Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогические особенности обучения школьников со зрительной депривацией работе на персональном компьютере 1275

Соколов В.В., заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов факультет информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vvsokolov168@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена особенностям восприятия учащимися с глубоким нарушением зрения визуальной информации с экрана компьютера с помощью синтезированной речи и тактильного вывода по системе рельефно-точечных обозначений Брайля. Описано исследование особенностей освоения практических приемов работы на персональном компьютере детьми со зрительной депривацией. Проиллюстрированы основные отличия в восприятии информации с экрана компьютера пользователями, использующими визуальный интерфейс, и пользователями, вынужденными применять специальные программы невизуального доступа. Приведены наиболее значимые результаты исследования и предлагается ряд методических рекомендаций по обучению учащихся этой категории работе на ПК без визуального контроля. Статья может представлять интерес для преподавателей информатики, обучающих студентов и школьников с глубоким нарушением зрения, для родителей, имеющих детей этой категории, а также научных работников, чьи научные интересы лежат в области тифлопедагогики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В 70-е гг. XX в. на помощь незрячим при­шел компьютер. Персональный компьютер, оснащенный программой невизуального до­ступа к информации, синтезатором речи и брайлевским дисплеем, сочетает в себе преи­мущества «говорящей» и брайлевской книги. Плотность хранения информации в электрон­ном виде неизмеримо выше, чем в любом дру­гом и, кроме того, не требуется никакой пред­варительной обработки текстовой информа­ции перед тем, как ее будет использовать не­зрячий. Компьютер позволяет не только осу­ществлять доступ к информации, но и обраба­тывать и передавать ее. Он входит в повсед­невную жизнь каждого человека, а для незря­чего имеет особое значение, поскольку явля­ется мощным, практически безальтернатив­ным средством коммуникации и доступа к ин­формации в условиях зрительной депривации.

Литература
  1. Выготский Л. С. Слепой ребенок / Собр. соч: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. 369 с.
  2. Денискина В. З. Особенности зрительного вос­приятия у слепых, имеющих остаточное зрение // Дефектология. 2011. № 5. С. 56–65.
  3. Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М.: МГУ, 1969. 504 с.
  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  5. Соколов В. В. Современные тифлотехниче­ские средства, применяемые в обучении де­тей с глубоким нарушением зрения // Сб. мате­риалов II Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (Москва, 26– 28 июня 2013 г.). М.: МГППУ, 2013. С. 447–451.
  6. Соколов В. В. Эволюция тифлоинформа­ционных средств // Дефектология. 2009. № 5. С. 57–63.
  7. Тупоногов Б. К. Организация коррекционно­педагогического процесса в школе для слепых и слабовидящих детей. М: Владос, 2013. 223 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика