Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь ценностей и представлений о деловой этике у разных поколений россиян 931

Федотова В.А., магистр психологии, преподаватель департамента менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь, Россия, vera_goldyreva@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на выявление взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике у раз¬ных поколений россиян. Предполагалось, что существуют различия во вза¬имосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян. Респондентами были 100 человек, половина из кото¬рых – представители взрослого поколения (33–72 года), а другая – предста-вители современной молодежи (19–28 лет). С помощью методики иссле¬дования ценностей культуры (Ш. Шварц) и методики «Этика делового вза¬имодействия» (Н.М. Лебедева) были выявлены межпоколенные различия в ценностных приоритетах, а также межпоколенные различия в представле¬ниях о деловой этике россиян. Также установлены и описаны взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике на общей выборке российских респондентов. Показано, что существуют различия во взаимос¬вязи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных по-колений россиян.

Рубрика: Психология профессиональной деятельности

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Мы живем в мире, который постоянно на­ходится в развитии. Меняются ценности, уста­новки, представления о материальных благах и т. д. Трансформации подвергается и россий­ский рынок труда, происходит его омоложе­ние, общество предъявляет свои требования к работникам тех или иных компаний и ор­ганизаций. Поскольку в российских органи­зациях, как правило, коллектив представлен людьми разных возрастов, часть конфликтов и разногласий может возникать на почве раз­личий в представлениях о том, как «нужно» вести дела или, иными словами, ввиду разли­чий в представлениях о деловой этике. Про­тиворечия могут касаться различий во взгля­дах на отношения между полами, отношения к женщине-руководителю, к правилам, ин­струкциям и т. д. На характер этих различий может влиять несколько факторов, в том чис­ле и изменение культурных ориентаций рос­сийского населения. Социализация молодого поколения проходила в условиях новой Рос­сии, и различиями в ценностях можно объяс­нить различия в представлениях о деловой этике у представителей разных поколений россиян.

В различных науках ученые не раз зада­вались вопросом, что такое культура. Суще­ствует огромное количество ее определений, каждое из которых характеризует ту или иную сторону этого сложнейшего, многомерного и комплексного понятия. В данной работе мы будем опираться на определение, данное американским ученым Дэвидом Мацумото:

«Культура представляет собой динами­ческую систему правил, эксплицитных и им­плицитных, установленных группами с це­лью обеспечить свое выживание, включая установки, ценности, представления, нормы и модели поведения, общие для группы, но реализуемые различным образом каждым специфическим объединением внутри груп­пы, передаваемые из поколения в поколе­ние, относительно устойчивые, но способ­ные изменяться во времени» [3, c. 40].

Определение Мацумото в наибольшей степени касается представлений, установок и ценностей. Культура реализуется через ценности, которые в свою очередь являются основой любой ее разновидности. Ценности – это осознанное или неосознанное, характер­ное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое опреде­ляет выбор целей (индивидуальных или груп­повых) с учетом возможных средств и спосо­бов действия [7].

Литература
  1. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Ценности культу­ры и развитие общества. М., 2007.
  2. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международ­ном бизнесе. От столкновения к взаимопонима­нию. М., 2001.
  3. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
  4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса: Учебн. пособие. М., 2000.
  5. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына. Владиво­сток, 2005.
  6. Goodpaster K.E. Business ethics // Encyclopedic dictionary of business ethics. Cambridge (MA), 1997.
  7. Kluckhohn C. & Strodtbeck F. L. Variations in value orientations. Evanston, IL, 1961.
  8. Schwartz M.S., Weber J. A business ethics national index (BENI): Measuring business ethics activity around the world // Business a. society. L., 2006. V. 45. № 3.
  9. Velasquez M.G. Business ethics: Concepts and cases. Upper Saddle River (N.J.), 2006.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика