Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема оптимального объема оценочной шкалы как инструмента деятельности педагога 784

Яновский М.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Донецкого национального университета, yanovs@rambler.ru

Аннотация

Исследование было направлено на выявление степени погрешности, даваемой известными в системе образования оценочными шкалами: 5, 12 и 100 баллов. Предполагалось, что такая погрешность возрастает, если объем шкалы превышает границы объема внимания оценивающего («пропускную способность наблюдателя», по Дж.А. Миллеру): 7±2. Для проверки гипотезы был проведен эксперимент, в котором испытуемым предлагалось оценить в 5-, 12- и 100-балльной системах выполнение письменной школь- ной работы. Определялась степень согласованности оценок у разных испытуемых, возникающая при применении каждой из этих трех шкал. В исследовании участвовали 68 студентов-филологов третьего курса Донецкого национального университета. Установлено, что высокая согласован- ность в оценках наблюдается при использовании 5- и 12-балльной шкал, низкая – при использовании 100-балльной шкалы. Таким образом, качество оценочной шкалы как инструмента оценивания значительно падает, если ее объем существенно превышает объем внимания. При незначитель- ном превышении (12-балльная шкала) такого падения качества не наблюдается, по-видимому, в силу легкости компенсаторных когнитивных процессов по отношению к такой шкале.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема отметок в системе обучения – предмет давних споров. Показательно, напри- мер, что отметки иногда воспринимаются как инструмент репрессивной государственной системы, так что это даже может приводить к «революционной» их отмене [4]. Однако споры вокруг данной проблемы небезосновательны. По результатам некоторых современных исследований, лишь чуть больше половины школьников считают свои отметки справедливыми [8]. Остальные считают их либо заниженными, либо завышенными, либо просто не могут оценить степень их адекватности и справедливости [там же]. Ясно, что такая ситуация лишает отметки мотивирующей и ориентировочной функции, а значит, обессмысливает их для учащихся. Тем самым культивируется почва для возможной «демонизации» образа школы (или вуза) в сознании части общества.

Литература
  1. Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. М., 1984.
  2. Бергер Л. Ошибки оценщика // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2006.
  3. Миллер Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию // Инженерная психология / Под ред. Д. Ю. Панова и В. П. Зинченко. М., 1964.
  4. Об отмене отметок. Постановление народ- ного комиссара по просвещению, май 1918 года // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник доку- ментов. 1917–1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. М., 1974.
  5. Подвигина Д. Н., Варовин И. А. О структуре субъективных шкал оценки человеком корот- ких интервалов времени // Экспериментальная психология. 2010. Т. 3, № 3.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2012.
  7. Сепетлиев Д. А. Статистические методы в научных медицинских исследованиях / Под ред. А. М. Меркова. М., 1968.
  8. Собкин В. С., Калашникова Е. А. От двойки до пятерки: грани школьной отметки // Национальный психологический журнал. 2011. № 1(5).
  9. Эйкен Л. Р. Оценочные (рейтинговые) шкалы // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб., 2006.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика