Включен в Web of Science СС (ESCI) Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 1 место — направление «Психология» 31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,786 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Варианты психосоциального развития в период отрочества (12–20 лет) 1464
Шамне А.В., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, кафедра психологии, Национальный университет биоресурсов и природопользования Украины, Киев, Украина, Shamne@ukr.net
АннотацияВ статье проанализированы результаты эмпирической операционализации вариантов (типов) психосоциального развития в подростковоюношеском возрасте. Исследована большая выборка подростков и юношей 12–20 лет (N = 1130, 48 % – мужского пола) из различных слоев городского и сельского (17 %) населения Украины (учащиеся общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений). Для сбора данных использовалась авторская методика «Психосоциальный опросник». Обработка полученных материаловов проводилась с помощью кластерного анализа методом К-средних. В результате обобщения результатов диагностики выявлены и проанализированы пять кластеров («интернальный», «доминантный», «интегрированный», «зависимый», «отчужденный»), которые презентуют индивидуально-типичные особенности психосоциального перехода современной молодежи к состоянию взрослости. Кластеры (типы) также проанализированы по критериям: 1) продуктивный/благополучный и непродуктивный/неблагополучный типы психосоциального развития; 2) психосоциальная интегрированность/адаптированность и дезинтегрованнисть/дезадаптивность в социальном мире. Определены задачи и условия эффективного психологического сопровождения молодежи (зоны коррекции) с различными типами психосоциального развития. Ключевые слова: подростково-юношеский возраст, субьектность, личность, активность, тип психосоциального развития, кластерный анализ Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи Отдельные аспекты проблемы индивидуальных путей развития в подростковоюношеском возрасте рассмотрены в исследованиях О. Е. Байтингер, Л. И. Божович, А. Л. Венгера, И. С. Кона, Д. А. Леонтьева, Н. Ю. Максимовой, Д. Оффера, Л. A. Регуш, Д. И. Фельдштейна, Е. Шпрангера и других Экспериментальные попытки исследования этой проблемы представлены в современных работах Д. А. Леонтьева с соавторами (типы интеграции базовых механизмов самодетерминации – свободы и ответственности, паттерны развития осмысленности, адаптации, саморегуляции), Н. В. Зотиковой (типы развития личности младших подростков), В. А. Харитонова (типология состояний адаптации подростков), Н. Е. Харламенковой (стратегии самоутверждения в подростковом возрасте), Н. Г. Церковниковой (варианты средовой адаптации подростков), Н.В. Фурмановой (типология адаптивного реагирования юношей), Ю. И. Лановенко (варианты протеткания кризиса у юношей) и т. д. [более подробно см.: 6]. Литература
Статьи по теме
Педагогическое образование, Психологическая диагностика | Собольникова Е.В., Синебрюхова В.Л. Показатели сформированности читательской активности у детей младшего школьного возраста Казберов П.Н., Бовин Б.Г., Фасоля А.А. Психология личности, Психология развития | Веракса Н.Е. Психология развития, Социальная психология | Двойнин А.М. Педагогическая психология, Психология личности | Савостьянов А.Н., Степанова В.В., Толстых Н.Н. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |