Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь показателей школьного буллинга и самоповреждающего поведения в подростковом возрасте 1889

Польская Н.А., доктор психологических наук, профессор кафедры клинической психологии и психотерапии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, polskayana@yandex.ru

Аннотация

В статье обсуждается проблема влияния школьного буллинга на формирование самоповреждающего поведения в подростковом возрасте. Дается обзор современных исследований проблемы буллинга: сформулировано определение понятия, анализируются некоторые предикторы и психологические корреляты буллинга. Выдвигается предположение относительно взаимосвязи факторов буллинга, определяемого в данном случае с точки зрения субъективной оценки респондентом своего положения в классе как неблагоприятного и угрожающего, и актов самоповреждения. Исследовательская выборка включает 55 учащихся общеобразовательной школы в возрасте от 13 до 15 лет. В качестве методик исследования применяются две авторских шкалы: буллинга и самоповреждающего поведения, а также шкала враждебности Кука-Медлей. На основе статистического анализа обосновывается значимая взаимосвязь между фактами буллинга и самоповреждающего поведения; выявлено, что подросткам, склонным к самоповреждающему поведению, свойственен низкий уровень враждебности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Школьный буллинг (дословно «запугива­ние») как особая форма агрессивного пове­дения, нарушающая права других людей [20], стала объектом систематических исследований в начале 70-х годов XX века [16]. Опреде­ляя его как целенаправленные агрессивные действия, постоянно или в течение длитель­ного времени осуществляющиеся группой или индивидом в отношении жертвы, которая не может с легкостью защитить себя [17], ис­следователи обратились к анализу различ­ных факторов и психологических взаимосвя­зей буллинга. Были выделены основные типы этих действий:

  • физический и вербальный буллинг;
  • буллинг, связанный с социальным ис­ключением;
  • косвенный буллинг (например, распуска­ние сплетен) [24].

В настоящее время эта типология расши­рена. В частности, выделено понятие кибер­буллинга (cyberbullying) как разновидности, порожденной появлением мобильной и интер­нет-связи, социальных сетей, что сделало возможным запугивание через их использо­вание [там же].

В исследованиях, изучающих взаимо­связь разных видов буллинга (традиционный, кибер-буллинг) и виктимизации (традицион­ная и кибер-виктимизация), подчеркивается не идентичность, но взаимозависимость дан­ных явлений [12].

Ситуация школьного буллинга как целе­направленной агрессии [7]; [23], при кото­рой более физически крепкие дети напада­ют на более слабых без какой-либо прово­кации со стороны жертвы [17; 18], вызыва­ет у последней острые переживания неуве­ренности, вины и стыда. Подобные нападки помимо физической или вербальной агрес­сии проявляются в форме вымогательства, морального унижения, приводя к отчужде­нию и изоляции жертвы. Педагогический коллектив школы прямо или косвенно мо­жет быть включен в ситуацию буллинга, де­монстрируя пренебрежение или прямое дав­ление в отношении уязвимых учеников, по­творствуя организованной травле или даже поощряя ее.

Литература
  1. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бре­ус Е. Д. Психология затрудненного общения. Те­ория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.
  2. Польская Н. А. Предикторы и механизмы са­моповреждающего поведения (по материалам исследований) // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1.
  3. Польская Н. А. К проблеме эмпирического из­учения самоповреждающего поведения // Экспе­риментальная психология в России: традиции и перспективы. М., 2010.
  4. Польская Н. А. Самоповреждающее поведе­ние в клинической практике // Обозрение психи­атрии и медицинской психологии имени Бехте­рева. 2011. № 2.
  5. Arseneault L., Bowes L., Shakoor S. Bullying vic­timization in youths and mental health problems: ‘much ado about nothing’? // Psychological Medi­cine. 2010. Vol. 40. № 5.
  6. Austin S., Joseph S. Assessment of bully/victim problems in 8 to 11 year-olds // British Journal of Educational Psychology. 1996. Vol. 66.
  7. Camodeca M., Goossens F. A. Aggression, social cognitions, anger and sadness in bullies and vic­tims // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2005. Vol. 46.
  8. Garandeau C., Cillessen A. From indirect aggres­sion to invisible aggression: A conceptual view on bullying and peer group manipulation // Aggression and Violent Behavior. 2006. Vol. 11.
  9. Ball H. A., Arseneault L., Taylor A., Maughan B., Caspi A., Moffitt T. E. Genetic and environmental in­fluences on victims, bullies and bully-victims in child­hood // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. № 1.
  10. Hay C., Meldrum R. Bullying victimization and adolescent self-harm: testing hypotheses from gen­eral strain theory // Journal of Youth and Adoles­cence 2010. Vol. 39. № 5.
  11. Jones S. E., Manstead А. S. R., Livingstone A. Birds of a feather bully together: Group processes and children’s responses to bullying // British Journal of Developmental Psychology. 2009. Vol. 29. № 4.
  12. Jose P. E., Kljakovic M., Scheib E., Notter O. The Joint Development of Traditional Bullying and Victimization With Cyber Bullying and Victimization in Adolescence // Journal of Research on Adoles­cence. 2012. Vol. 22. № 2.
  13. Juhnke G. A. Suicide, self-injury, and violence in the schools: Assessment, prevention, and interven­tion strategies. N.Y., 2011.
  14. O’Moore M. Critical Issues for teacher training to counter bullying and victimisation in Ireland // Ag­gressive Behaviour. 2000. Vol. 26. № 1.
  15. Olthof T., Goossens F. Bullying and the need to belong: Early adolescents’ bullying-related behavior and the acceptance they desire and receive from particular classmates // Social Development. 2008. Vol. 17. № 1.
  16. Olweus D. Aggression in the schools: Bullies and whipping boys. Washington, 1978.
  17. Olweus D. Bullying at school: What we know and what we can do. Oxford, 1993.
  18. Olweus D. Bullying at school: Long-term out­comes for the victims and an effective school-based Intervention program / Aggressive behavior. Current perspectives. N. Y., 1994.
  19. Olweus D. Understanding and researching bul­lying: Some critical issues / Handbook of bullying in schools: An international perspective. N. Y., 2010.
  20. Olweus D. Bullying at school and later criminal­ity: findings from three Swedish community samples of males // Criminal Behaviour and Mental Health. 2011. Vol. 21. № 2.
  21. Rigby K. Consequences of bullying in schools // The Canadian Journal of Psychiatry / La Revue ca­nadienne de psychiatrie. 2003. Vol. 48. № 9.
  22. Salmivalli C., Peets K. Bullies, victims, and bully-victim relationships / Handbook of peer interactions, relationships, and groups. N.Y., 2008.
  23. Schneider S. K., O'Donnell L., Stueve A., Coul­ter R. W. S. Cyberbullying, school bullying, and psy­chological distress: a regional census of high school students // American Journal of Public Health. 2012. Vol. 102. № 1.
  24. Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russell S., Tippett N. Cyberbullying: its nature and impact in secondary school pupils // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2008. Vol. 49. № 4.
  25. Smith P. K., Morita Y., Junger-Tas J., Olweus D., Catalano R., Slee P. The nature of school bullying: a cross-national perspective. L.; N.Y., 1999.
  26. Sutton J. ToM goes to school: Social cognition and social values in bullying / Individual differences in theory of mind. N. Y.; Hove, 2003.
  27. Sutton J., Smith P. K. Bullying as a group proc­ess: An adaptation of the participant role approach // Aggressive Behavior. 1999. Vol. 2. № 25.
  28. Sutton J., Smith P. K., Swettenham J. Bullying and theory of mind: a critique of the ‘social skills defi­cit’ view of anti-social behaviour // Social Develop­ment. 1999. Vol. 8. № 1.
  29. Winsper C., Lereya T., Zanarini M., Wolke D. In­volvement in bullying and suicide-related behavior at 11 years: a prospective birth cohort study // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2012. Vol. 51. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика