Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей

2822

Аннотация

Авторами предпринята попытка определения понятий «образовательная программа», «образовательный результат», «компетентность»; уточнения подходов к разработке образовательных программ, в соотнесении их с основными документами, разработанными в ходе подготовки и реализации проекта педагогического образования. Актуальность рассматриваемых в статье вопросов обусловлена задачами модернизации программ и моделей подготовки учителя, стоящими сегодня перед российским образованием.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт, образовательная программа, новые типы образовательных программ, высшее образование, анализ результатов, формы организации учебных занятий, оценка уровня достижений студентов

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 87–104.

Фрагмент статьи

В настоящее время, в рамках проекта, преподавателями более чем двадцати рос­сийских вузов разрабатываются принципи­ально новые образовательные модули для программ подготовки учителей. Приняли участие в этой работе и авторы статьи, ко­торые в составе группы преподавателей Высшей школы экономики и Московского городского психолого-педагогического уни­верситета были организаторами серии семи­наров для исполнителей проектов.

Литература

  1. Бойчук А., Зарицкий А. Институт обществен­ных наук [Электронный ресурс]: Интервью ака­демического директора программы Многопро­фильного бакалавриата Евгения Миронова о Liberal Arts: Россия, США, Израиль // РАНХи ГС. URL: http://www.fgu.rane.ru/ru/news/347-mironov­o-la.html (дата обращения 10.08.2014).
  2. Болонский процесс: глоссарий (на основе опы­та мониторингового исследования) / Авт.-сост. В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карача­рова [и др.], под науч. ред. д-ра пед. наук, про­фессора В.И. Байденко и д-ра тех. наук, профес­сора Н.А. Селезневой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специали­стов, 2009. 148 с.
  3. Концепция создания программ прикладно­го бакалавриата в системе профессионального образования Российской Федерации / Авт.-сост. В.И. Блинов, Ф.Ф. Дудырев, Е.Ю. Есенина [и др.]. М.: Федеральный институт развития образова­ния, 2010. 17 с.
  4.  Миньяр-Белоручева А.П., Миньяр-Белоручев К.В. Английский язык. Учебник устного перево­да: учебник для вузов / А.П. Миньяр-Белоручева, К.В. Миньяр-Белоручев. 2-е изд., испр. М.: Экза­мен, 2004. 352 с.
  5. Общественное обсуждение проекта концеп­ции и содержания профессионального стандар­та учителя [Электронный ресурс] // Министер­ство образования и науки Российской Феде­рации. http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения 11.08.2014).
  6. Портал сопровождения проектов модерниза­ции педагогического образования [Электрон­ный ресурс] // Министерство образования и на­уки Российской Федерации. URL: http://педа­гогическоеобразование.рф/ (дата обращения 09.08.2014).
  7. Проект Концепции поддержки развития пе­дагогического образования. Размещен для об­щественного обсуждения на сайтах ведущих российских педагогических вузов [Электрон­ный ресурс] // Министерство образования и на­уки Российской Федерации. URL: http://миноб­рнауки.рф/пресс-центр/3875 (дата обращения 09.08.2014).
  8. Программа магистратуры «Доказательная об­разовательная политика» [Электронный ресурс] // Национальный исследовательский универси­тет «Высшая школа экономики». URL:  http://ioe. hse.ru/dop (дата обращения 18.08.2014).
  9. Профессиональный стандарт педагога [Элект­ронный ресурс] // Общественный совет при Министерстве образования и науки Рос­сийской Федерации. URL: http://sovet-edu. ru/documents/10179/32102/Профессиональ­ный%20стандарт%20педагога/0db8d661-4fbd­479c-90ba-06a9f7bd50cd (дата обращения 10.08.2014).
  10. Собкин В.С., Ткаченко О.В. Студент педа­гогического вуза: жизненные и профессиональ­ные перспективы // Труды по социологии обра­зования. Том XI—XII. Выпуск XXI. М.: РАО, 2007. 200 с.
  11. Российская Федерация. Национальный до­клад 2007—2009 [Электронный ресурс] // Болон­ский процесс в России. URL: http://www.bologna. ntf.ru/DswMedia/nr2007-2009_rus.pdf (дата обра­щения 08.07.2014).
  12.  Федеральные государственные образова­тельные стандарты [Электронный ресурс] // Ми­нистерство образования и науки Российской Фе­дерации. URL: http://минобрнауки.рф/докумен­ты/336 (дата обращения 11.08.2014).
  13.  Федеральные государственные образова­тельные стандарты высшего профессиональ­ного образования по направлениям подготов­ки магистров [Электронный ресурс] // Министер­ство образования и науки Российской Федера­ции. URL: http://минобрнауки.рф/документы/926 (дата обращения: 18.08.2014).
  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 [Электронный ресурс] // Министерство об­разования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_ Российской_Федерации.pdf (дата обращения 18.08.2014).
  15. Федеральная целевая программа разви­тия образования на 2011—2015 годы [Электрон­ный ресурс] // Министерство образования и на­уки Российской Федерации. URL: http://миноб­рнауки.рф/документы/2010 (дата обращения 09.08.2014).
  16. Шанин Т. О пользе иного: британская ака­демическая традиция и российское университет­ское образование // Вестник Европы. 2001. № 3. С. 41—49.
  17. Щербино К.  Интервью Александра Мит­ты [Электронный ресурс] // Деловая газе­та «Взгляд». URL: http://vz.ru (дата обращения: 28.03.2008).
  18. Cech Thomas R. Science at liberal arts colleges: a better education? [Электронный ресурс] // North Central College. URL: http://northcentralcollege.edu/ Documents/development/cech_article.pdf (дата об­ращения: 18.08.2014).

Информация об авторах

Каспржак Анатолий Георгиевич, кандидат педагогических наук, директор Центра развития лидерства, профессор департамента образовательных программ, Института образования НИУ ВШЭ, Москва, Россия, e-mail: Kag-ms@yandex.ru

Калашников Сергей Павлович, заместитель исполнительного директора, Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: skakashnikov@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3385
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 2822
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1