Психологическая наука и образование
2014. Том 19. № 3. С. 143–159
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: учебная деятельность, профессиональный стандарт, деятельностный подход, компетенции, начальная школа, учитель, стажировочные площадки
Рубрика издания: Педагогическое образование
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 143–159.
Полный текст
В 2009 г. в Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), основанный на системнодеятельностном подходе, который предполагает, в частности: «переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся» [12, с.4] В связи с введением ФГОС НОО существенно повышаются требования к психологической компетентности учителя [10].Причем, это должна быть не академическая осведомленность учителей в психологии, а именно практическое владение методами психологической поддержки учебной деятельности учеников начальных классов. Будущий учитель должен на практике увидеть и понять, как обучение ведет за собой развитие (Л.С. Выготский) и как при этом может быть организована совместная деятельность учащегося и учителя.
В 2013 г. был утвержден Профессиональный стандарт педагога (ПСП), в котором также был зафиксирован деятельностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, в том числе в начальной школе. Это выражено, прежде всего, в содержании трудовых действий, что остро поставило вопрос о создании новых форм подготовки учителя начальной школы, компетентного строить в соответствии с требованиями ПСП учебную деятельность младших школьников [4, 10, 14]. Стало ясно, что нужны новые программы подготовки будущих педагогов, а следовательно, новое содержание и новые формы организации учебного процесса в вузе (учебной деятельности студента).Эти тенденции в развитии современного образования соответствуют Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» [13].
В Проекте модернизации педагогического образования основополагающее значение придается именно практико-ориентированной подготовке педагогических кадров. Нужна такая модель практико-ориентированного обучения, в которой основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами — профессиональным стандартом, что обеспечивает, в свою очередь, возможность организации полноценной учебной деятельности учащихся в соответствии с ФГОС общего образования (ФГОС ОО) [1, 5, 6].
В требованиях к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров отмечены ряд рисков, которые надо учесть при разработке соответствующих программ [7]. Это, во-первых, риск «фельдшеризма», т. е. упрощенного, чисто исполнительского подхода к профессиональной деятельности учителя. Во-вторых, риск разделения единой по форме и структуре профессиональной деятельности педагога на отдельные профессиональные действия, из которых она состоит, что может привести к «натаскиванию» на правильное исполнение отдельных профессиональных действий без учета многообразия учебной деятельности учащихся в классе. В-третьих, риск преувеличения роли чисто инструментальных способов осуществления профессиональной деятельности без учета способов вхождения в профессиональное сообщество.
Возможность преодоления этих рисков в «Основных направлениях модернизации педагогических программ» связывается с переходом к модульному принципу построения программы (с включением учебно-ознакомительной и учебной практики, а также НИРС в каждый модуль), предполагающему, что содержание и цели изучения каждого модуля направлены на овладение соответствующими профессиональными действиями (трудовыми функциями), обозначенными в Профессиональном стандарте педагога. Отдельные дисциплины должны обеспечивать задачи модулей. Так, например, общая психология как основа психологической подготовки будущих учителей должна быть сквозной дисциплиной в ряде модулей начальной профессиональной подготовки студентов бакалавриата.
Это требует существенного изменения на взгляды и на содержание этой дисциплины в рамках ОПОП [2]. Реализация этого подхода предполагает существенное увеличение объема практики (до 60—80 единых зачетных единиц) (в программах бакалавриата), из которых 30—40 единых зачетных единиц включается в форме тематических практик, заданных содержанием модулей-блоков распределенной практики (на 1—3 курсах бакалавриата), необходимых для полноценного освоения профессиональных действий, и не менее 30 единых зачетных единиц выделяется на организацию долгосрочной производственной практики (стажировки) на 4 курсе обучения по программе прикладного бакалавриата, направленной на освоение целостной профессиональной деятельности в соответствии с целями программы на одной из практических «клинических» баз, организованной на принципах школьно-университетского партнерства в условиях супервизии со стороны опытных педагогов образовательной организации.
В соответствии с этим предполагается:
– изменение требований к результатам ОПОП на основе приведения осваиваемых компетенций в соответствие с перечнем компетенций, заданных Профессиональным стандартом педагога;
– изменение структуры ОПОП, в основе которой должны быть не дисциплины, как это исторически сложилось в российском педагогическом образовании, а модули. Каждый модуль как комплексная практико-теоретическая единица должен быть направлен на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих Профессиональному стандарту педагога. Сами модули должны быть дополнены существенной долей практики в специально организованной лабораторно-учебной среде (практикум) и на клинической базе (в условиях реальной образовательной организации).
В требованиях к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров представлена общая структура учебного модуля и этапы его изучения (табл. 1).
Таблица 1 Структура учебного модуля и этапы его изучения
№ эта- па |
Название этапа |
Учебное содержание |
Этап 1 |
Учебно- |
1. Демонстрация образцов профессиональных действий, объеди- ненных одной или несколькими трудовыми функциями. 2. Профессиональные пробы. Попытки самостоятельного выполне- ния профессиональных заданий. 3. Определение педагогических проблем и задач |
Этап 2 |
Теоретический |
1. Изучение теоретического материала модуля как способа реше- ния педагогических проблем и задач. 2. Формирование способов выполнения профессиональных дей- ствий (инструментальный аспект). 3. Отработка конкретных способов профессиональных действий в учебно-лабораторной среде (практикум) |
Этап 3 |
Учебная |
Выполнение профессиональных действий на клинической базе (ре- альной образовательной организации) в условиях супервизии |
Этап 4 |
НИРС |
1. Анализ эффективности и затруднений в выполнении профессио- нальных действий. 2. Организация мини-исследований, направленных на анализ при- чин неэффективности и затруднений в профессиональной деятель- ности, построение нового профессионального действия |
Этап 5 |
Теоретико- |
1. Организация рефлексии (групповой, индивидуальной) своих дей- ствий с учетом результатов НИРС. 2. Формирование общего способа профессиональных действий (ре- ализация профессионального действия в пространстве возможно- стей) |
Помимо развития профессионального действия за счет научного изучения условий его реализации или причин его неуспешности, включение исследовательского блока в изучаемый модуль позволяет сформировать рефлексивное отношение слушателя к осваиваемому профессиональному действию. Обсуждение с другими слушателями и куратором условий и способов своих профессиональных действий позволяет не просто его «присвоить», а понять его в пространстве профессиональных возможностей, т.е. осуществить теоретическое, профессионально-мировоззренческое обобщение.
Данная схема фактически представляет собой некоторый законченный цикл вхождения в профессию уже на уровне способностей к профессиональной деятельности. Но в полной мере она осуществима на определенном уровне осведомленности в будущей профессиональной деятельности и психологической готовности к профессиональной деятельности.
Поэтому ее реализация предполагается либо в магистратуре, либо на 3—4 курсах бакалавриата. Поэтому 1—2 курсы бакалавриата мы предлагаем рассматривать как цикл начальной общей ориентировки в профессии и как период становления мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности.
Таким образом, предлагаемая модель практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций состоит из двух циклов:
I цикл — общая ориентировка в профессии и становление мотивационно-волевой готовности к будущей педагогической деятельности. Реализуется по преимуществу в первом—третьем семестрах и по существу представляет собой начальную форму вхождения студентов-бакалавров в профессию. Модули этого цикла представлены в табл. 2.
Таблица 2. Модули I цикла
«Дисциплины математического и естественнонаучного цикла» |
«Дисциплины гуманитарного и экономического цикла» |
«Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» |
«Психология и педагогика развития детей» |
«Методология и методы психолого-педагогической деятельности» |
II цикл — вхождение в профессию уже на уровне способностей к профессиональной деятельности. Реализуется по преимуществу в четвертом—восьмом семестрах. В модулях этого цикла разворачиваются исходные цели, расширяется содержание трех модулей первого цикла (табл. 3).
Таблица 3. Модули II цикла
Исходные модули (I цикл) |
Расширение содержания модулей I цикла в модулях II цикла |
«Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» |
«Образовательные технологии начальной школы» |
«Психология и педагогика развития детей» |
«Специальные виды образовательной деятельности» |
«Методология и методы психолого-педагогической деятельности» |
«Психологическое сопровождение образовательного процесса» |
Таким образом модуль «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» в четвертом— восьмом семестрах реализуется в модуле «Образовательные технологии начальной школы», модуль «Психология и педагогика развития детей» — в модуле «Специальные виды образовательной деятельности», модуль «Методология и методы психолого-педагогической деятельности — в модуле «Психологическое сопровождение образовательного процесса».
Рассмотрим подробнее I цикл, который, должен быть апробирован в 2014—201 5 гг. В основе I цикла модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования, лежит идея осуществления студентами профессиональных проб в трудовых действиях — согласно Профессиональному стандарту педагога (табл. 4).
Таблица 4 Пример осуществления профессиональной пробы
Виды деятельности в практико- ориентированной подготовке |
Примеры профессиональных проб образовательной деятельности студентов |
Профессиональные пробы в осуществлении трудовых действий в трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» |
Проведение фрагментов урока под руководством опытного педагога; студенты совершают пробы в педагогической деятельности по предложенным на- ставником (практикующим учителем) сценариям. При этом акцент делается на фрагментах урока, где реализуется метапредметная часть образовательно- го процесса. Здесь осуществляется первая очередь сетевого взаимодействия вузов и базовых образовательных организаций, реализующих программы на- чального общего образования |
Профессиональные пробы в осуществле- нии трудовых действий в трудовой функ- ции «Воспитательная деятельность» |
Участие в подготовке команды класса к школьному спортивному соревнованию. Здесь важна полнота участия — от начала подготовки к соревнованию до завершения соревнования |
Профессиональные пробы в осуществле- нии трудовых действий в трудовой функ- ции «Развивающая деятельность» |
Проведение обследований детей по психолого- педагогическим диагностическим инструментариям под руководством психолога-педагога (преподавате- ля вуза или школьного психолога). Внимание должно быть сосредоточено на нормативах развития совре- менных детей, которые скрыты от непосредственного наблюдения (например, феномене отсутствия пони- мания принципа сохранения количества у детей 6—7 лет, открытом Ж.Пиаже). Также возможно участие в обсуждении проектов коррекции учебного процесса |
Профессиональные пробы в осущест- по реализации программ начального об- щего образования» |
Участие под руководством наставника в мероприяти- ях по адаптации первоклассников к школе |
Обучение в первом семестре начинается с ознакомительной практики. При этом прежде всего необходимо определить уровень развития у обучающихся мета-предметных и личностных компетенций как важнейших результатов обучения в начальной школе. Мы полагаем, что именно так возможно преодолеть распространенную в современной рутинной педагогической практике ориентацию на привитие детям навыков как главной задачи учителя. Будущие педагоги с самого начала должны усвоить более широкое понимание начального образования, а именно как систематического введения подрастающего поколения в культурные формы ориентации в окружающей действительности.
Можно выделить три наиболее распространенных вида содержания профессиональных проб:
– решение психолого-педагогических задач по обучению и развитию детей в локальных участках учебно-воспитательного процесса;
– решение психолого-педагогических задач учебно-воспитательного процесса, связанных с реализацией целей конкретных мероприятий и конкретных образовательных технологий;
– решение психолого-педагогических задач учебно-воспитательного процесса, связанных с реализацией целей образовательной среды и диагностикой психического развития детей.
Профессиональные пробы могут осуществляться в следующих формах:
– пробы в реальном учебно-воспитательном процессе;
– пробы в имитационном учебном процессе;
– пробы в коммуникации.
При проектировании проб важно учитывать, как их содержание, так и возможную форму. Примеры проектирования проб с учетом соотношения их содержания и формы в отдельных модулях представлены на табл. 5 и 6.
Таблица 5 Пример реализации проектирования с учетом соотношения видов проб и типов решения психолого-педагогических задач в модуле I.
Форма проб |
Решение психолого-педагогических задач по обучению и развитию детей в ло- кальных участках учебно- воспитательного процесса |
Решение психолого- педагогических задач учебно-воспитательно- го процесса, связанных с реализацией це- лей конкретных мероприятий и конкретных образовательных тех- нологий |
Решение психолого- педагогических за- дач учебно-воспитательного процесса, связанных с реализацией целей образовательной среды и психического развития детей |
Пробы в реальном |
Проведение фрагментов уроков по развитию естественно- научного и математического мышления на ознакомительной практике |
|
Участие в диагностике развития мышления обучающихся на практических занятиях по дисциплине «Общая и экспериментальная психология» |
Пробы в имитационном учебном процессе |
|
Проведение имитационных уроков по школьным предметам «Окружающий мир» и «Математика по дисциплине «Введение в профессию» |
|
Пробы в профессиональной ком- муникации |
Обсуждение феноменов раз- вития мышления детей на дисциплине «Естественно- научное и математическое развитие младших школьников» (на материале сюжета фильма Р.Быкова «Внимание, черепаха»). Обсуждение первых опытов работы над коллективным проектом «Наблюдение фе- номенов развития сознания у современных детей» (Часть 1. Математическое и естественнонаучное мышление младших школьников) На занятиях по дисциплине «Естественнонаучное и математическое развитие младших школьников» |
Обсуждение видеоуроков по школьным пред- метам «Окружающий мир» и «Мате-матика» на занятиях по дисциплине «Естественно- научное и математическое развитие млад- ших школьников» |
Обсуждение результатов диагностики мышления на семи- нарах по дисциплине «Общая и экспериментальная психо- логия» |
Таблица 6 Пример реализации проектирования с учетом соотношения видов проб и типов решения психолого-педагогических задач в модуле II
Форма проб |
Решение психолого- педагогических за- дач по обучению и развитию детей в локальных участках учебно-воспитатель- ного процесса |
Решение психолого- педагогических за- дач учебно-воспита- тельного процесса, связанных с реали- зацией целей кон- кретных мероприя- тий и конкретных об- разовательных тех- нологий |
Решение психолого- педагогических задач учебно-воспитатель- ного процесса, связан- ных с реализацией це- лей образовательной среды и психического развития детей |
Пробы в реальном |
Проведение фраг- ментов уроков по гу- манитарному разви- тию детей на ознако- мительной практике |
|
Участие в диагности- ке развития воображе- ния обучающихся на практических занятиях по дисциплине «Общая и экспериментальная психология» |
Пробы в имитационном |
|
Проведение ими- тационных уроков по школьным пред- метам «Окружаю- щий мир» и «Мате- матика» по дис- циплине «Введение в профессию» |
|
Пробы в профессиональной коммуникации |
Обсуждение фено- менов развития де- тей на дисциплине «Гуманитарное раз- витие детей» на ма- териале опыта ра- боты над коллек- тивным проектом «Наблюдения фено- менов развития со- знания современ- ных детей» (Часть 2. Гуманитарное разви- тие школьников) |
|
Обсуждение результа- тов диагностики вооб- ражения на семинарах по дисциплине «Общая и эксперимен- тальная психология». |
Необходимо учитывать, что уровни осуществления проб в учебно-воспитательном процессе могут быть разными:
– под руководством и при помощи тьютера;
– самостоятельно при контроле тьютера;
– в коллективном взаимодействии с профессиональными педагогами и другими студентами.
Также может быть разной и степень овладения трудовыми действиями:
– владение под контролем старшего коллеги (частичное);
– владение в области взаимодействия со старшими коллегами (ограниченное);
– самостоятельное владение.
В основе организации практической подготовки студентов лежит сетевое взаимодействие вуза с общеобразовательной организацией, построенное на принципах школьно-университетского партнерства. Сетевое взаимодействие вуза и школы возможно осуществить за счет объединения студентов в потоки и распределения их по учебным площадкам на базе образовательных учреждений, где школа берет на себя часть нагрузки, связанной, в первую очередь, с формированием профессиональных действий, которые предполагают решение следующих вопросов: разработку критериев отбора образовательных организаций для участия в партнерстве; проведение такого отбора; сертификацию отобранной организации в качестве партнера по реализации педагогической программы; оформление договорных отношений с партнером; разработку согласованной учебно-методической документации и программы практической подготовки студентов на базе партнера, направленной на формирование профессиональных компетенций, соответствующих задачам модуля и требованиям начального уровня профессионального стандарта педагога; разработку контрольноизмерительных материалов по оценке сформированности у студентов профессиональных компетенций.
В основе содержания взаимодействия образовательных организаций высшего и начального общего образования лежит идея опоры на развитые практики начального общего образования. Сам механизм взаимодействия образовательных организаций высшего и начального общего образования должен представлять собой тип деятельности проблемно-методических объединений преподавателей вузов и педагогов стажировочной площадки в соответствии с задачами каждого модуля. Результаты обучения проверяются по отзывам наставника и по выполнению заданий профессионального теста.
Цель сетевого взаимодействия организаций высшего и начального общего образования при реализации модели практикоориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» — усиление практической подготовки студентов, будущих учителей начальной школы.
Задачи сетевого взаимодействия.
– Разработка Программы формирования профессиональных компетенций в соответствии с содержанием каждого изучаемого модуля.
– Практическое осуществление Программы во взаимодействии вуза и школы.
– Координация взаимодействия в проведении контроля и оценки сформированности у студента профессиональных компетенций, учет сформированных компетенций в электронном портфолио выпускника, организация научной рефлексии оснований формируемых профессиональных действий студента.
Рассмотрим механизмы равноправного сотрудничества и партнерства между вузом и другими образовательными учреждениями (базовыми площадками).
Первый механизм — создание бакалаврского совета. В него войдут:
– представители базовых площадок;
– ведущие преподаватели вуза по бакалаврским программам;
– педагогическая общественность (представители ассоциации учителей, клубов и др.).
Второй механизм — введение института индивидуального наставничества для студентов. Наставником является учитель, сопровождающий студентов с 1-го по 4-й курс. При этом в вузе вводится функциональная обязанность координатора учителей-наставников. Педагоги вуза оценивают академическое продвижение студента с помощью стандартизированных методов и методик, а наставник оценивает личностный рост студента и степень его вхождения в профессию. Таким образом, программа бакалавриата завершается экзаменом, защитой бакалаврской работы в вузе, а с базовой площадки подается характеристика личностной и профессиональной зрелости студента, данная наставником. При этом все материалы студента оформляются в портфолио.
Третий механизм предполагает участие вуза в программе развития базовой площадки и насыщение образовательной среды школы за счет повышения социальных коммуникаций учеников начальных классов с другими взрослыми, занимающими промежуточную позицию между школьниками и педагогами.
Принципы содержательного взаимодействия вуза и школы. Каждый вуз может реализовывать модель практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, исходя из собственных условий (организационных и финансовых возможностей, условий базовых площадок и др.). Важно, чтобы практика была встроена в каждый модуль именно в форме сетевого взаимодействия. Ознакомительная практика начинается сразу в рамках первого модуля. Положительный результат каждого модуля является условием вхождения студента в деятельность следующего модуля.
Школа обеспечивает восхождение к профессиональному мастерству профессиональными пробами разных уровней. Все пробы осуществляются под руководством опытного педагога-тьютора.
Первый уровень профессиональных проб связан с формированием отдельных универсальных учебных действий (УУД) учащихся – пробы в организации отдельных достаточно замкнутых локальных учебных ситуаций, нацеленных на отдельные образовательные результаты, а также пробы в оценке отдельных сторон психического развития учащихся.
Второй уровень проб связан с формированием УУД обучающихся в рамках отдельных образовательных технологий на разных предметах, а также с опытом оценивания психического развития школьников по отдельным технологиям.
Третий уровень проб связан с созданием и функционированием целостной системы начального образования (образовательной среды) и диагностикой психического развития детей в образовательной среде в целом, что осуществляется под руководством наставников, опытных учителей и школьных психологов.
Вуз обеспечивает научно-рефлексивную часть профессионального становления будущего учителя, а также академическую подготовку в области необходимых знаний и умений.
Сетевое взаимодействие организаций высшего и начального общего образования при реализации модели практикоориентированной подготовки педагогических кадров осуществляется в соответствии с Договором вуза и школы на оказание услуг и планами работ проблемно-методических групп, создаваемых для реализации отдельных модулей. Координацию деятельности проблемно-методических групп осуществляет руководитель бакалаврской программы.
Реализация указанных видов деятельности, естественно, может и должна протекать в рамках требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Профессионального стандарта педагога. Также надо учитывать, что базовая часть основной профессиональной образовательной программы должна соответствовать Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования психолого-педагогического направления. Вместе с тем, исходя из целей и задач модернизации педагогического образования, апробация модели должна вывести нас на формулировку предложений по совершенствованию этих документов.
Предпосылки для этого есть. Базовая и вариативная части Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования психолого-педагогического направления в принципе соответствует основным положениям Профстанадарта [9, 12]...
При проектировании программ бакалаврской подготовки учителей важно определить сферу компетенций именно выпускника бакалавритата, в отличие от выпускника магистратуры. В ПСП входят описания обобщенных трудовых функций, трудовых действия, а также знаний и умений. Мы считаем, что в первую очередь надо ориентироваться на выполнение трудовых действий как основы практической деятельности. Бакалавр должен осуществлять педагогическую деятельность по передовым, но уже известным образовательным технологиям. В сложных случаях, требующих принятия самостоятельного неординарного решения, он должен обратиться к более опытному коллеге. Основное отличия магистра от бакалавра в плане реализации ПСП заключаются в том, что он должен быть более самостоятельным, чем бакалавр, в принятии решений по организации и модернизации учебно-воспитательного процесса образовательной среды. Анализ компетенций ПСП с точки зрения возможностей бакалавра показал следующее.
1. В рамках реализации обобщенной трудовой функции «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» бакалавр самостоятельно реализует образовательный процесс в образовательных организациях начального общего образования по уже известным методикам и программам, а проектирует образовательный процесс уже под руководством более опытного учителя-наставника или методиста.
2. В рамках реализации трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования» бакалавр самостоятельно реализует программы начального общего образования. Под руководством более опытного учителянаставника или методиста он может корректировать учебную деятельность, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек.
3. Необходимо ввести дополнительные компетенции, обеспечивающие специфическую деятельность учителя начальных классов. Они представлены на таблице 7.
Таблица 7 Дополнительные компетенции бакалавра
ДПКБ-1. Готовность к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования |
ДПКБ-2. Готовность к формированию навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями в сотрудничестве с педагогом информатики |
ДКБ-3. Готовность к реализации под руководством педагога-наставника современных, в том чис- ле интерактивных, форм и методов воспитательной работы — как на занятии, так и во внеуроч- ной деятельности, во взаимодействии с опытными педагогами-наставниками |
ДКБ-4. Готовность во взаимодействии с коллегами добиваться выполнения обучающимися правил поведения в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутренне- го распорядка образовательной организации . |
ДКБ-5. Готовность в сотрудничестве с педагогом-наставником к реализации воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) |
ДКБ-6. Готовность оказывать помощь и поддержку педагогам и учащимся в организации деятельности ученических органов самоуправления |
ДКБ-7. Готовность к реализации воспитательных программ |
ДКБ-8. Корректировка под руководствам педагога-наставника учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек |
ДКБ-9. Готовность к проведению в IV классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе |
В настоящее время на школу должна быть возложена обязанность формирования у будущих педагогов этих дополнительных компетенций.
Структура основной профессиональной образовательной программы. Структура состоит из восьми модулей, объединенных в 2 цикла, практики, НИРС, работы над выпускной бакалаврской работой.
Модули I цикла: «Дисциплины математического и естественнонаучного циклов», «Дисциплины гуманитарного и экономического циклов», «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности», «Психология и педагогика развития детей», «Методология и методы психолого-педагогической деятельности». Практика распределена по всем модулям.
Эти модули обеспечивают профессиональное развитие студентов, в основном на уровне общей ориентировки и готовности к профессиональной деятельности. Их эффективность проверяется согласно контракту 2014—2015 гг.
Дальнейшее профессиональное развитие уже на уровне способностей к профессиональной деятельности будет осуществляться в последующем обучении студентов по предложенной модели практикоориентированной подготовки будущих педагогов, которая развивает достижения I цикла вхождения в профессию и ориентирует студентов на технологические аспекты профессиональной работы учителя. Студенты будут осваивать это во II цикле в следующих модулях: «Образовательные технологии начальной школы», «Специальные виды образовательной деятельности», «Психологическое сопровождение образовательного процесса».
Содержание модулей, а также их связь с практикой требуют отдельного обсуждения. Отметим только, что практика, оставаясь главным элементом практической подготовки будущего учителя, по содержанию отдельных этапов связана задачами образовательной деятельности внутри модуля. В соответствии с этим в каждом модуле есть приоритетные виды профессиональных проб студентов, которые представлены в табл. 8.
Таблица 8 Виды профессиональных проб, осуществляемых студентами на практике по модулям
Модули |
Семестр |
Виды профессиональных проб сту- |
«Дисциплины математического и |
Первый |
Проведение фрагментов урока по школьным предметам «Окружающий мир» (в естественно-научной части) или «Математика». Под руководством опытного педагога совершают про- бы в педагогической деятельности по предложенным наставником (практи- кующим учителем) сценариям. При этом акцент делается на фрагментах урока, где реализуется метапредмет- ная часть образовательного процес- са. Это возможно также осуществить в форме, имитирующей урок. Участие в обследовании младших школьников по методикам диагности- ки сформированности естественно- научных представлений, в частности, понимания причинно-следственных отношений, различия живого и нежи- вого и т.п. |
«Дисциплины гуманитарного и эко- номического цикла» |
Первый |
Проведение фрагментов уро- ка по школьным предметам «Окружающий мир» (в части знакомство с устройством об- щества) или «Литературное чте- ние». Под руководством опыт- ного педагога совершают про- бы в педагогической деятельно- сти по предложенным наставни- ком (практикующим учителем) сценариям. При этом акцент де- лается на фрагментах урока, где реализуются личностные обра- зовательные результаты. Это возможно также осуществить в форме, имитирующей урок. Участие в обследовании детей по методикам диагностики мо- ральных суждений (Ж.Пиаже), гендерных стереотипов и т.п. |
«Теоретические и эксперимен- тальные основы психолого- |
Второй |
Проведение занятий во внеу- рочное время с детьми по раз- витию познавательных способ- ностей. На материале разрабо- ток А.З.Зака «Интеллектика» |
«Психология и педагогика разви- тия детей» |
Второй |
Обследование детей на предмет готовности к обучению в основ- ной школе и участие в коррек- ционных мероприятиях по под- готовке выпускников начальной школы к обучению в основной школе |
«Методология и методы психолого- педагогической деятельности» |
Третий |
Участие в построении и проведе- нии экспериментального иссле- дования по определению воз- можных перспектив индивиду- альной образовательной траек- тории учеников I класса. Участие в мероприятиях по адаптации первоклассников к школе |
Кроме этого в практике осуществляется одно сквозное направление — участие в профессиональной коммуникации, подготовка коллективных проектов в области описания психолого-педагогических феноменов развития современных детей и образовательных проектов для младших школьников (под руководством вузовских преподавателей). В этом виде деятельности появляются возможности сетевого взаимодействия педагогов и студентов вузов, участвующих в сетевом взаимодействии (табл. 9).
Таблица 9 Общая схема организации практики в области профессиональной коммуникации по модулям
Модули |
Семестр |
Виды проб студентов в профессиональной комму- никации по модулям |
«Дисциплины математического и естественно-научного цикла» |
Первый |
Начало работы над кол- лективным проектом «Наб- людение феноменов раз- вития сознания у совре- менных детей» (Часть 1. Математическое и естес- венно-научное мышление младших школьников) |
«Дисциплины гуманитарного и экономического цикла» |
Первый |
Продолжение работы над коллективным проектом «Наблюдение феноменов развития сознания у совре- менных детей» (Часть 2. Гуманитарное мышление младших школьников) |
«Теоретические и экспериментальные основы |
Второй |
Продолжение работы над коллективным проектом «Наблюдение феноменов развития сознания совре- менных детей» (Часть 3. Индивидуальные особен- ности сознания и деятель- ности детей) по наблюде- ниям на практике |
«Психология и педагогика развития детей» |
Второй |
Завершение работы над коллективным проектом «Наблюдение феноменов развития сознания совре- менных детей» (Часть 4. Что собой представля- ют выпускники начальной школы) по наблюдениям на практике |
«Методология и методы психолого-педагогической деятельности» |
Третий |
Начало работы над кол- лективным проектом «Ин- дивидуальные траектории развития учеников» (Часть 1. Что собой представляют первоклассники) |
Анализ возможных методов и методик диагностики образовательных результатов студентов требует отдельного обсуждения. Отметим только, что по результатам практики будет проводиться оценка профессионального роста студента как преподавателями вуза, так и педагогами-тьютерами базовох образовательных учреждений.
Литература
- Болотов В. А. Программа модернизации педагогического образования 2014—2017 [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/14 (дата обращения: 15.09.2014).
- Гуружапов В. А. О новой общей психологии образования [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2014. № 1. С. 271–282. URL: http:// vo.hse.ru 2014--1/117873627.html (дата обращения: 15.09.2014).
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. 288 с.
- Забродин Ю.М., Ямбург Е.А., Гаязова Л.А. О разработке профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (пояснительная записка к профессиональному стандарту) [Электронный ресурс] // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2. С. 5–21. URL: http: //psyjournals.ru/bulletin_ psyumo/2013/n2/67397.shtml (дата обращения: 15.09.2014).
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.], под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
- Каспржак А. Г. Построение программ модулей ООП (магистратуры, бакалавриата) от результатов. [Электронный ресурс] // Портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/show/13 (дата обращения: 15.09.2014).
- Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru 2014. № 2. C. 1–18. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения: 15.09.2014).
- Методологические основы психологии [Электронный ресурс]: Хрестоматия / Сост. Д.В. Лубовский. М.: АНО «Психологическая электронная библиотека», 2008. 314 с. URL: http:// lib.mgppu.ru/opacunicode/index.php?url=/notices/ index/IdNotice:84394/Source:default# (дата обращения: 15.09.2014).
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.09.2014).
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурноисторическая психология. 2010. № 4. C. 62–80.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1910 (дата обращения 18.09.2014).
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974/ файл/1543/12.12.29-ФЗ_Об_образовании_в_ Российской_Федерации.pdf (дата обращения: 15.09.2014).
- Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога. М.: Просвещение, 2014. 175 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5968
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 9
Скачиваний
Всего: 8111
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7