Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие понимания младшими школьниками образа героя- сверстника в процессе анализа произведений детской художественной литературы * 1236

Гуружапов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru
Шергина М.А., преподаватель кафедры педагогической психологии Московского городского психолого-педагогического университета

Аннотация

Приведены результаты исследования понимания младшими школьниками героя-сверстника в эпических произведениях детской художественной литературы и возможности формирования этого понимания в процессе анализа литературных произведений. Описывается модель беседы на уроке с учениками 3-го класса о логике и нравственных основаниях поступков героя-сверстника в контексте общего замысла литературного произведе- ния. Показано, что разработанные специальные задания вполне доступны младшим школьникам и им нравится участвовать в организованных дискуссиях. Установлено, что такие занятия способствуют развитию понимания содержания произведений литературы и литературного образа героя- сверстника, повышают уровень гендерной толерантности учащихся в оценке нравственных поступков героев противоположного пола.

Ключевые слова: младшие школьники, дискуссия о содержании детских эпических произведений художественной литературы, понимание образа героя-сверстника, гибкие и негибкие гендерные представления

Рубрика: Возрастная психология

Тип: научная статья

* Исследование выполнено при финансовой поддержке МГППУ в рамках конкурса стипендии им. В. В. Давыдова.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В фокусе нашего исследования находится проблема психологии понимания младши- ми школьниками образа героя-сверстника, которую мы рассмотрели в двух следующих аспектах.

Во-первых, возможен так называемый «наивный реализм» восприятия произведе- ния, так как велика опасность слишком непосредственного сопереживания героям- сверстникам или чрезмерно утрированной оценки моральной стороны их поступков. Преобладающую роль здесь играют различные представления о качествах, которыми, по мнению читателя, должен обладать положительный герой. По этой причине практически недоступным для анализа становится образ отрицательного героя [5; 7].

Во-вторых, на процесс понимания героя- сверстника могут влиять гендерные представления детей. Отношения между группами мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте часто строятся по типу «гендерной сегрегации» с соответствующими правилами и ритуалами поведения, которые часто носят характер противостояния мальчиков и девочек [6; 15]. Это неизбежно вызывает трудности понимания сверстников противоположного пола.

Литература
  1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
  2. Белов В. И. Старый да малый. М., 1989.
  3. Гуружапов В. А. Некоторые особенности акту- ализации смыслопорождающих систем понимания искусства детьми // Психологическая наука и образование. 2001. № 3.
  4. Давыдов В. В. Теория развивающего обуче- ния. М., 1996.
  5. Жабицкая Л. Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев, 1974.
  6. Клецина И. С. Психология гендерных отноше- ний. Теория и практика. СПб., 2004.
  7. Кудина Г. Н. Диагностика читательской дея- тельности у младших школьников. М., 1996.
  8. Кудина Г. Н., Новлянская З. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 3 класс. М., 1997.
  9. Кудина Г. Н. Опыт качественного анализа воз- растных и индивидуальных особенностей разви- тия читателей-школьников. Сообщение 1. Понимание литературы младшими школьника- ми // Психологическая наука и образование. 2004. № 1.
  10. Мелик-Пашаев А. А. и Новлянская З. Н., Ада- скина А. А., Кудина Г. Н., Чубук Н. Ф. Психологические основы художественного развития. М., 2005.
  11. Морозова Н. Г. О понимании текста. Известия АПН РСФСР. 1949. Вып. 7.
  12. Осеева В. А. Собрание сочинений: В 4-х т. Т. 2. М., 1985.
  13. Полуянов Ю. А. Изобразительное искусство и художественный труд. 3 класс. М., 2005.
  14. Федеральный государственный образова- тельный стандарт начального общего образова- ния. Утвержден приказом Министерства образо- вания и науки Российской Федерации от 6 октя- бря 2009 г. М., 2009. Электронная версия: http:// минобрнауки.рф
  15. Maccoby E. E., Jacklin C. N. The psychology of sex differences. Stanford, CA, 1974.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика