Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Возможности физической среды в условиях инклюзивного образования 1155

Дмитриева Н.С., Аспирант факультета Клинической и Специальной психологии кафедры Дифференциальная психология Московского городского психолого-педагогического университета, dmitrievatata@gmail.com
Нартова-Бочавер С.К., доктор психологических наук, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия, s-nartova@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются возможности физической среды, создающей условия для включения каждого ребенка в процесс обучения и социального взаимодействия. Показывается, что физическая среда – это важнейший фактор развития человека, заключающий в себе потенциал для поддержания психологического благополучия и возможностей человека. Обращается внимание, что важно изучение не только социального аспекта жизненной среды, но и ее материальной составляющей. Раскрываются основные понятия и механизмы процесса вза- имодействия человека и среды в качестве основы формирования инклюзивного пространства. Авторами предполагается, что такие понятия, как дружественность и инклюзивность сред, тесно взаимосвяза- ны, имея общие основания в принципе соответствия среды возможностям и особенностям человека. Также обсуждается возможная модель физической среды инклюзивного пространства, основанная на принципах взаимодействия человека и жизненного пространства и идеях универсального дизайна. Делается вывод, что для создания условий равного доступа к образованию необходимо учитывать особенности физической среды с точки зрения ее дружественности к каждому ученику.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Жизненное пространство человека является одним из важнейших факторов развития личности. Высокая ответоспособность и возможность управления среды позволяют ей быть как источником ресурсов для формирования гармоничной личности, экосоциальным источником совладающего поведения, так и стрессогенным фактором, препятствующим реализации потенциала человека [10].

Литература
  1. Величковский Б. М. Когнитивная  наука: основы психологии познания: В 2 т. Т. 2 / Б. М. Величковский. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. 432 с.
  2. Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это понятие, и с какими проблемами сталкивается норвежская школа, претворяя его в жизнь? // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 41–49.
  3. Левин К. Теория поля в социальных науках / [Пер. Е. Сурпина]. СПб.: Речь, 2000. 365 с.
  4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книг / Пер. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова. РООИ «Перспектива», 2011. 138 c.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Теория приватности как направление зарубежной психологии // Психологический журнал. 2006. № 5. C. 28–39.
  6. Нартова–Бочавер С. К. Психологическое пространство личности. М., 2005. 312 с.
  7. Нартова-Бочавер С.К. Физическая школьная среда как  предиктор здоровья  и благополучия субъектов образовательного процесса (обзор зарубежных исследований) // Клиническая и специальная психология. 2012. № 1.
  8. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Прайм – Еврознак, 2003. 384 с.
  9. Шеманов А. Ю., Попова Н. Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. C. 74–82.
  10. Beresford A. B. Resources and Strategies: How Parents Cope with the Care of a Disabled Child. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994. V. 35, № 1. P. 171–209.
  11. Broderic A., Mehta-Parekh H., Kim Reid. D. Dif- ferentiating Instruction for Disabled Students in Inclusive Classrooms // Theory Into Practice. 2005. V. 44, № 3. P. 194–202.
  12. Coolen H. The Meaning of Dwelling Features: Conceptual and Methodological Issues. Vol. 24. Sustainable Urban Areas, 2008.
  13. Duran-Narucki V. School building  condition, school attendance, and academic achievement in New York City public schools: A mediation model // Journal  of  Environmental  Psychology.  2008.  28. P. 278–286.
  14. Erkilic M., Durak S. Tolerable and inclusive learning spaces: an evaluation of policies and specifications for physical environments that promote inclusion in Turkish Primary Schools // International Journal of Inclusive Education. 2013. V. 17, № 5. P. 462–479.
  15. Graham L. J., Harwood V. Developing capabilities for social inclusion: engaging diversity through inclusive school communities . International Journal of Inclusive Education. 2011. V.15, № 1.
  16. Greeno J. G. Gibson’s affordances. Psychological Review. 1994. 101. P. 336–342.
  17. Horelli L. Constructing a theoretical framework for environmental child-friendliness // Child- ren, Youth and Environments. 2007. V. 17, № 4. P. 267–292.
  18. Horowitz M. J., Duff D. F., Stratton L. O. Bodybuffer zone // Archives of General Psychiatry, 1964. P. 651–656.
  19. Kytta M. Affordances of children’s environments in the context of cities, small towns, suburbs and rural villages in Finland and Belarus // Journal of Environmental Psychology. 2002. V. 22. P. 109–123.
  20. Kytta M. The extent of children’s independent mobility and the number of actualized affordances as criteria for child-friendly environments // Journal of Environmental Psychology. 2004. 24. P. 179–198.
  21. Lloyd С. Removing  barriers  to  achievement: A strategy for inclusion or exclusion? International Journal of Inclusive Education, 2008. V. 12, № 2.
  22. Maxwell L. E., Chmielewski E. J. Environmental personalization and elementary school children’s self-esteem // Journal of Environmental Psychology. 2008. V. 28. P. 143–153.
  23. Pivik J. R. The perspective of children and youth: How different stakeholders identify architectural barriers for inclusion in schools // Journal of Environmental Psychology. 2010. V. 30. P. 510–517.
  24. Porter J., Daniels H., Martin S. Testing of Disability Identification Tool for Schools. Research Report DFE-RR025, 2010. [Электронный ресурс] URL:https:/www.education.gov.uk/publications/ RSG/AllPublications/Page1/DFE-RR025.
  25. Sommer R. Studies in personal space // Sociometry, 1959. V. 22. P. 281– 294.
  26. Sutton Sh. E., Susan P. K. Children as partners in neighborhood placemaking: lessons from intergenerational design charrettes // Journal of Environmental Psychology. 2002. 22. P. 171–189.
  27. Weinstein C. S., Woolfolk A. E. The classroom setting as a source of expectations about teachers and pupils // Journal of Environmental Psychology. 1981. V. 1. P. 117–129.
  28. Weinstein L. Social schemata of emotionally disturbed boys // Journal of Abnormal Psychology. 1965. V. 70. P. 457–61.
  29. Young K. S. Physical and social organization of space in a combined credential program: implications for inclusion. International Journal of Inclusive Education. V. 12. № 5–6. P. 477–495.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика