Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности становления личностного потенциала субъекта инновационной деятельности 1190

Мещерякова Э.И., доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологической экспертизы, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», Томск, Россия, mei22@mail.ru
Ларионова А.В., старший преподаватель кафедры философии и социологии гуманитарного факультета Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, pavlovaa13@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена проблеме личностного потенциала молодежи, его становления и реализации в инновационной деятельности. Проанализированы различные теоретико-методологические подходы к пониманию основных особенностей субъекта инновационной деятельности, рассмотрены характеристики и основные факторы инновационного поведения. Осуществлен анализ концептуальных основ понятия «личностный потенциал» и особенности его операционализации в психологической науке. Рассмотрена проблема взаимосвязи инновационного поведения и личностного потенциала. С целью определения содержательных особенностей личностного потенциала студентов, задействованных в инновационной деятельности, было проведено эмпирическое исследование. Его результаты позволили определить основные компоненты личностного потенциала субъекта инновационной деятельности: мотивационный, эмоциональный, индивидуально-психологический.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Термин «потенциал» происходит от латинского potentia и означает мощь, силу, возможность, способность, существующие в скрытом виде и способные проявиться при определенных условиях [9]. В отечественной психологии наиболее полно проблема личностного потенциала представлена в работах Д. А. Леонтьева. Под личностным потенциалом он понимает системную организацию особенностей человека, которые в обыденном языке связываются с представлением о «стержне личности», что прямо соотносится с мерой ее зрелости и психологического здоровья и является важным фактором успешной деятельности. Это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе ее способности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров, сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне разного рода давлений и изменяющихся внешних условий. Данная способность позволяет выступать личности саморегулируемым субъектом деятельности, оказывающим целенаправленные изменения во внешнем мире и сочетающим устойчивость к воздействию внешних обстоятельств, гибкое реагирование на изменения внешней и внутренней жизненной ситуации [4]. Таким образом, этот конструкт личности описывает потенциальную возможность развития ее качественных характеристик, проявляющихся в процессе реального взаимодействия с миром.

Развивая понимание личностного потенциала, заложенного Д. А. Леонтьевым, С. А. Богомаз и В. В. Мацута рассматривают данное понятие в тесной взаимосвязи с инновационной деятельностью. Они считают, что наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению продуктивности и результативности деятельности. Более того, личностный потенциал может быть своеобразно ориентирован на различные сферы жизнедеятельности человека [1].

Литература
  1. Богомаз С. А., Мацута В. В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у студентов // Психология обучения. 2010. № 12.
  2. Борисова Т. С., Куликов С. Б. Формирование инновационного поведения молодежи институтами социального воспитания // Вестник ТГПУ. 2012. № 8.
  3. Галажинский Э. В., Клочко В. Е. Психология инновационного поведения. Томск, 2009.
  4. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Личностный потенциал как объект психодиагностики // Психологическая диагностика. 2007. № 1.
  5. Мещерякова Э. И. Текст в психодиагностике и консультировании. Томск, 2001.
  6. Пригожин А. И. Нововведения: стимулы и препятствия. М., 1989.
  7. Покровская Е. М., Смольникова Л. В., Ларионова А. В. Системная интеграция студентов в инновационно-предпринимательскую деятельность. Томск, 2012.
  8. Шелехова О. В., Коньшина Е. Н. К проблеме сущности понятия «инновационное поведение» студентов вуза // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7).
  9. Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шаинского. М., 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика