Идентификации как средство понимания уникального внутреннего мира другого человека в деятельности психолога

1231

Аннотация

В статье акцентируется внимание на уникальных возможностях идентификации как средства понимания субъективности другого человека. Проживание в идентификации рассматривается как процесс, совмещающий в себе познание информационного и эмоционального бытия психики, что оценивается как ценный гуманистический способ постижения внутреннего мира Другого человека. Предлагается рассматривать линию развития способности к идентификации вплоть до мастерства в помогающих профессиях, в частности в деятельности психолога. Представлен анализ научных работ по данной теме, который дает возможность автору теоретически обосновать использование осознанной идентификации в психологической практике. Делается вывод, что идентификационные способности психолога можно и нужно развивать, совершенствовать осознанное, гармоничное, управляемое использование эмоционального, когнитивного и поведенческого каналов при воспроизведении цикла жизнедеятельности Другого человека.

Общая информация

Ключевые слова: другой, субъект, понимание, эмпатия, идентификация, осознанная идентификация

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Касаткина Л.Н. Идентификации как средство понимания уникального внутреннего мира другого человека в деятельности психолога // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 3. С. 88–98.

Фрагмент статьи

Наш опыт дискуссий и проблематизации взглядов специалистов на осознанную идентификацию показывает, что практические психологи с большой осторожностью относятся к данному способу познания, опасаясь «заражения», «выгорания», навязывания своего видения клиенту. Применение этого же инструмента изучали у менеджеров по персоналу, работников социальной сферы и пришли к выводу: оптимальный уровень идентификации с клиентом является необходимым компонентом профессионализма, механизм идентификации – обособления используется при соотнесении потребностей всех сторон полисубъектного взаимодействия. Исследования по проблеме идентификации в межличностном познании выполнялись в рамках социальной психологии и не получили развития с позиции общей психологии и в других разделах.

Литература

  1. Авдеева Н. Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Под ред. А. А. Бодалева. Красно- дар, 1975.
  2. Анисимов О. С. Акмеология и методология. Проблемы психотехники и мыслетехники. М., 1998.
  3. Андpеас С. Паттерны магии Вирджинии Сатир. СПб., 2005.
  4. Басина Е. З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Дисс. … канд. психол. наук. М., 1986.
  5. Бендлер Р. Используйте ваш мозг для изменения. М., 1991.
  6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.
  7. Бурякова Е. С. Взаимосвязь механизма идентификации-обособления и социально значимых качеств личности в полисубъектном взаимодействии: Дисс. … канд. психол. наук. М., 2005.
  8. Гингер С., Гингер А. Гештальттерапия контакта. Спб., 1999.
  9. Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4.
  10. Гостев А. А., Петухов В. М. Измерение и факторизация характеристик вторичных об- разов // Вопросы психологии. 1987. № 2.
  11. Ичаловская Е. А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 1999.
  12. Касаткина Л. Н. Организационно-деятель- ностная игра как средство развития способности к осознанной идентификации у педагогов-психологов // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 1.
  13. Кляйн М. Эмоциональная жизнь ребенка // Психоанализ в развитии: сборник переводов. Екатеринбург, 1998.
  14. Кнебель М. Поэзия педагогики. М., 1976.
  15. Кричевский P. Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
  16. Малейчук Г. И. Модель становления идентификации // Журнал практического психолога. 1996. № 6.
  17. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997.
  18. Молчанова Н. В. Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами: Дисс. ...канд. пед. наук. М., 2003.
  19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник. М., 1995.
  20. Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981.
  21. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  22. Роджерс К. Р. Искусство консультирования и терапии. М., 2002.
  23. Сарджвеладзе Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 3. Познание. Общение. Личность. Тбилиси, 1978.
  24. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 2000.
  25. Тютяева О. В. Функциональные механизмы эмпатийного взаимодействия // Ярос- лавский педагогический вестник. 2005 № 1.
  26. Тэхкэ В. Психика и ее лечение. Психоаналитический подход. М., 2001.
  27. Шварц-Салант Н. Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь. М., 2008.
  28. Фрейд 3. Я и Оно. Тбилиси, 1991.
  29. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Минск, 1991.
  30. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа: Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1999.
  31. Bandura A. Social-learning Theory of Iden-tificatory Processes. In: Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969.
  32. Walkins J. G. The therapeutic self. N.Y., L., 1978.
  33. Rogers С. R. Client-centered therapy. Boston, 1951.

Информация об авторах

Касаткина Л.Н., аспирант, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, педагог-психолог МБОУ СОШ № 2, Калуга, Россия, e-mail: lnkasatkina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3607
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1231
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2