Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Насилие в школе: социально-психологические объяснения и рекомендации 1251

Березина Е.Б., кандидат психологических наук, Преподаватель психологии, Раффлский колледж высшего образования, Россия, berezina_el@mail.ru
Бовина И.Б., доктор психологических наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», профессор, , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, innabovina@yandex.ru

Аннотация

Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении потенциала социально-психологического знания для объяснения насилия в школе на основе рассмотрения ряда зарубежных работ. Особое внимание уделяется анализу школьного буллинга (рассматриваются различные формы бул- линга, роли в буллинге и пр.). Обсуждается необходимость использования более высоких уровней объяснения, чем интраиндивидуального и интериндивидуального. Предлагается говорить о буллинге как о групповом процессе. В фокусе внимания находятся различные социально-психологические схемы, приложимые к объяснению буллинга, особое внимание уделяется теории социальной идентичности и ряду исследований, выполненных в раз- личных странах [9; 14–17; 22]. Обсуждаются первые исследования, выполненные в рамках теории социальных представлений [25]. Рассматриваются основные принципы практических рекомендаций, которые можно сформулировать на основе результатов исследований, выполненных в рамках социально-психологического знания.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Целью настоящей статьи является ана- лиз зарубежных социально-психологических исследований по проблеме насилия в школе, совершаемого детьми и подростками в отношении своих сверстников. Мы хотим обратить внимание читателей на многоаспектность этого явления и на возможности социально- психологического знания в его объяснении и формулирования рекомендаций, адресованных взрослым, находящимся рядом с детьми и подростками, которым необходима помощь взрослых (будь то родителей или учителей). Нет сомнения в том, что эта проблема актуальна не только для зарубежных школьников [1]. За последний год в СМИ неоднократно обсуждались ситуации школьного насилия (случай избиения одноклассницы в Приморье, случай издевательств над одноклассницей в Якутии, случай избиения в Калининградской области, случай избиения в Брянской области…), причем в некоторых случаях жертвы побоев были госпитализированы, а в отношении нападавших одноклассниц были заведены уголовные дела.

Литература
  1. Baeva I. A., Gajazova L. A. Psihologicheskaja bezopasnost' obrazovatel'noj sredy shkoly i ee psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie [Jelek- tronnyj resurs] // Psihologicheskaja nauka i obrazo- vanie. 2012. № 3. URL: http://www.psyedu.ru/ journal/2012/3/3015.phtml (data obrashhenija: 20.07.2013).
  2. Bovina I. B. Obydennye predstavlenija o narko- tikah v molodezhnoj srede: teoreticheskie aspekty [Jelektronnyj resurs] // Psihologija i pravo. 2012. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw (data obrashhenija: 01.08.2013)
  3. Bovina I. B. Social'naja psihologija zdorov'ja i bolezni. M., 2008.
  4. Enikolopov S. N. Psihologicheskie problemy be- zopasnosti v shkole (stenogramma) [Jelektronnyj resurs] // Materialy proekta «Obrazovanie, blagopo- luchie i razvivajushhajasja jekonomika Rossii, Bra- zilii i Juzhnoj Afriki» Psihologicheskie problemy bezopasnosti v shkole (stenogramma). URL: http:// psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing (data obra- shhenija: 01.08.2013).
  5. Kon I. S. Chto takoe bulling i kak s nim borot'sja // Sem'ja i shkola. 2006. № 11. URL: http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/Chto TakoeBulling.htm (data obrashhenija: 24.07.2013)
  6. Pol'skaja N. A. Vzaimosvjaz' pokazatelej shkol'- nogo bullinga i samopovrezhdajushhego povedenija v podrostkovom vozraste // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2013. № 1. C. 39–49.
  7. Sobkin V. S., Markina O. S. Fil'm «Chuchelo» gla- zami sovremennyh shkol'nikov // Trudy po sociologii obrazovanija. T. XIV. Vyp. XXV. M., 2010.
  8. Abelson R. P., Frey K. P., Gregg A. P. The wrath of the rejected: being shut out makes one lash out// Experiments with people: revelations from social psychology. Mahwah, 2004. P. 326–337.
  9. Duffy A. L., Nesdale D. Peer groups, social iden- tity, and children’s bullying behavior // Social devel- opment, 18, 1, 2009. P. 121–139.
  10. Fox C. L., Elder T., Gater J., Johnson E. The association between adolescents’ beliefs in a just world and their attitudes to victims of bullying // Brit- ish journal of educational psychology, 2010. 80. P. 183–198.
  11. Garpelin A. Accepted or rejected in school// Eu- ropean educational research journal. Vol. 3. 2004. P. 729–742.
  12. Gini G. Bullying as a social process: the role of group membership in students’ perception of inter- group aggression at school // Journal of school psy- chology. 2006. Vol. 44. P. 51–65.
  13. Haslam S .A., Jetten J., Postmes T., Haslam C. Social identity, health and well-being : an emerging agenda for applied psychology // Applied psychol- ogy : an international review. 2009. Vol. 58. N 1. P. 1–23.
  14. Hogg M. All animals are equal but some animals are more equal than others: social identity and mar- ginal membership, Draft of Presentation at the 7th An- nual Sydney Symposium of Social Psychology: “The social outcast: ostracism, social exclusion, rejection, and bullying”, Sydney, 2004.
  15. Jones S. E., Bombieri L., Livingstone A. G., Manstead A. S. R. The influence of norms and social identities on children’s responses to bullying // Brit- ish journal of educational psychology. 2011. Vol. 82. P. 241–256.
  16. Jones S. E., Haslam S. A., York L., Ryan M. K. Rotten apple or rotten barrel? Social identity and children’s responses to bullying // British journal of developmental psychology. 2008. 26. P. 117–132.
  17. Jones S. E., Manstead A. S. R., Livingstone A. G. Birds of a feather bully together: group processes and children’s responses to bullying: group proc- esses and children’s responses to bullying // British journal of developmental psychology. 2009. Vol. 27. P. 853–873.
  18. Juvonen J., Gross E. F. The rejected and the bul- lied: lessons about social misfits from developmental psychology. Draft of Presentation at the 7th Annual Sydney Symposium of Social Psychology: “The so- cial outcast: ostracism, social exclusion, rejection, and bullying”, Sydney, 2004.
  19. Kwan G. C. E., Skoric M. M. Facebook bullying: An extension of battles in school // Computers in hu- man behavior. 2013. Vol. 29. P. 16–25.
  20. Leary M. R., Kowalski R. M., Smith L., Phillips S. Teasing, rejection, and violence: case studies of the school shootings// Aggressive behavior. 2003. Vol. 29. P. 202–214.
  21. Moscovici S. La psychanalyse: son image et son public. P., 1961.
  22. Ojala K., Nesdale D. Bullying and social identity: the effects of group norms and distinctiveness threat on attitudes towards bullying // British journal of de- velopmental psychology. 2004. Vol. 22. P. 19–35.
  23. Salmivalli C., Peets K., Hodges E. V. E. Bul- lying // The Wiley-Blackwell handbook of childhood social development / Eds. by P. K. Smith, G. H. Hart, Malden. 2011. P. 510–528.
  24. Tajfel H.Social psychology of intergroup rela- tions// Annual review of psychology. Vol. 33. P.1–39.
  25. Thornberg R. Schoolchildren’s social representa- tions on bullying causes // Psychology in the schools. 2010. Vol. 47. N 4. P. 311–327.
  26. Twenge J.M., Braumeister R.F., Tice D.M., 6. Twenge J. M., Braumeister R. F., Tice D. M., Shtucke T.S. If you can’t join them, beat them: ef- fects of social exclusion on aggressive behavior// Journal of personality and social psychology. 2001. Vol. 81. N 6. P. 1058–1069.
  27. Vossekuil B., Reddy M., Fein R., Borum R., Modzeleiski W. The final report and finding of the Safe School Initiative: implications for the prevention of school attacks in the United States. Washington, 2002.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика