Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов 1639

Алехина С.В., кандидат психологических наук, директор, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования, проректор по инклюзивному образованию, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ipio.mgppu@gmail.com

Аннотация

Автор рассматривает культурно-историческую психологию как методологическую основу научных исследований инклюзивного процесса в образовании. В статье представлены актуальные направления научных исследований практики инклюзивного образования: проектирование организационных и психолого-педагогических условий для закрепления культурных норм инклюзии в школе; индивидуальное развитие в условиях совместного обучения; проектирование инклюзивной образовательной среды. Описывается логика подготовки студентов исследовательской магистратуры. На обсуждение предлагаются некоторые варианты проектно-исследовательских заданий для магистрантов, благодаря которым возможно формирование необходимых исследовательских и проектных компетенций студентов. Автор убежден, что решением вопроса о качестве инклюзивного процесса в общем образовании является развитие инклюзивной практики, основанной на научных исследованиях. Культурно-историческая концепция, ее основная идея становятся методологической основой психологических исследований, поскольку в ней утверждается ведущая роль социальной среды в развитии, обучении и воспитании детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Замысел статьи и ее основное содер­жание стали результатом подготовки кур­са «Инклюзивное образование» програм­мы для исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и де­ятельностный подход в образовании». Кон­цепция программы поставила ряд вопросов, связанных с актуальными проблемами раз­вития инклюзии в образовании и методами их изучения и психолого-педагогического ис­следования.

Литература
  1. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова, В.П. Зинчен­ко; вступ. ст. В.П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. 336 с.
  2. Выготский Л.С. Проблема культурного разви­тия ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 5–18.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Вла­совой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопро­сы психологии. 2003. № 2. С. 42–49.
  5. Портер Дж. Что препятствует, а что способ­ствует обучению в инклюзивных школах? – Спро­сите детей! // Инклюзивное образование: резуль­таты, опыт и перспективы: Сборник материалов III Международной научно-практической конфе­ренции / Под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 191–196.
  6. Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / Под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. М.: Форум, 2012. 208 с.
  7. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // В.В. Рубцов. Основы социально­генетической психологии. М.: Институт практи­ческой психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 10–27.
  8. Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. 2005. № 1. С. 14–24.
  9. Шеманов А.Ю. Другой как «неспособный»: социальный конструктивизм vs. медикализа­ция [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. 2012. № 1 (7). URL: http://www.cr-journal. ru/rus/journals/112.html&j_id=9 (дата обращения: 20.08.2015).
  10. Lewis A., Porter J. Research and pupil voice // Handbook of Special Education: 2nd Edition / L. Florian (Ed.). L.: Sage, 2014. P. 222–232.
  11. Nirje B. The normalization principle and its hu­man management implications // Changing Patterns in Residential Services for the Mentally Retarded /
  12. R. Kugel, W. Wolfensberger (Eds.). Washington, DC: President’s Commission on Mental Retardation, 1969. P. 179–195.
  13. Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures // Support for Learning. 2010. Vol. 25. № 4. P. 179–186.
  14. Renzaglia А. et al. Promoting a lifetime of in­clusion / Renzaglia A., Karvonen M., Drasgow E., Stoxen C.C. // Autism and Other Developmental Dis­abilities. 2003. Vol. 18. Iss. 3. P. 140–149.

 


Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика