала в себя семь утверждений, касающихся конкретных актов самоповреждения, которые оценивались самим респондентом по частоте проявления от «никогда» до «часто» [Польская, 2010].
Результаты исследования
Анализ результатов исследования осуществлялся с помощью статистического пакета SPSS-14 for Windows (частоты, описательные статистики, таблицы сопряженности, кластерный анализ).
Осуществлялась оценка частоты актов самоповреждения и фактов субъективного неблагополучия, связанных с переживанием агрессивного или пренебрежительного отношения со стороны одноклассников. Оценивались средние показатели проявлений агрессивности, враждебности и цинизма. Для оценки взаимосвязи показателей буллинга и самоповреждения использовался коэффициент гамма. Дополнительно определялась взаимосвязь буллинга и самоповреждения с уровнем агрессивности, враждебности и цинизма. В таблице 1 представлено частотное распределение ответов по шкале самоповреждающего поведения.
Согласно частотному распределению, от 1.8 до 16.4 % выборки указали на совершение актов самоповреждения хотя бы один раз. От 1.8 до 5.5 % выборки указали высокую частоту таких актов самоповреждения, как самопорезы, удары о твердые поверхности, препятствие заживлению ран («сковыривание болячек») и намеренное расчесывание кожи. В таблице 2 отражено частотное распределение ответов респондентов по шкале буллинга.
Частотное распределение ответов по шка-ния и буллинга выявила, что частота актов сале буллинга показало, что от 1.8 до 12.7 % вы-моповреждения (за исключением самоожогов) борки отметили «часто» или «всегда» в утверж-имеет положительную корреляцию с выбором дениях (№ 10, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20), имею-утверждений, касающихся фактов буллинга. щих прямую связь с буллингом (оскорблени-Всего из 20 утверждений шкалы буллинга 17 – ем, угрозами, моральным давлением и физи-коррелируют с указанными актами самоповрежческой агрессией со стороны одноклассников). дения. В таблице 3 представлены значимые взаимосвязи фактов буллинга и самоповреждения.
Из полученных данных с помощью кла-ле буллинга и по шкале самоповреждающего стерного анализа (кластеризация К-средними) поведения. Число наблюдений в каждом клабыла сгруппирована выборка отдельно по шка-стере указано в табл. 4.
Результаты кластерного анализа (число наблюдений)
Анализ результатов кластерного анализа позволил определить группы. По буллингу:
-
нестабильные (подростки, однажды или иногда подвергающиеся буллингу);
-
нейтральные (это подростки, в достаточной степени независимые и интегрированные в неформальные отношения с одноклассниками);
-
уязвимые (подростки, переживающие давление и агрессию со стороны одноклассников).
По шкале самоповреждающего поведения группы были определены следующим образом.
Первая группа – подростки, осуществляющие самоповреждения; вторая группа – подростки, редко или никогда не осуществляющие самоповреждения.
Оценка взаимосвязи между группами осуществлялась с помощью таблиц сопряженности (коэффициент гамма). Было выявлено, что основную группу подростков с самоповреждениями составили нестабильные или уязвимые в отношении буллинга подростки (значение гаммы 0.559, при р = 0.033), что согласуется с гипотезой относительно взаимосвязи между самоповреждающим поведением и виктимизацией в форме школьного буллинга.
Согласно частотному распределению ответов по шкале Кука-Медлей, представленному в табл. 5, основная часть респондентов показали тенденцию к повышенному уровню агрессивности и высокий уровень цинизма.
Оценка влияния показателей цинизма, агрессивности и враждебности на формирование самоповреждающего и виктимного (по фактору школьного буллинга) поведения показала значимое участие фактора враждебности в осуществлении актов самоповреждения (коэффициент гамма 0.789, при р = 0.01). В группе подростков, осуществляющих самоповреждения, уровень враждебности оказался ниже, чем в группе подростков, редко или никогда не осуществляющих самоповреждения. Статистически подтвержденного влияния агрессивности и цинизма на самоповреждающее и виктимное поведение в данной выборке выявлено не было.
Выводы
На основе полученных результатов можно подтвердить, что субъективная оценка взаимоотношений в классе как неприятных, тревожащих, пугающих, связываемая нами с ситуацией буллинга, оказывает влияние на частоту актов самоповреждения. Этот вывод подтверждает существующую точку зрения о влиянии виктимизации, в самом широком смысле этого слова, на склонность к самоповреждениям.
Современные представления относительно участия механизма аутоагрессии в формировании модели самоповреждающего поведения находят свое доказательство в статистически выявленной зависимости между уровнем враждебности и частотой актов самоповреждения. В данном случае подростки, регулярно осуществляющие действия самоповреждающего характера, имеют низкий или средний, с тенденцией к низкому, уровень враждебности. Это может служить косвенным признаком перенаправления агрессии на собственную личность и соответственно снижения интенсивности различных сторон проявления агрессии в отношении других людей.
Значимого влияния уровня агрессивности, враждебности и цинизма на аутоидентификацию (на основе примененной шкалы буллинга) себя как жертвы буллинга выявлено не было. Мы оцениваем эти данные как частные и специфичные для изучаемой выборки. Что касается участия фактора агрессивности в формировании поведения как жертвы буллинга, так и лица, осуществляющего буллинг, этот вопрос требует более детального и самостоятельного исследования, потому что широкий диапазон личностных показателей агрессивности: от раздражительности и враждебности до ненависти, безусловно, играет детерминирующую роль в выборе стратегий поведения, связанных с доминированием и подчинением. В случае буллинга наиболее важно понять личностные механизмы трансформации агрессивности, приводящие к поведению и стигме жертвы.
Литература
- Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.
- Польская Н. А. Предикторы и механизмы самоповреждающего поведения (по материалам исследований) // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1.
- Польская Н. А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. М., 2010.
- Польская Н. А. Самоповреждающее поведение в клинической практике // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени Бехтерева. 2011. № 2.
- Arseneault L., Bowes L., Shakoor S. Bullying victimization in youths and mental health problems: ‘much ado about nothing’? // Psychological Medicine. 2010. Vol. 40. № 5.
- Austin S., Joseph S. Assessment of bully/victim problems in 8 to 11 year-olds // British Journal of Educational Psychology. 1996. Vol. 66.
- Camodeca M., Goossens F. A. Aggression, social cognitions, anger and sadness in bullies and victims // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46.
- Garandeau C., Cillessen A. From indirect aggression to invisible aggression: A conceptual view on bullying and peer group manipulation // Aggression and Violent Behavior. 2006. Vol. 11.
- Ball H. A., Arseneault L., Taylor A., Maughan B., Caspi A., Moffitt T. E. Genetic and environmental influences on victims, bullies and bully-victims in childhood // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. № 1.
- Hay C., Meldrum R. Bullying victimization and adolescent self-harm: testing hypotheses from general strain theory // Journal of Youth and Adolescence 2010. Vol. 39. № 5.
- Jones S. E., Manstead А. S. R., Livingstone A. Birds of a feather bully together: Group processes and children’s responses to bullying // British Journal of Developmental Psychology. 2009. Vol. 29. № 4.
- Jose P. E., Kljakovic M., Scheib E., Notter O. The Joint Development of Traditional Bullying and Victimization With Cyber Bullying and Victimization in Adolescence // Journal of Research on Adolescence. 2012. Vol. 22. № 2.
- Juhnke G. A. Suicide, self-injury, and violence in the schools: Assessment, prevention, and intervention strategies. N.Y., 2011.
- O’Moore M. Critical Issues for teacher training to counter bullying and victimisation in Ireland // Aggressive Behaviour. 2000. Vol. 26. № 1.
- Olthof T., Goossens F. Bullying and the need to belong: Early adolescents’ bullying-related behavior and the acceptance they desire and receive from particular classmates // Social Development. 2008. Vol. 17. № 1.
- Olweus D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, 1978.
- Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Oxford, 1993.
- Olweus D. Bullying at school: Long-term outcomes for the victims and an effective school-based Intervention program / Aggressive behavior. Current perspectives. N. Y., 1994.
- Olweus D. Understanding and researching bullying: Some critical issues / Handbook of bullying in schools: An international perspective. N. Y., 2010.
- Olweus D. Bullying at school and later criminality: findings from three Swedish community samples of males // Criminal Behaviour and Mental Health. 2011. Vol. 21. № 2.
- Rigby K. Consequences of bullying in schools // The Canadian Journal of Psychiatry / La Revue canadienne de psychiatrie. 2003. Vol. 48. № 9.
- Salmivalli C., Peets K. Bullies, victims, and bully-victim relationships / Handbook of peer interactions, relationships, and groups. N.Y., 2008.
- Schneider S. K., O'Donnell L., Stueve A., Coulter R. W. S. Cyberbullying, school bullying, and psychological distress: a regional census of high school students // American Journal of Public Health. 2012. Vol. 102. № 1.
- Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. № 4.
- Smith P. K., Morita Y., Junger-Tas J., Olweus D., Catalano R., Slee P. The nature of school bullying: a cross-national perspective. L.; N.Y., 1999.
- Sutton J. ToM goes to school: Social cognition and social values in bullying / Individual differences in theory of mind. N. Y.; Hove, 2003.
- Sutton J., Smith P. K. Bullying as a group process: An adaptation of the participant role approach // Aggressive Behavior. 1999. Vol. 2. № 25.
- Sutton J., Smith P. K., Swettenham J. Bullying and theory of mind: a critique of the ‘social skills deficit’ view of anti-social behaviour // Social Development. 1999. Vol. 8. № 1.
- Winsper C., Lereya T., Zanarini M., Wolke D. Involvement in bullying and suicide-related behavior at 11 years: a prospective birth cohort study // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2012. Vol. 51. № 3.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8767
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 39
Скачиваний
Всего: 2449
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 12