Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Рейтинг Science Index РИНЦ
2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,402 —Двухлетний импакт-фактор

 

Исследование компонентов произвольной регуляции у детей первого класса 1715

Савина Е.А., доктор психологических наук, Доцент, кафедра последипломного психологического образования, университет Джеймса Мэдисона, США; Профессор, кафедра общей и возрастной психологии, Орловский государственный университет, США, savinaea@jmu.edu
Логвинова А.Э., Магистрант кафедры общей и возрастной психологии Орловского государственного университета

Аннотация

Настоящее исследование посвящено изучению компонентов произвольной регуляции у детей первого класса. Детям (N = 82) предлагалось выполнить задания, измеряющие способность к торможению речевого поведения (тесты «Да–нет», «День–ночь»), рабочую и кратковременную память, знание правил поведения в классе, умение следовать зрительному образцу («Бабочка») и вербальной инструкции («Графический диктант»). Было обнаружено, что девочки обладают более высокой регуляцией речевого поведения по сравнению с мальчиками. Показано, что рабочая память является необходимым компонентом произвольной регуляции: так, дети с более высокими показателями рабочей памяти также продемонстрировали более высокий уровень торможения и способности следовать образцу и инструкции. Было обнаружено, что регуляция речевого поведения важна как для следования зрительному образцу и вербальной инструкции, так и для контроля интерференции. Количество правил поведения, названных детьми, оказалось положительно связанным с тестом, измеряющим способность к торможению речевого поведения «День–ночь». Полученные данные указывают на необходимость формирования у детей речевого опосредования деятельности и приемов рабочей памяти.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Развитие произвольной регуляции пред­ставляет собой один из центральных аспектов социализации ребенка, его психического здо­ровья, социально-эмоционального развития и успеха в обучении. Произвольная регуляция является важной прогностической перемен­ной для готовности ребенка к школе и успеш­ного овладения учебными навыками [18; 20]. В период младшего школьного возраста ин­тенсивно происходит формирование учеб­ной деятельности, в связи с чем требования к произвольной регуляции поведения повы­шаются [1; 7].

Литература
  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсаль­ные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2013. 152 с.
  2. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ре­бенка // Собр. соч.: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984. С. 6–86.
  3. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГУ, 2006. 203 с.
  4. Лурия А. Р. Роль речи в регуляции нормаль­ного и аномального поведения // Проблемы выс­шей нервной деятельности нормального и ано­мального ребенка: в 2 т. Т.2. / Общ. ред. А. Р. Лу­рия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 5–46.
  5. Семенова О. А., Кошельков Д. А., Мачинская Р. И. Возрастные изменения произвольной ре­гуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Культурно­историческая психология. 2007. № 4. С.39–49.
  6. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольно­сти в раннем и дошкольном возрастах. М.: Ин­ститут практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
  7. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  8. Baddeley A. D. Working memory, thought and ac­tion. Oxford: Oxford University Press. 2007. 412 p.
  9. Barkley R. A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. № 11(1). P.1–29.
  10. Berry D. Inhibitory control and teacher–child con­flict: Reciprocal associations across the elementary-school years // Journal of Applied Developmental Psychology. 2012. №  33. P. 66–76.
  11. Cowan N. The magical number 4 in short-term memory: A reconsideration of mental storage ca­pacity // Behavioral and Brain Sciences. 2001. № 24. P. 87–185.
  12. Denham S. A., Warren-Khot H., Bassett H. H., Wyatt T., Perna A. Factor structure of self-regula­tion in preschoolers: Testing models of a field-based assessment for predicting early school readiness // Journal of Experimental Child Psychology. 2012. № 111(3). P. 386–404.
  13. Gathercole S. E., Lamont E., Alloway T. P. Work­ing memory in the classroom // S. J. Pickering (Ed.). Working memory and education. San Diego: Aca­demic, 2006. P. 219–240.
  14. Gerstadt C. L., Hong Y. J., Diamond A. The rela­tionship between cognition and action: Performance of children 3½-7 years old on a Stroop-like day-night test // Cognition. 1994. № 53. P. 129–153.
  15. Kimura, D. Sex and cognition. Cambridge, MA: A Bradford Book/The MIT Press, 2000. 229 p.
  16. Kochanska G., Murray K. T., Harlan E. T. Effort­ful control in early childhood: Continuity and change, antecedents, and implications for social develop­ment // Developmental Psychology. 2000. № 36. 220–232.
  17. Matthews J. S., Ponitz C. C., Morrison F. J. Early gender differences in self-regulation and academic achievement // Journal of Educational Psychology. 2009. № 101(3). P. 689–704.
  18. McClelland M. M., Cameron C. E.,  Connor C. M., Farris C. L., Jewkes A. M., Morrison F. J. Links be­tween behavioral regulation and preschoolers’ lite­racy, vocabulary, and math skills // Developmental Psychology. 2007. № 43. P. 947–959.
  19. Nigg J. T. On inhibition/disinhibition in develop­mental psychopathology: Views from cognitive and personality psychology and a working inhibition ta­xonomy // Psychological Bulletin. 2000. № 126(2). P. 220–246
  20. Ponitz C. C., McClelland M. M., Matthews J. S., Morrison F. J. A structured observation of behav­ioral self-regulation and its contribution to kindergar­ten outcomes // Developmental Psychology. 2009. № 45(3). P. 605–619.
  21. Posner M., Rothbart M. Developing mechanisms of self-regulation // Development and Psychopatho­logy. 2000. № 12. P. 427–441.
  22. Raffaelli M., Crockett L. J., Shen Y. L. Develop­mental stability and change in self-regulation from childhood to adolescence // Journal of Genetic Psy­chology. 2005. № 166. P. 54–75.
  23. Zelazo P. D., Miieller U., Frye D., Marcovitch S. The development of executive function in early child­hood // Monographs of the Society for Research in Child Development. 2003. № 68 (3). P. 1–137.

 

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика