Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета

1293

Аннотация

В статье представлен опыт Московского городского педагогического университета по реализации Федерального проекта (Государственный контракт № 05.043.11.0022 от 16 мая 2014 г.): «Разработка и апробация новых модулей основных образовательных программ магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Педагогическое образование), предполагающих увеличение научно-исследовательской работы и практики студентов в сетевом взаимодействии с образовательными организациями различных уровней».

Общая информация

Ключевые слова: исследовательская магистратура, исследовательские компетенции, модуль исследовательской магистратуры, научно-исследовательская работа, практика, сетевое взаимодействие

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Весманов С.В., Весманов Д.С., Жадько Н.В., Акопян Г.А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского городского педагогического университета // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 160–167.

Полный текст

Сегодня подготовку педагогов в России ведут 167 вузов, в том числе 47 — педагогических, и 119 университетов. Данные мониторинга организаций высшего профессионального образования, проведенного Министерством образования и науки РФ в 2012 г., свидетельствуют, что 71,43% педагогических вузов отнесены к организациям, имеющим признаки неэффективности, в то время как среди медицинских вузов таковых 10,26%, а гуманитарных — 42,86%.

В Концепции поддержки развития педагогического образования, проект которой широко обсуждался экспертным сообществом в первой половине 2014 г., говорится, что результаты приема и обучения по педагогическим направлениям подготовки, а также данные о трудоустройстве выпускников соответствующих программ свидетельствуют о существовании «двойного негативного отбора», когда в педагогические вузы поступают не самые лучшие (в академическом смысле) абитуриенты, а учителями становятся не самые лучшие выпускники.

Естественно, что такое положение нуждается в кардинальном изменении и, прежде всего, в изменении системы подготовки будущих работников образовательной сферы в соответствии с современными требованиями и запросами работодателей.

Московский городской педагогический университет проводит регулярные мониторинги запросов работодателей в сфере образования. В 2013 г. проводился опрос в 60 образовательных организациях и социальных центрах Москвы; в результате были выявлены основные требования, которые предъявляет к выпускникам педагогических вузов современный рынок труда.

В рамках мониторинга работодатели указали профили подготовки, которые будут востребованы в их организациях в ближайшие 5 лет. Важно, что результаты оказались практически одинаковыми среди всех групп руководителей независимо от опыта их работы.

В рейтинге направлений подготовки самыми востребованными работодатели считают: начальное образование, дошкольное образование и социально-культурную деятельность (более 40% опрошенных). Первые два направления напрямую связаны с постепенным изменением демографической ситуации и увеличением числа детей дошкольного и младшего школьного возраста. Следующую группу (от 20 до 30%) составляют социальная педагогика, социальная работа, информатика и физическая культура.

От 10 до 15% руководителей считают, что востребованными останутся: психологи, логопеды, учителя русского языка и литературы, иностранного языка, математики и физики. Менее 10% пришлось на долю учителей истории, химии, биологии и иных дисциплин. Также в рамках мониторингового опроса работодатели высказали свои пожелания по приоритетам подготовки. 64% опрошенных считают, что преимуществом будет обладать специалист, прошедший годичную стажировку на базе образовательной организации. Существенным будет наличие портфолио в электронной базе, чтобы работодатель мог выбрать для своей организации специалиста необходимого профиля.

58% директоров предлагают увеличить количество часов практической подготовки студентов. 42% руководителей считают необходимым перестроить обучение так, чтобы студент получал универсальные знания, которые позволили бы ему в короткий срок адаптироваться к изменениям, происходящим в отрасли.

В ситуации, когда информация устаревает очень быстро, конкурентными преимуществами становятся быстрая адаптация и универсальность навыков. 28% участников опроса предлагают сократить базовую подготовку и уделить больше внимания специальным дисциплинам. Среди прочего это указывает на то, что работодатели не вполне довольны уровнем знаний выпускников.

36% всех опрошенных работодателей предложили внести в учебные планы подготовки педагогов дополнительные дисциплины, а 9% согласились войти в рабочую группу, которая бы осуществляла обратную связь и привлекала работодателей к процессу подготовки педагогических кадров.

Большинство участников опроса обеспокоены не только уровнем специальных знаний или знаний, касающихся методики преподаваемого предмета. Среди названных работодателями дисциплин лидируют те, которые так или иначе связаны с общением в коллективе (15%): этика и культура делового общения, деловой этикет, конфликтология.

Многие работодатели отмечают низкую коммуникативную культуру молодых специалистов. Преодолеть это затруднение можно, включив в учебный план подготовки комплексную программу мероприятий по адаптации выпускников к рынку труда.

Следующая по значимости группа дисциплин (14%) — бизнес-дисциплины (менеджмент, маркетинг, экономика). Директора образовательных организаций ожидают от своих работников компетентности в управлении и экономической грамотности.

Равное количество респондентов (по 13%) предлагают уделить повышенное внимание дополнительным дисциплинам психологического цикла и спецкурсам, отражающим актуальные направления учебной деятельности. При этом работодатели предлагают усилить подготовку в области возрастной и практической психологии, которые и так входят в учебный план, и ввести отдельный курс психологической адаптации молодого специалиста на рабочем месте.

Важнейшими направлениями учебной деятельности работодатели считают обучение технологиям работы по новым ФГОС, организации дифференцированных подходов к обучению, методологии проектной деятельности.

Замыкают рейтинг правовые дисциплины, дисциплины, связанные с информационно-коммуникационными технологиями и внеурочной деятельностью (по 10%). Среди предложенных правовых дисциплин преобладают связанные с образовательным правом и нормативно-правовой базой современной системы образования.

Выделяется также внеурочная деятельность. Здесь работодатели ожидают качественную подготовку педагога к роли классного руководителя, способного эффективно взаимодействовать с родителями.

Приведенные требования, предъявляемые работодателем к работнику образовательной организации, оказывают сегодня существенное влияние на формирование образовательных программ и организацию образовательного процесса в педагогическом вузе, где сегодня требуется формирование у студентов необходимых и достаточных компетенций для решения задач учебного, просветительского, культурного и управленческого характера, стоящих в различных областях социальной сферы.

Такая трактовка термина «педагогическое образование» представляется чрезвычайно важной, так как зачастую под педагогическим образованием понимается исключительно подготовка учителя. Иными словами, предлагается расширить границы термина и понимать его как систему подготовки будущих работников:

– общего и среднего специального образования (не только учителей, но и управленцев, администраторов, юристов и т.д.);

– социальной сферы (в том числе образовательного досуга);

– профессионального образования (в том числе бизнес-образования).

Следующий шаг, это, собственно, конструкция или формула подготовки будущего педагога, которая позволит ему эффективно применять полученные знания и быть востребованным на широком и диверсифицированном рынке труда. Таких специалистов можно и нужно готовить по формуле: общеотраслевой (межотраслевой) бакалавриат + педагогическая магистратура.

Приведем аргументы в защиту приведенной формулы.

1. Общеотраслевой (межотраслевой) бакалавриат.

Начнем с того, что вузы стран, где «общеотраслевой» или «межотраслевой» (по аналогии с англосаксонской моделью высшего образования первой ступени) бакалавриат служит основой для начала квалифицированной трудовой деятельности, продолжительное время входят в первую десятку двух самых уважаемых экспертным сообществом рейтингов: рейтинга приложения к британской газете «Times» и «Шанхайского» рейтинга. В их контексте направления подготовки в бакалавриате могут подразделяться на гуманитарный, естественно-научный и технический и реализовываться как отдельно, так и комплексно. При этом главной особенностью подготовки в таком бакалавриате становится формирование универсальных компетенций в области:

– развития грамотности речи и письма;

– владения иностранным(-и) языком(-и);

– использования информационно-коммуникационных технологий;

– планирования и организации проектной деятельности;

– коммуникаций и социального взаимодействия.

2. Педагогическая магистратура.

Формирование профессиональных педагогических компетенций в рамках магистратуры позволяет отодвинуть во времени выбор профессии и существенно сократить интервал между выбором характера будущей трудовой деятельности и выходом на рынок труда. Задача магистратуры формировать педагогические компетенции – уметь учить, формировать программы обучения, осуществлять и оценивать результативность и эффективность программ обучения – в том числе у людей без предыдущего (бакалавриат или специалитет) педагогического образования. Предлагается принимать в педагогическую магистратуру всех выпускников-бакалавров и специалистов (не только гуманитарного профиля), однако обязательным элементом вступительного испытания должно, по нашему мнению, стать мотивационное эссе или интервью (при прочих равных условиях выбор абитуриента должен осуществляться по результатам их оценки).

Неотъемлемой составляющей подготовки в педагогической магистратуре становится формирование исследовательских и проектных компетенций применительно к сфере образования, а практика студентов магистратуры должна основываться на принципе «класс всегда открыт для всех заинтересованных» (разрешается присутствовать на занятиях родителям, экспертам образования, кроме того в обязательном порядке занятия практиканта должен посещать педагог-наставник1). Весьма важным представляется, чтобы в процессе обучения обеспечивалось единство предмета и метода обучения (учим учить), а формирование проектных и исследовательских компетенций (способность самостоятельно реализовывать проекты и научные исследования) занимало не менее 50% учебного времени. В рамках обучения в магистратуре студент самостоятельно реализует не менее одного проекта/научного исследования, это позволит выпускникам-магистрам самостоятельно учить, оценивать результаты и эффективность обучения в разных областях социальной сферы, а также проводить соответствующие исследования.

Основываясь на таком подходе, предлагаются следующие направления подготовки в педагогической магистратуре.

  • Дошкольная педагогика.
  • Школьная педагогика.
  • Профессиональная педагогика (педагоги для среднего и высшего профессионального образования), а также бизнес-педагогика.
  • Социальная педагогика (сфера культуры и досуга) — все, что связано с социализацией средствами обучения и образования.
  • Специальная педагогика (педагоги для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, логопеды, дефектологи, психологи, социальные педагоги, педагоги для работы с детьми, имеющими «учебные трудности» — «learning difficulties». Стоит отметить, что до 60% российских детей имеют трудности в обучении: трудности в чтении и письме, невысокую успеваемость, плохое поведение).
  • Менеджмент в образовательных организациях (управленцы, способные применять современные методы и инструменты управления в образовательной сфере).
  • Исследования и проектирование образовательных систем и процессов.

Предложенная формула: общеотраслевой (межотраслевой) бакалавриат + педагогическая магистратура будет способствовать также преодолению эффекта «негативного отбора» абитуриентов в педагогические вузы. Статистика показывает, что средний уровень абитуриентов педагогических вузов — «твердые троечники», средний балл ЕГЭ которых не превышает 64 балла, в расчете на один предмет. Преодолению этого эффекта также будут содействовать меры по организации взаимодействия педагогического вуза и школ в части подготовки «квалифицированных», мотивированных абитуриентов, а именно:

  • проведение вузами на базе школ образовательных курсов, мастер-классов, программ «Введение в профессию»;
  • создание университетских кластеров, включающих вуз, школы, партнеров вуза (библиотеки, музеи, бизнес-организации) и проведение на их базе экскурсионных, образовательных программ;
  • масштабная организация специализированных олимпиад, позволяющих получать призерам дополнительное образование (подготовку) у преподавателей вуза.

Необходимо указать, что в настоящее время по инициативе Министерства образования и науки РФ реализуется масштабная программа по совершенствованию программ подготовки педагогов.

Два вуза в системе профессионального образования города Москвы принимают участие в разработке программ педагогических магистратур. Московский городской педагогический университет, являясь исполнителем Государственного контракта по внедрению исследовательской магистратуры и опираясь на данные, полученные в исследовании дефицита гуманитарных компетенций в г.Москве (опрос работодателей, потребителей услуг высшего профессионального образования, кадровых агентств в 2014 г. — более 600 респондентов) сформировал пакет своих предложений. Рекомендации МГПУ были обсуждены с участием экспертов Министерства образования и науки РФ, МГППУ, НИУ ВШЭ, НФПК и положительно оценены.

Развитие современного педагогического образования и большинство попыток его модернизации в России и в мире в последние 20 лет происходят в двух направлениях. Первое — это изменения и улучшения в технологии, организации и содержании учебного процесса, а второе — совершенствование организации и оценки деятельности образовательных систем различного уровня, управления ими. Достижение значимых результатов по обоим направлениям обеспечивается комплексом научных исследований, где анализируются имеющиеся и предлагаются (проектируются) новые обоснованные решения.

Подготовка специалистов (магистров), способных эффективно осуществлять такие исследования и, таким образом, отвечающих требованиям профессионального стандарта педагога исследовательского и проектного характера, и есть задача создаваемых образовательных модулей исследовательской магистратуры педагогического вуза.

МГПУ, обозначая содержательные контуры исследовательской магистратуры в педагогическом вузе, опирался на четыре группы компетенций, востребованность которых наблюдается у всех трех групп респондентов исследования дефицита гуманитарных компетенций в г.Москве.

Приведем предложения университета в части того, как должна быть устроена магистерская программа, направленная на развитие четырех указанных ниже групп компетенций.

Для решения поставленной задачи образовательные модули разрабатываются с учетом следующих особенностей их использования в учебном процессе.

  • Модули исследовательской магистратуры: общенаучные (базовый и вариативный), профессиональные (базовый и вариативный), практика, научно-исследовательская работа (НИР) студента, — применяются отдельно, блочно, а также комплексно (в одной магистерской программе). Включение отдельных модулей в различные магистерские программы позволяет провести их апробацию в большом количестве магистратур и обеспечить для всех вовлеченных в этот процесс магистрантов возможность приобретения исследовательских компетенций.
  • Содержание образовательных программ дисциплин всех образовательных модулей строится на ясном понимании того, что современные педагогические процессы осуществляются не только в институциональной сфере школьной и вузовской педагогики, но активно реализуются в социальной, культурной и бизнес сферах.
  • В учебном процессе обеспечивается единство предмета, метода и технологии обучения (учим, анализируем, проектируем, взаимодействуем). Это позволяет магистрам самостоятельно проводить исследования в разных сферах.

Перечень формируемых компетенций.

  • Педагогические:

– диагностирует потребности и задачи обучения (ПД-1);

– разрабатывает концепции и программы предметного и интенсивного обучения (ПД-2);

– применяет информационные технологии в образовательном процессе (ПД-3)

– организует групповое обучение (работу с группой) (ПД-4);

– оценивает результативность и эффективность обучения (ПД-5).

  • Аналитические:

– формулирует проблему и гипотезы исследования (АН-1);

– разрабатывает план исследования (АН-2);

– работает с информацией, в том числе с применением ИКТ (осуществляет поиск валидных источников, собирает и анализирует данные) (АН-3);

– применяет количественные и качественные инструменты анализа (АН-4); – обрабатывает результаты исследований (готовит аналитические отчеты, обзоры, рефераты) (АН-5).

  • Проектные:

– инициирует проекты (ПР-1);

– планирует учебную деятельность и деятельность организации (ПР-2);

– обеспечивает выполнение проектов и контролирует качество процессов и результатов проекта (ПР-3);

– формирует проектные команды (ПР-4);

– диагностирует мотивацию и стимулирует трудовую деятельность (ПР-5);

  • Коммуникативные:

– осуществляет вертикальное (руководство, подчиненные) и горизонтальное (коллеги, партнеры, учащиеся) взаимодействие (КМ-1);

– осуществляет межличностные и групповые коммуникации (проводит совещания, презентации, дискуссии) (КМ-2);

– осуществляет индивидуальное и групповое консультирование (КМ-3).

Общенаучный цикл дисциплин предполагает изучение методологии и технологии исследовательской деятельности и ответ на вопрос: «Как исследовать (анализировать, проектировать)?» в гуманитарной сфере. В результате изучения дисциплин этого цикла студент определяет для себя будущую траекторию (аналитическую или проектную) исследовательской деятельности (магистерской диссертации). Общенаучный цикл содержит базовую и вариативную части:

1. Научный цикл дисциплин (базовая часть — 3 дисциплины).

  • Методология научного исследования в гуманитарной сфере.
  • Методы и инструменты управления проектами в образовании.
  • Особенности современных междисциплинарных педагогических исследований.

2. Научный цикл дисциплин (вариативная часть — 6 дисциплин).

Траектория: «исследователь-аналитик»:

  • Количественный и качественный анализ в гуманитарной сфере.
  • Аналитико-синтетическая обработка профессиональной информации.
  • Дизайн гуманитарного исследования.

Траектория: «исследователь-проектировщик».

  • Проектный анализ.
  • Технологии инициирования и планирования проектов.
  • Оценка результативности и качества проектной деятельности.

Профессиональный цикл дисциплин предполагает изучение объектов и предметов исследования в сфере образования и ответы на вопрос: «Что исследовать (анализировать, проектировать)?». В результате студент выбирает предметную область исследования (магистерской диссертации): а) технологии и организация учебного процесса (педагогика); б) организация и управление образовательными системами различного уровня (образовательный менеджмент).

Профессиональный цикл дисциплин содержит базовую и вариативную части:

1. Профессиональный цикл дисциплин (базовая часть — 3 дисциплины).

  • Предмет педагогических исследований.
  • Образовательная политика и характеристики современных образовательных систем.
  • Информационные образовательные технологии.

2. Профессиональный цикл дисциплин (вариативная часть — 6 дисциплин).

  • Предметная область: «технологии и организация учебного процесса» (педагогика):
  • Разработка образовательных программ;
  • Проектирование педагогических систем и технологий.
  • Педагогический эксперимент.

Предметная область «организация и управление образовательными системами различного уровня» (менеджмент).

  • Стратегии развития образовательных организаций.
  • Экономика образования.
  • Управление персоналом образовательных организаций.

В рамках проекта также разрабатывались модули «Практика» и «Научно-исследовательская работа». Структуру и содержание в общем контексте развития четырех групп компетенций разрабатывали эксперты и Института развития образования НИУ ВШЭ.

Авторским коллективом НИУ ВШЭ были предложены три вида практики:

  • внешняя научно-исследовательская практика;
  • внутренняя (встроенная) научно-исследовательская практика;
  • учебно-исследовательская (игровая) практика.

А также три вида НИР: исследовательский, исследование действием (action research2 ) и проектный.

В настоящее время проходит апробация разработанных модулей в рамках восьми магистерских программ в МГПУ, а также в сетевом взаимодействии с Институтом развития образования НИУ ВШЭ (на двух магистерских программах). В апробации задействованы более 200 магистрантов МГПУ и НИУ ВШЭ.

Эффективность предлагаемых подходов, спроектированных условий, факторов, средств еще предстоит оценить, но уже сегодня понятно, что формирование профессиональных исследовательских компетенций будущих магистров педагогического образования невозможно без создания условий сочетания теоретической подготовки с разнообразной практической работой и развитием научно-исследовательских компетенций, невозможно также без учета потенциала ресурсов сетевого взаимодействия.

 

1 Педагог наставник — валифицированный педагог, проработавший в образовательной организации не менее пяти лет; имеющий опыт и владеющий технологиями работы со взрослой аудиторией; способный прогнозировать и проектировать процессы развития кадрового потенциала образовательной организации, разрабатывать (совместно с практикантом) индивидуальные программы профессионального развития и карьерного роста; владеющий навыками кураторства, процессного консультирования и поддержки индивидуального развития педагогов; владеющий инструментарием для саморазвития и готовый передать его педагогам.

2 В некоторых источниках именуется также как «Активное исследование».

Информация об авторах

Весманов Сергей Викторович, кандидат экономических наук, руководитель Лаборатории управления проектами, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0345-4254, e-mail: vesmanovsv@mgpu.ru

Весманов Дмитрий Сергеевич, директор, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8838-6352, e-mail: VesmanovDS@mgpu.ru

Жадько Наталья Викторовна, доктор педагогических наук, профессор, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2425-6708, e-mail: JadkoNV@mgpu.ru

Акопян Гурген Александрович, кандидат социологических наук, доцент, Школа проектирования и образовательного предпринимательства Института права и управления, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3812-735X, e-mail: AkopyanG@mgpu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2349
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 1293
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1