Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки

2631

Аннотация

В статье поднимается проблема выработки дифференциального подхода к построению программ психологического содействия учащимся (студентам) в зависимости от направления их подготовки. Материалы статьи показывают, что значимым критерием компетентности будущего профессионала является его психологическое благополучие, особенности структуры которого позволяют оценить потенциал психолого-педагогического содействия. Результаты эмпирического исследования структуры психологического благополучия (методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф (C.D. Ryff)) основываются на диагностических данных выборки, составленной из 300 человек: учащихся колледжей и техникумов, студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Психология». Полученные результаты раскрывают структурные особенности психологического благополучия, как субъективного интегрального показателя, в каждой группе учащихся и позволяют расценивать их в качестве дифференциального критерия оптимизации образовательных ресурсов.

Общая информация

Ключевые слова: личность, психологическое благополучие , структура психологического благополучия, личностные ресурсы, психологическое содействие, компетентность, профессиональная подготовка

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200207

Для цитаты: Бучацкая М.В., Капранова М.В. Особенности структуры психологического благополучия учащихся и студентов различных направлений профессиональной подготовки // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 2. С. 63–69. DOI: 10.17759/pse.2015200207

Полный текст

Анализ современной социальной ситуации показывает, что реформирование экономических, политических, социокультурных сфер, протекающее в последние годы, значительно повышает запросы, предъявляемые к профессионалам на рынке труда. Сегодня работодатели заявляют о потребности в специалистах, обладающих высоким уровнем как профессиональной, так и психологической компетентности. Поэтому к современной системе образования предъявляются требования гуманизации образовательного процесса, обращения к личности. Находящая активную поддержку идея непрерывного образования нацелена, в том числе, на поддержку компетентностного развития личности, на реализацию концепции развивающего обучения. С этой точки зрения, современный учащийся должен получать возможность не только приобретать необходимые компетенции в рамках профессии, но и развивать личностные ресурсы психологического благополучия. При этом очевидно, что содержание образовательных программ и ведущих технологий обладает различным потенциалом психологического содействия личности, выраженным в показателях психологического благополучия личности. Его оценка для учащихся и студентов ряда направлений подготовки позволила определить цель данного исследования.

Стоит отметить, что проблема позитивного функционирования личности (психологического благополучия личности) привлекла внимание исследователей в середине XX в. и с тех пор получила рассмотрение в многообразных научных подходах, в которых зачастую выдвигаются принципиально разные интерпретации понятия психологического благополучия личности. Под этим понятием подразумевают целый ряд близких, но не тождественных по своему значению понятий, таких как: психическое здоровье, нормальная личность, позитивный стиль жизни, самоактуализованная личность, полноценно функционирующая личность и т. п. [5].

Н. Брэдбурн (N. M. Bradburn) создал модель психологического благополучия, которая, с его точки зрения, представляет баланс, достигаемый постоянным взаимодействием двух видов аффекта - позитивного и негативного [7]. Эд. Динер (E. Diener) говорит о субъективном благополучии личности, которое, по его мнению, состоит из трех основных компонентов: удовлетворение, приятные эмоции и неприятные эмоции, все эти три компонента вместе формируют единый показатель субъективного благополучия. При этом Эд. Ди- нер (E. Diener) считает, что субъективное благополучие лишь компонент психологического благополучия, что для описания последнего необходимо вводить дополнительные характеристики; в частности, автор ссылается на работы К. Рифф (C.D. Ryff) как на удачный пример такого дополнения. Однако автор не определяет, какой уровень субъективного благополучия является для психического здоровья оптимальным [8; 9]. К. Рифф в своей теории психологического благополучия выделяет шесть основных компонентов: самопринятие, позитивные отношения с окружающими, автономия, управление окружающей средой, цель в жизни, личностный рост [9]. Р. Райн (R.M. Ryan) и Э. Диси (E.L. Deci) в своей теории самодетерминации связывают личностное благополучие с базовыми психологическими потребностями: потребностью в автономии, компетентности и связи с другими [10].

Среди отечественных работ, посвященных разработке понятия психологического благополучия, следует выделить работы М.В. Бучацкой, А.В. Ворониной, А.А. Кроника, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой. В частности, отметим, что А.В. Воронина [2] рассматривает психологическое благополучие как системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций. Оно проявляется у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних, социально ориентированных целей и является условием реализации его потенциальных возможностей и способностей.

П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленкова [6] рассматривают психологическое благополучие как целостное переживание, выражающееся в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями. Авторы ссылаются на шестикомпонентную теорию К. Рифф и выделя­
ют актуальное психологическое благополучие и идеальное психологическое благополучие.

М. В. Бучацкая [1], вслед за Т. Д. Шевелен- ковой и П. П. Фесенко, определяет психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования (личностного роста, самопринятия, управления средой, автономии, цели в жизни, позитивных отношений с окружающими), а также степени реализован­ности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью.

По признанию всех исследователей, психологическое благополучие обусловлено большим количеством факторов: социально­экономических, социокультурных, биологических и собственно психологических. Изучаемый нами социокультурный фактор - специфика обучения по одному из направлений подготовки - представляет особую практическую актуальность в связи с новыми требованиями в системе высшего образования, развитием среднего профессионального образования и становлением новой системы непрерывного образования в России [3].

При этом нам представлялось важным рассмотреть не только уровень, но и структуру психологического благополучия учащихся и студентов разных направлений подготовки в системе непрерывного образования. Именно исследование структуры психологического благополучия обнаруживает, какие из его компонентов оказываются наиболее значимыми для переживания удовлетворенности собой и своей жизнью. Это позволяет дать не только количественную, но и качественную характеристику особенностей психологического благополучия различных групп. В частности, при исследовании структуры психологического благополучия работающих женщин было выявлено, что с возрастом структура психологического благополучия может перестраиваться, меняется положение различных его компонентов в иерархии, в то время как его уровень может сохраняться [1].

В представленной здесь работе исследовались особенности структуры психологического благополучия учащихся в системе непрерывного образования. При этом подразумевалось, что образование в данном случае может являться одним из ведущих социокультурных факторов. В таком контексте исследовательская гипотеза подразумевает допущение того, что учащиеся и студенты различных направлений подготовки будут иметь качественные различия в структуре психологического благополучия.

В исследовании приняли участие 300 человек: 187 учащихся колледжей и техникумов, 60 человек - студенты младших курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», 53 человека - студенты младших курсов, обучающиеся по направлению подготовки «Психология». Исследование проводилось с помощью методики К. Рифф (C.D. Ryff) «Шкала психологического благополучия». В качестве статистических методов были использованы: U-критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U-test) и коэффициент корреляции Ч.Э. Спир­мена (С.Е. Spearman). Результаты исследования представлены на рис. 1 и 2.

Анализ общего уровня психологического благополучия показывает (рис. 1), что наиболее низкие показатели обнаружены в группе студентов-психологов, а наиболее высокие в группе учащихся среднего профессионального образования. Полученные результаты дают основание предполагать, что для студентов техникумов и колледжей характерно наиболее позитивное функционирование личности. Однако результаты исследования защитных механизмов, отраженные в работе М. В. Бучацкой, М. В. Ка­прановой [4], вносят коррективы в полученную картину. Высокий уровень психологического благополучия у учащихся техникумов и колледжей сочетается с преобладанием защитных механизмов «Интеллектуализация» и «Отрицание», в то время как студенты вузов со значимо меньшей частотой проявляют соответствующее поведение. Механизм интеллектуализации в изучаемой группе может быть детерминирован, в частности, стремлением быть более зрелым, сдерживать свои эмоции, однако его акцентуация может приводить к цинизму и самооправданию своего поведения. Кроме того, преобладание защитного механизма «Отрицание» может приводить к игнорированию требований реальности и созданию идеализированной Я-концепции.

Рис. 1. Общий уровень психологического благополучия в изучаемых группах

В то же время, низкие показатели психологического благополучия студентов-психологов могут объясняться существенной направленностью их обучения на развитие рефлексии, потенциально определяющей высокую личностную требовательность и критический самоанализ.

Результаты анализа отдельных шкал психологического благополучия (рис. 2) позволяют говорить о том, что для данного контингента испытуемых наиболее высокие показатели обнаружены по шкалам «Личностный рост» и «Цели в жизни». То есть для них характерно высоко развитое чувство реализации своего потенциала, а также достаточно высокая степень осмысленности собственной жизни, как в прошлом, так и в настоящем и будущем. При этом наиболее высокие показатели по указанным шкалам получены в группе студентов, обучающихся по программе «Государственное и муниципальное управление». Наиболее низкие показатели отмечены по шкале «Контроль над окружающей средой», т. е. студенты, по их собственному мнению, не могут справиться с различными повседневными задачами и требованиями окружающей среды, они не способны обустроить свою жизнь в соответствии с личными потребностями и ценностями.

Рис. 2. Результаты по отдельным шкалам психологического благополучия
в изучаемых группах: – учащиеся техникумов и колледжей;
– студенты-психологи;   – студенты-управленцы

Для определения особенностей структуры психологического благополучия учащихся и студентов проанализированы связи между различными шкалами психологического благополучия и его общим индексом на основе метода корреляционного анализа Ч. Э. Спирмена (С. E. Spearman).

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что в группе учащихся колледжа и техникума наибольший вклад в переживание психологического благополучия вносит показатель «Контроль над окружающей средой» (0,794), при этом средние значения оценок по данному компоненту психологического благополучия являются наиболее низкими в данной группе. Значимые корреляции существуют между всеми шкалами психологического благополучия и его общим индексом в данной группе, причем связи являются прямыми. Это говорит о том, что структура психологического благополучия учащихся колледжа и техникума имеет иерархическое строение и выглядит следующим образом: «Контроль над окружающей средой» (0,794), «Самопринятие» (0,774), «Цели в жизни» (0,772), «Позитивные отношения с окружающими» (0,718), «Личностный рост» (0,664), «Автономия» (0,571).

В группе студентов, обучающихся по направлению подготовки «Психология», наиболее важным фактором психологического благополучия оказалось «Самопринятие» (0,788). Структура психологического благополучия студентов-психологов также выстраивается в иерархию: «Самопринятие» (0,788), «Позитивные отношения с окружающими» (0,764), «Контроль над окружающей средой» (0,730), «Цели в жизни» (0,684), «Автономия» (0,641), «Личностный рост» (0,636). Заметим, что структура психологического благополучия данных групп имеет похожие показатели, в частности, «Личностный рост» и «Автономия» являются наименее важными показателями благополучия для данных групп респондентов.

Что касается группы студентов, обучающихся по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», то здесь можно наблюдать как сходства с первой и второй группами, так и различия. Как и в первой группе, наибольший вклад в переживание психологического благополучия вносит такой показатель как «Контроль над окружающей средой» (0,824), на втором месте, аналогично результатам студентов-психологов, оказывается компонент «Самопринятие» (0,767). При этом структура психологического благополучия студентов-управленцев не имеет иерархического строения, так как значимые корреляционные связи обнаружены не по всем шкалам психологического благополучия, хотя в целом показатели уровня психологического благополучия данной группы являются довольно высокими.

Таким образом, если говорить о путях содействия повышению уровня психологического благополучия у студентов, то важно отметить типовую специфику изучаемых групп. В частности, при работе с учащимися колледжей и техникумов, у которых в структуре психологического благополучия наиболее акцентирована шкала контроля над окружающей средой, необходимо учитывать, что им достаточно сложно адаптироваться к новой среде и новым требованиям. Часто у них происходит рассогласование между собственными потребностями и оценкой своих возможностей. В то же время недостаточная структурирован­ность психологического благополучия у студентов может проявляться в поведенческой тревожности и эмоциональных переживаниях. Поэтому в работе с ними необходимо помочь найти им некий личностный баланс, который будет снижать тревожность и позволит им чувствовать себя увереннее.

В этом контексте перспективно проведение лонгитюдного исследования данных групп, а также расширение и дополнение контингента участников исследования другими направлениями подготовки и специальностями.

В целом, анализ результатов проведенного эмпирического исследования показывает, что учащиеся (студенты) различных направлений подготовки имеют значимые отличия в структуре психологического благополучия как субъективного интегрального показателя. Следовательно, для оптимизации образовательных ресурсов в целях их содействия личностному развитию обучаемых необходим поиск таких технологий, которые могли бы быть максимально релевантными специфической картине психологического благополучия в зависимости от конкретного направления профессиональной подготовки.

Литература

  1. Бучацкая М. В. Психологическое благополучие работающих женщин: дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 250 с.
  2. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы: дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2002. 220 с.
  3. Капранова М. В., Бучацкая М. В. Перспективы становления системы непрерывного образования в условиях реформирования социального пространства // Сб. научных трудов международной научно-практической конференции «Перспективы, организационные формы и эффективность развития сотрудничества вузов стран Таможенного союза и СНГ» (г. Королев, 23–24 мая 2013 г.). Королев МО: ФТА, 2013. С 224–228.
  4. Капранова М. В., Бучацкая М. В. Социально-психологические особенности личности учащихся среднего профессионального образования // Научные материалы I Международной научно-практической конференции «Социальная психология в образовательном пространстве» (г. Москва, 16–17 октября 2013 г.). М: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 58–59.
  5. Фесенко П. П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис. ...канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
  6. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95–129.
  7. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969. P. 320.
  8. Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies. 2006. № 7. P. 397–404.
  9. Ryff C. D. Psychological well-being // Encyclopedia of gerontology: age, aging, and the aged. San Diego, CA: Academic Press, 1996. P. 365–369.
  10. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well–being // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 68–78.

 

Информация об авторах

Бучацкая Марина Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, Финансово-технологической академии (ФТА), Россия, e-mail: miraclexx@mail.ru

Капранова Марина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии, Финансово-технологической академии (ФТА), Королев, Россия, e-mail: Kapranova_m@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4004
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 33

Скачиваний

Всего: 2631
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4