Интегральные характеристики психологической безопасности образовательной среды образовательной организации *

762

Аннотация

Принципиально важным моментом как теоретически, так и с точки зрения практики психологической работы является понимание значения рисков образовательной среды для подросткового периода развития, наиболее значимого этапа в общем ходе развития человека. Проблема личностного становления подростков, их эмоционального благополучия постоянно находится в центре внимания и исследователей, и практиков [1]–[3]. При этом эффекты воздействия образовательной среды на личность подростков во многом остаются неизученными. Поэтому в данной статье выделены в качестве объекта изучения интегральные характеристики (уровни) психологической безопасности образовательной среды и эмоционально-аффективная сфера личности подростков.

Общая информация

* Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01034.

Ключевые слова: образовательная среда образовательной организации, психологическая безопасность, психологические риски, интегральные характеристики психологической безопасности, подростковый возраст, эмоционально-аффективная сфера личности

Рубрика издания: Безопасность образовательной среды

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Леонова О.И. Интегральные характеристики психологической безопасности образовательной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 6. С. 88–92.

Полный текст

В условиях модернизации Российского образования основным условием и результатом достижения качества образования становится обеспечение безопасности образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Традиционно данная проблема рассматривается с позиции угроз и рисков для физического, психического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса [1].

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое предопределило необходимость внесения соответствующих изменений в деятельность управленческого аппарата образовательной организации в части создания психологически безопасной среды образовательной организации.

В 2012–2013 гг. увеличилось число образовательных организаций, реализующих такие программы магистерской подготовки, как «Психология безопасности личности», «Психология образовательной среды», «Психология и педагогика образовательной среды», что способствует подготовке психологопедагогических кадров по проектированию и созданию комфортной и безопасной образовательной среды, организации и проведению психолого-педагогических исследований в области проблем психологической безопасности [4].

Забота о психологической безопасности и психологическое здоровье обучающихся становятся целевым ориентиром в работе образовательной организации, показателем достижения современного качества образования. Приоритетной задачей администрации новой школы является создание условий, способствующих личностному развитию и гармонизации психического и психологического здоровья всех субъектов образовательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Создание психологических условий, обеспечивающих повышение качества образования, во многом связано с развитием и функционированием психологической службы, которое, в свою очередь, зависит от решения правовых, организационных, кадровых и методических вопросов [9]. Теоретической основой работы явились подходы к управлению образовательной организацией [3]; [9] и исследования психологической образовательной среды [1]; [2]; [5].

В предыдущих публикациях нами проанализированы психологические риски, создающие опасность образовательной среды средней школы; выявлены значимые параметры эмоционально-личностной сферы под ростков [6]; [7]; [8]. Ю. М. Забродин [3] подчеркивает необходимость разработки классификации психологических рисков, создающих напряженность и враждебность образовательной среды школы.

В результате проведенного анализа [6] установлено, что в основе психологических рисков, создающих опасность (напряженность и враждебность) образовательной среды школы, находится комплекс межличностных отношений и отношений «личность – социальная среда». Как минимум, два параметра «влияние среды на личность» и «отношение личности к среде» позволяют оценить включение подростка в образовательный процесс. В свою очередь, выделенные параметры эмоционально-аффективной сферы личности подростков включают такие показатели, как самоотношение, тревожность, страхи и степень фрустрации, составляющие эмоционально-личностное благополучие подростков (первый параметр) и особенности эмоционального отношения к учению, а также уровень личностной адаптации (второй параметр).

В результате исследования получены данные, свидетельствующие о высокой степени влияния рисков, создающих средний уровень психологической безопасности, на эмоционально-эффективную сферу подростков [6], что ставит задачу дальнейшего исследования по выявлению интегральных характеристик психологической безопасности образовательной среды.

Полагаем, что средний уровень психологической безопасности образовательной среды можно охарактеризовать через показатели ее интегральной характеристики – психологической напряженности, а низкий уровень – интегральной характеристики враждебности образовательной среды [там же].

Эмпирическое исследование психологических рисков образовательной среды проведено на основании экспертной оценки её психологической безопасности (далее – ПБ) (ПБ учеников, ПБ педагогов, ПБ родителей) по показателям: а) референтность; б) удовлетворенность; в) защищенность. Отсутствие позитивных результатов по данным критериям оценки у 40–60 % участников образовательного процесса свидетельствует о средней степени психологической безопасности2 образовательной среды школы, то есть о наличии психологических рисков; у 61 % и более – о низкой степени психологической безопасности образовательной среды, то есть о наличии угроз психологической безопасности.

С помощью методики И.А. Баевой «Психологическая безопасность образовательной среды школы» [1] выявлены эмпирические показатели уровней психологической безопасности: средний уровень психологической безопасности образовательной среды школы составляют показатели напряженности (31.76 %) и враждебности (17.12 %) (таблица). Данные показатели имеют значимые различия: Х2 =30.162, 3×3, f=9, р=.001. Суммарное значение показателей напряженности и враждебности образовательной среды в школе находится в диапазоне 40–60 %, что свидетельствует о средней степени психологической безопасности образовательной среды, то есть о наличии психологических рисков.

Таблица. Распределение показателей «напряженность» и «враждебность образовательной среды школы»

Включен-
ные

эксперты

Референтность (%)

Удовлетворенность (%)

Защищенность (%)

 

напряжен- ность ОС

враждеб- ность ОС

напряжен- ность ОС

враждеб- ность ОС

напряжен- ность ОС

враждеб- ность ОС

Ученики

33.53

13.77

32.34

17.37

22.16

18.56

Педагоги

52.38

14.59

23.81

14.29

23.81

14.29

Родители

48.98

20.41

24.49

16.33

18.37

24.49

При исследовании особенностей эмоционально-аффективной сферы личности подростков использовался блок методик [7]:

  • личностный опросник «Я-концепция» Е. Пирс и Д. Харрис, модифицированный А.М. Прихожан, позволяющий исследовать особенности самоотношения и самооценки личностных особенностей и форм поведения;
  • опросник Б. Филлипса, выявляющий характер и уровень тревожности, страхов, фрустраций, связанных с включением подростка в жизнь школы;
  • методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Ч.Д. Спилбергера (State – Trait Personality Inventory), модифицированная А. Д. Андреевой и А. М. Прихожан, включающая диагностику актуальных состояний личности: особенностей познавательной активности, мотивации достижения, тревожности и гнева;
  • методика «Карта наблюдения» Д. Стотта, модифицированная А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, диагностирующая формы поведения подростка, позволяющие выявить серьезные нарушения в развитии его личности и поведения, а также определить симптомокомплексы, которые в первую очередь определяют его дезадаптацию.

С помощью корреляции Пирсона выявлена прямая корреляционная связь изучаемого интегральной характеристики «напряженность психологической безопасности образовательной среды» и следующих параметров эмоционально-аффективной сферы личности подростков:

- «страх самовыражения» (r=,184, p0,001);

- «страх ситуации проверки знаний» (r=,152, p0,01);

- «страх не соответствовать требованиям окружающих» (r=,222, p0,001);

- «тревожность» (r=,141, p=0,01); - «гнев» (r=,142, p=0, 01);

- «поведенческие аспекты личностной дезадаптации» (r=,190, p0,001).

С помощью корреляции Пирсона выявлена обратная корреляционная связь изучаемого интегральной характеристики «напряженность психологической безопасности образовательной среды» и следующих параметров эмоционально-аффективной сферы личности подростков:

- «самооценка поведения» (r= -,175, p=0,001);

- «ситуация в школе» (r=-,155, p<0,01).

С помощью корреляции Пирсона выявлена прямая корреляционная связь интегральной характеристики «враждебность психологической безопасности образовательной среды» и следующих параметров эмоциональноаффективной сферы личности подростков:

-«общая тревожность в школе» (r= ,350, p<0,001);

- «фрустрация потребности в достижении успеха» (r=,205, p<0,001).

-«страх самовыражения» (r= ,258, p<0,001).

- «страх ситуации проверки знаний» (r=,355, p<0,001);

- «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» (r=,352, p<0,001);

- «страх ситуации проверки знаний» (r=,355, p<0,001);

- «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (r=,207, p<0,001);

- «тревожность» (r=,206, p<0,001);

- «гнев» (r=,286, p<0,001);

- «поведенческие аспекты личностной дезадаптации» (r=,414, p<0,001).

С помощью корреляции Пирсона выявлена обратная корреляционная связь интегральной характеристики «враждебность психологической безопасности образовательной среды» и следующих параметров эмоциональноаффективной сферы личности подростков:

- «мотивация учения» (r= -,249, p<0,001);

- «познавательная активность» (r= -,217, p<0,001);

- «мотивация достижения» (r= -,193, p<0,001);

- «самоотношение» (r= -,264, p<0,001);

- «самооценка поведения» (r= -,266, p<0,001);

- «самооценка интеллекта» (r= -,238, p<0,001);

- «ситуация в школе» (r=-,280, p<0,001);

- «уверенность в себе» (r=-,175, p<0,001).

Полученные данные позволяют сделать вывод, что две интегральные характеристики психологической безопасности образовательной среды оказывают влияние на значимые параметры эмоционально-аффективной сферы личности подростков. Наибольшее влияние на личность подростков оказывает интегральная характеристика «враждебность психологической безопасности образовательной среды».

 

1. Исследование осуществлено при финансовой поддержке РГНФ, проект № 12-36-01034.

2 Напряженность ОС при неустойчивой ПБ; Враждебность ОС при отсутствии ПБ.

Литература

  1. Баева И. А., Волкова Е. Н., Лактионова Е. Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пос. / Под ред. И. А. Баевой. М., 2009.
  2. Баева И. А., Гаязова Л. А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 3. URL: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).
  3. Забродин Ю. М., Рубцов В. В. Образовательная среда – феноменология и практика безопасно- сти // Безопасность образовательной среды: Сб. статей: В 2 ч. Часть II / Отв. ред. и сост. Г.М. Код- жаспирова. М., 2008.
  4. Забродин Ю. М., Леонова О. И. О деятельно- сти Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию в 2011 году // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогиче- скому образованию. 2013. № 1. C. 5–24.
  5. Козлова О.В. Психология безопасности обра- зовательной среды в некоторых зарубежных ис- следованиях начала ХХ1 века [Электронный ре- сурс] // Современная зарубежная психология.2012. № 3. URL: https://psyjournals.ru/jmfp.
  6. Леонова О. И. Значимые параметры эмоци- онально-личностной сферы подростков в шко- лах с разной степенью психологической безо- пасности образовательной среды [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2011. № 1. URL: https://psyjournals.ru/ psyedu_ru.
  7. Леонова О. И. Исследование эмоционально- аффективной сферы личности подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2012. № 3. URL: http:// psyedu.ru/ (дата обращения: 29.09.2013).
  8. Леонова О. И. Эффекты воздействия психо- логических рисков образовательной среды на эмоционально-аффективную сферу личности подростков // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 122–128.
  9. Рубцов В. В., Дубровина И. В., Забродин Ю. М., Метелькова Е. И., Романова Е. С., Семикин В. В. Концепция развития системы психологическо- го обеспечения (психологической службы) обра- зования в Российской Федерации на период до 2010 года // Психологическая наука и образова- ние. 2007. № 1. C. 69–82.

Информация об авторах

Леонова Олеся Игоревна, кандидат психологических наук, ведущий аналитик сектора развития квалификаций и профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, «Московский государственный психолого-педагогический университет», исполнительный директор ФПО России, член президиума ФПО России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1440-5207, e-mail: olesya_leonova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2441
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 762
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1