Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности психологического благополучия старшеклассников 2034

Водяха С.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института психологии, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Екатеринбург, Россия, svodyakha@yandex.ru

Аннотация

В настоящее время существует проблема снижения уровня психологического благополучия школьников, обусловленного продолжительностью обучения. Гипотеза исследования основана на предположении о различиях в различных аспектах психологического благополучия у младших подростков (с 11 до 14 лет) и старшеклассников (15–17 лет). В исследовании приняли участие 572 учащихся средней школы Екатеринбурга. Возраст испытуемых от 12 до 17 лет. Рассмотрены взаимосвязи между отдельными компонентами психологического благополучия. В исследовании выявлены существенные различия в отношении к педагогам (t=4,905 при р < 0,000001), к школе (t=6,2 при р<0,0000001) и к родителям (t=5,78 при р < 0,0000001) младших и старших подростков. На отношение подростков к школе влияют отношения к педагогам (бета=,488), родителям (бета=,217), друзьям (бета=,119) и самоотношение (бета=,109). На отношение старшеклассников к школе положительно влияют отношения к педагогам (бета=,610), родителям (бета=,277) и отрицательно – к друзьям (бета =-,20). Психологическое благополучие старшеклассников преимущественно определяется отноше- ниями с друзьями и самоотношением. Отношение к школе снижается с увеличением возраста школьника. В заключение дается ряд общих рекомендаций по повышению психологического благополучия в школе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Исследование психологического благополучия подростков и старшеклассников, в отличие от исследований взрослых, началось относительно недавно. Тем не менее, расширяется объем научно-исследовательских работ, разрабатываются психометрически обоснованные инструменты исследования психологического благополучия школьников и студентов. В американской психологии Р. Гилман и С. Хюбнер разработали ряд методик определения школьного благополучия [3]. В отечественной психологии разработкой методик диагностики психологического благополучия занимается И. А. Баева [1].

Одним из самых надежных оснований исследования детского и подросткового психологического благополучия является склонность соотносить положительную самооценку и самоэффективность с восприятием высокого уровня глобальной удовлетворенности жизнью [3]. Ш. Салдо и Э. Шейффер выявили, что подростки, демонстрирующие зависимость между высокой эмоциональной регуляцией и социальными и академическими способностями, также показывают повышенный уровень психологического благополучия [8].

Литература
  1. Баева И. А., Якиманская И. С. Мониторинг пси- хологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях мо- дернизации // Психологическая наука и образо- вание. 2013. № 1.
  2. Edwards L. M. & Lopez S. J. Perceived family sup- port, acculturation, and life satisfaction in Mexican- American youth: A mixed-methods exploration // Journal of Counseling Psychology. 2006. V. 53. Р. 279–287.
  3. Gilman R. & Huebner E.S. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction. // Journal of Youth and Adolescence. 2006. V. 35. Р. 311–319.
  4. Huebner E. S. & Gilman R. Students who like and dislike school //Applied Quality of Life Research. 2006. № 1. Р. 139–150.
  5. Martin K. M. & Huebner E. T. Peer victimization and prosocial experiences and emotional well-be- ing of middle school students. // Psychology in the Schools. 2007. V. 44. Р. 199–208.
  6. Noddings N. Happiness and education. New York: 2003. Cambridge University Press.
  7. Rigby B.T. & Huebner E. T. Do causual attribu- tions mediate the relationship between personal- ity characteristics and life satisfaction in adoles- cence? // Psychology in the Schools. 2005. V. 42. Р. 91–99.
  8. Suldo S. M., Shaffer E. S. & Riley K. A social-cog- nitive-behavioral model of academic predictors of adolescents’ life satisfaction. // School Psychology Quarterly. 2008. V. 23. Р. 56–69.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика