Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8020Ключевые слова 19596 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Сопряженность развития воображения и социального статуса дошкольника в группе сверстников 1384

Денисенкова Н.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, nataliya-denisenkova@yandex.ru
Звягинцева Т.А., студент кафедры социальной психологии развития факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, 13tata@mail.ru

Аннотация

Представлены материалы эмпирического исследования, раскрывающего сопряженность воображения как основной творческой способности и социального статуса дошкольников в группе сверстников. Доказывается гипотеза о наличии связи между воображением и социальным статусом ребенка в группе сверстников, а также о динамике этой связи на протяжении старшего дошкольного возраста. С помощью методик «Дорисовывание» и «Два дома» были обследованы 56 детей 5–7-летнего возраста (из них 25 мальчиков и 31 девочка). Полученные результаты привели авторов к выводу, что чем лучше у ребенка в этом возрасте развито воображение, тем выше его статус в группе сверстников и наоборот. Отмечается, что существует возрастная динамика этой соотнесенности: в начале старшего дошкольного возраста эта связь ярко выражена, а ко времени поступления в школу она практически исчезает. Результаты исследования позволяют говорить о значимой роли воображения как универсальной творческой способности для построения межличностных отношений дошкольника со сверстниками.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Постановка проблемы и программа эмпирического исследования

Психология способностей всегда явля­лась одной из наиболее интересных и спор­ных областей научного знания. Изучению их природы, структуры и развития посвятил мно­гие годы исследований Л. А. Венгер. Им были созданы теория развития общих умственных способностей дошкольников и программа, направленная на развитие разных видов спо­собностей и одаренности в образовательно­воспитательном пространстве детского сада и т. д. Последнее исследование, выполнен­ное под его руководством, посвящено рас­крытию специфической роли слова и образа в решении познавательных задач дошколь­никами. В нем Р. И. Бардина впервые рассма­тривала проблему влияния способностей на социально-психологические феномены: как использование детьми образных и вербаль­ных средств для оценки друг друга сказыва­ется на их взаимоотношениях [1].

О. М. Дьяченко продолжила разработку идей Л. А. Венгера, обогатив их новыми тео­ретическими построениями и эмпирически­ми данными. Благодаря ей, было расшире­но представление об общих умственных спо­собностях, в которые были включены творче­ские и символические способности. Она до­казала, что универсальной творческой спо­собностью в дошкольном возрасте являет­ся воображение, описала разные его типы у детей этого возраста, показала возможность его развития через овладение ребенком об­разными и вербальными средствами, а так­же выявила индивидуальные различия в их усвоении [6; 7; 12]. Она, также как и Л. А. Вен­гер, интересовалась влиянием общих способ­ностей на социальное развитие ребенка. Под руководством О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксы были выполнены работы, в которых исследо­вались проблемы общения одаренных детей со сверстниками [5; 19], взаимодействия до­школьников в образовательном процессе [10] и др. Кроме того ставилась проблема соотно­шения общих умственных, коммуникативных и других видов способностей дошкольников, но она не была достаточно изучена. В своей работе мы попытались продолжить исследо­вание проблемы соотнесения общих способ­ностей дошкольников и социально психологи­ческих характеристик их развития.

Литература
  1. Бардина Р. И. Эмоционально-образная и сло­весная оценка детьми друг друга // Слово и об­раз в решении познавательных задач дошколь­никами / Под ред. Л. А. Венгера. М.: ИНТОР, 1996.
  2. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.
  3. Веракса А. Н. Социально-психологические проблемы образовательного процесса в усло­виях детского сада // Кондратьев М.Ю. Социаль­ный психолог в общеобразовательном учрежде­нии. М., 2006.
  4. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1, 2, 3. М., 1982, 1983.
  5. Денисенкова Н. С. Проблемы взаимодействия со сверстниками одаренных детей старшего до­школьного возраста // Актуальные проблемы со­циальной психологии развития: Вопросы теории и практики: сборник научных трудов. Вып. 1 / Под ред. Н. Н. Толстых. М., 2011.
  6. Дьяченко О. М. Развитие воображения до­школьника. М., 2008.
  7. Индивидуальные особенности познавательно­го развития детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы. М., 2003.
  8. Левин В.А. Воспитание творчества М.,1977.
  9. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М., 2001.
  10. Маврина И. А. Развитие взаимодействия младших дошкольников со сверстниками в условиях образовательного процесса // Психологиче­ская наука и образование. 2005. № 2.
  11. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опы­та. М., 1981.
  12. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Методическое по­собие для воспитателей дошкольных учрежде­ний / Под ред. О. М. Дьяченко, В. В. Холмов­ской. М., 2001.
  13. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
  14. Репина Т. А. Социально-психологическая ха­рактеристика группы детского сада. М., 1988.
  15. Рояк А. А. Эмоциональное благополучие ре­бенка в группе детского сада // Дошкольное вос­питание. 1977. № 2.
  16. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Состояние игровой деятельности современных дошколь­ников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2.
  17. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
  18. Эльконинова Л. И. О единице сюжетно­ролевой игры // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  19. Ягловская Е. К. Специфика взаимоотноше­ний в группе умственно одаренных детей // Ода­ренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. М., 1997.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика