Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20236 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании 2501

Хухлаев О.Е., кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, huhlaev@mail.ru
Чибисова М.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия, marina_jurievna@mail.ru
Шеманов А.Ю., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология», Городской ресурсного центр по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ajshem@mail.ru

Аннотация

Представленные в работе материалы показывают, что адаптация и интеграция мигрантов является одним из важнейших гуманистических приоритетов образовательной деятельности в ближайшие годы, реализация которого требует активного участия всей системы образования детей Российской Федерации. Интеграция рассматривается авторами как взаимный процесс объединения мигрантов и принимающего населения в новую социально¬культурную среду, без потери для обеих сторон ключевых параметров исходных социально-культурных идентичностей, чаще всего при доминировании культурной составляющей принимающего сообщества. Обосновывается утверждение о том, что использование инклюзивного подхода позволяет разрешить возникающее противоречие между необходимостью освоения учеником-мигрантом норм принимающей культуры и объединения его со сверстниками. Представлена модель психолого-педагогической диагностики особых образовательных потребностей ребенка-мигранта, связанных с пятью разными группами характеристик: язык, базовые знания, эмоциональное состояние, социальные навыки, культурные нормы и правила.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одна из тенденций ближайших лет, ко­торая, согласно Государственной программе Российской Федерации «Развитие образова­ния» на 2013–2020 гг., окажет определяющее влияние на развитие образования, – увеличе­ние доли детей трудовых мигрантов в россий­ских школах. В силу этого одним из приори­тетов подпрограммы «Развитие дошкольно­го, общего образования и дополнительного образования детей» выступает создание си­стемы поддержки школ и педагогов, обучаю­щих сложные категории учащихся, в том чис­ле и детей мигрантов. Отмечено, что будет уделяться внимание формированию инстру­ментов поддержки таких групп детей.

Литература
  1.  Астафьева С. О работе учреждений сферы столичного образования по социокультурной адаптации детей-мигрантов: опыт, уроки, пер­спективы // Социальная политика и социальное партнерство. 2010. №1. С.29–31.
  2. Берри Дж. Аккультурация и психологиче­ская адаптация: обзор проблемы [Электронный ресурс] / Пер. с англ. И. Шолохова // Развитие личности, 2001. №3. URL: http://rl-online.ru/articles/ 3_4-01/198.html (дата обращения 10.12.2014).
  3. Берри Дж. В., Пуртинга А. Х., Сигал М. Х. Кросс-культурная психология: исследование и применение. Харьков: изд-во Гуманитарный центр, 2007. 560 с.
  4.   Зверева М. А., Корнилова М. В. Типичные труд­ности педагогов, работающих в поликультурной среде // Этнопсихология: вопросы теории и прак­тики / Под ред. О. Е.Хухлаева, М..Чибисовой. М.: МГППУ, 2009. Вып. 2. С. 48–65.
  5. Иттерстад Г. Инклюзия – что означает это по­нятие и с какими проблемами сталкивается нор­вежская школа, претворяя его в жизнь? // Пси­хологическая наука и образование, 2011. № 3. С. 41–49.
  6. Кузнецов И. М. Мигранты в мегаполисе и про­винции: вариативность реализации интеграци­онного потенциала // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 7. М.: ИС РАН, 2008. С. 270–275.
  7. Лебедева Н. М. Теоретические подходы к ис­следованию взаимных установок и стратегий межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России // Стратегии межкультурного взаимодействия мигрантов и населения России: сб. статей / Под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Та­тарко. М.: Изд-во РУДН, 2009. С.10–64.
  8. Леонгард Э. И., Краснова Н. А., Пирожник Н. Т., Прудникова М. С. Инклюзивное образование в различных условиях интеграции // Инклюзивное образование. М., 2010. Вып. 1. С. 139–148.
  9. Макаров А. Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских шко­лах // Социологические исследования, 2010. № 8. C. 94–101.
  10. Назарова Н. М. Интегрированное (инклю­зивное) образование: генезис и проблемы вне­дрения [Электронный ресурс] // Материалы Интернет-конференции «Современные дети: ка­кие они?» (ГБОУ ВПО МГПУ, 15 декабря 2009 года – 25 января 2010 года). URL: http://www. mgpu.ru/article.php?article=129 (дата обращения: 20.12.2014).
  11. Регаме А. Образ мигрантов и миграционная политика в России // Антропологический форум, 2010. № 13. С. 389–406.
  12. Соловьева А. Н. Этничность и культура: Про­блемы дискурс-анализа. Архангельск: ПГУ, 2009. 231 с.
  13. Хухлаев О. Е., Кузнецов И. М., Чибисова М. Ю. Интеграция мигрантов в образователь­ной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. 2013. № 3. С. 5–17.
  14. Хухлаев О. Е., Чибисова М. Ю., Кузнецов И. М. Школа как транслятор культуры принимающе­го общества: интеграция детей-мигрантов в об­разовательной среде // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. C. 95–103.
  15. Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М: УРСС, 2012. 216 с.
  16. Шеманов А. Ю. Философские и культуро­логические проблемы инклюзии [Электронный ресурс] // Философские и культурологические основы инклюзивного образования. Семинар из серии «Инклюзия в образовании», Москва, ИПОИ МГППУ, 27.02.2012. URL: http://edu-open. ru/Portals/0/doklad_shemanovayu.doc (дата обра­щения – 20.12.2014).
  17. Щедрина О. В. Возможна ли мультикультур­ная модель интеграции мигрантов в России? // Социологические исследования, 2004. № 11. С. 67–74.
  18. Andrews P. The importance of acknowledging the cultural dimension in mathematics and learning research // Acta Didactica Napocensia, 2010. Vol. 3. № 2. P. 3–15.
  19. Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Econo-mic and Social Committee and the Committee of the Regions on Immigration, Integration and Employment [Электронный ресурс]. Brussels: Commission of the European, 2003. URL: http:// eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:52003DC0336:EN:NOT (дата обра­щения 10.12.2014).
  20. Denmead T. Being and becoming: Elements of pedagogies described by three East Anglian creative practitioners // Thinking skills and Creativity. 2011. Vol. 6. P. 57– 66.
  21. Duarte G., Rafanello D. The migrant child: A special place in the field // Young Children. 2010. Vol.56. № 2. P. 26–34.
  22. Entzinger H., Biezeveld R. Benchmarking in Immigrant Integration. Report for the European Commission. Rotterdam: European Research Centre on Migration and Ethnic Relations (ERCOMER), 2003. 53 p.
  23. Hickey-Moody A. «Turning away» from Inte­llectual Disability: Methods of Practice, Methods of Thought // Critical Studies in Education. 2003. Vol. 44. № 1. P. 1–22.
  24. Mghir R., Raskin A. The psychological effect s of the war in Afghanistan on young Afghan refugees from different ethnic backgrounds // International Journal of Social Psychiatry. 1999. Vol.45. № 1. P. 29–40.
  25. Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures // Support for Learning. 2010. Vol. 25. № 4. P.179–186.
  26. Rashid N.,Tikly L. Inclusion and Diversity in Education. Guidelines for Inclusion and Diversity in Schools. Madrid: LERKO PRINT, S.A. 2010. 44 p.
  27. Reynolds G. The Impacts and Experiences of Migrant Children in UK Secondary Schools. University of Sussex. Sussex Centre for Migration Research. Working Paper. 2008. No. 47. February. 34 p.
  28. Ten steps to equity in education [Электрон­ный ресурс] // Policy brief OECD, January 2008. URL: http://www.oecd.org/edu/school/39989494.pdf (дата обращения 10.12.2014).
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика