Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 3. С. 166–177
doi:10.17759/pse.2015200317
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Южный федеральный университет в проекте модернизации педагогического образования: стратегическая рефлексия результатов апробации интегративных модулей исследовательской магистратуры «Культурно¬историческая психология и деятельностный подход в образовании»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, теория деятельности, деятельностно-компетентностный подход, образовательный модуль, сетевые формы взаимодействия
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200317
Для цитаты: Черная А.В. Южный федеральный университет в проекте модернизации педагогического образования: стратегическая рефлексия результатов апробации интегративных модулей исследовательской магистратуры «Культурно¬историческая психология и деятельностный подход в образовании» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 166–177. DOI: 10.17759/pse.2015200317
Полный текст
В соответствии с договором, подписанным ректорами Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) В.В. Рубцовым и Южного федерального университета (ЮФУ) М.А. Боровской 28 июля 2014 г., ЮФУ выступает в качестве исполнителя Госконтракта МГППУ по апробации новых модулей основной профессиональной образовательной программы магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании» по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Психолого-педагогическое образование) в рамках масштабного проекта модернизации педагогического образования.
Прошедший с момента подписания Договора год активного поиска содержательных и организационных форм реализации проекта показал возможности профессионального полилога участвующих в проекте преподавателей, студентов, специалистов-практиков. Полилога, выступающего, согласно В.В. Давыдову, существенным основанием учебного сотрудничества, которое зарождается в условиях учебной деятельности и позволяет ее участникам обмениваться высказываниями (текстами), устанавливать новые личностные способы ведения разговора [2]. Полилога, позволившего на площадке ЮФУ и образовательных организаций Ростова-на-Дону материализовать: замысел и смыслы авторов- разработчиков проекта; культурное содержание заложенных в образовательный контент модулей идей культурно-исторической психологии и теории деятельности; личностные и профессиональные рефлексии участников в живой ткани реформируемого педагогического образования. На наш взгляд, рефлексия опыта прошедшего года - точка роста, которая подытоживает наши достижения и наработки, определяет перспективы модернизации педагогического образования в университетах, участвующих в проекте.
С чего мы начинали
Образовательное и научное сотрудничество ЮФУ и МГППУ - это многолетние контакты с коллегами МГППУ и РАО, ведущими российскими учеными в области возрастной и педагогической психологии, взаимодействие с факультетами психологии образования, дистанционного обучения, участие преподавателей и студентов в ежегодных конференциях федерации психологов образования, проводимых на базе МГППУ. В 2010 г. ЮФУ вошел в состав Учебно-методического объединения вузов России по направлению «Психолого-педагогическое образование», активно развивая приоритетное для региона направление подготовки специалистов для службы практической психологии образования. Имеющиеся в ЮФУ коллективные наработки стали развивающей средой, точкой «входа» в проект апробации интегративных модулей.
Рефлексия потенциала ЮФУ
как исполнителя Госконтракта
Южный федеральный университет - вуз, ведущий свою историю с 1915 г., когда в Ростов-на-Дону переехал Императорский Варшавский университет - крупнейший научный и образовательный центр Юга России. Университет играет ведущую роль в организации, координации и методическом обеспечении системы высшего образования в Южном федеральном округе, в создании условий для системного обеспечения региона профессиональными кадрами. ЮФУ - это лидирующие позиции в ТОП-700 ведущих университетов мира по версии QSWorld University Rankings, первое - среди федеральных вузов место в рейтинге SCImago. В ЮФУ на базе 11 институтов, 4 академий, 5 факультетов, 1 высшей школы, 1 УВЦ и 2 колледжей по образовательным программам обучаются свыше 36000 студентов по 79 направлениям бакалавриата, 18 специальностям, 45 направлениям магистратуры, 7 программам СПО [10].
Программа развития ЮФУ определяет стратегическую цель университета как активное участие в производстве новых знаний, их распространении и использовании через научную, образовательную и инновационную деятельность, накопление и приумножение нравственных и культурных ценностей общества, формирование крупного межрегионального, общероссийского и международного центра образования, науки и культуры, а также вхождение в число ведущих университетов мира. Приоритетные направления в достижении системных результатов развития ЮФУ: создание и развитие сети межвузовского взаимодействия по обеспечению академической мобильности студентов и преподавателей, реализация современных междисциплинарных образовательных программ, аккредитованных в международных профессиональных сообществах и реализуемых с использованием сетевой формы с образовательными и научными организациями на региональном, национальном и глобальном уровнях [10].
Укрупненная группа направлений
подготовки «Образование и
педагогические науки» в ЮФУ
Образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по всем пяти направлениям подготовки укрупненной группы «Образование и педагогические науки» реализуются в более чем двухтысячной студенческой аудитории. Консолидирующую роль в психолого-педагогической направленности образовательных программ подготовки педагогов ДОУ, дефектологов, логопедов, учителей начальных классов, учителей-предметников традиционно выполняет блок психологических дисциплин, который охватывает вопросы психологического сопровождения обучения, развития, социализации обучающихся. Рамка профессионального стандарта педагога, идеи разработки общеуниверситетских модулей и дисциплин сложились в четкую схему психолого-педагогического модуля, реализуемого в течение последних двух лет на специальностях и направлениях укрупненной группы «Образование и педагогические науки» кафедрами отделения психологопедагогического образования. В обсуждении возможных путей оптимизации содержания психолого-педагогического модуля в структуре подготовки специалистов для сферы образования участвовали представители вузовского сообщества, преподаватели профильных педагогических и психологических кафедр, учителя и специалисты базовых школ, эксперты, руководители системы образования.
Направление «Психолого-педагогическое
образование» в ЮФУ
Подготовка педагогов-психологов для службы практической психологии образования Ростовской области ведется в ЮФУ (ранее РГПУ) около двадцати лет. В настоящее время направление «Психологопедагогическое образование» представлено профилем бакалавриата «Психология образования» и магистерскими образовательными программами: «Педагогическая психология»; «Прикладная психология развития»; «Практическая психология образования»; «Организационная психология в образовании»; «Коуч-профессионал: коучинг в образовании»; «Международное сравнительное образование»; «Когнитивная психология в образовании»; «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития». Магистерские программы «Педагогическая психология», «Прикладная психология развития», «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами развития» прошли международную аккредитацию в агентстве AQAS (Германия).
В 2014 г. на направление «Психолого-педагогическое образование» зачислены 99 абитуриентов, обучающихся по 9 магистерским программам. Предварительные итоги набора 2015 г. - более 170 абитуриентов, зачисленных на направление подготовки «Психологопедагогическое образование», из них 120 абитуриентов будут обучаться за счет средств федерального бюджета и более 50 абитуриентов - с полным возмещением затрат на обучение.
С 2014 г. в ЮФУ в соответствии с Соглашением о взаимодействии федеральных университетов по реализации сетевых образовательных программ совместно с Северокавказским и крымским федеральными университетами реализуется программа магистратуры «Практическая психология образования». Как координатор сети ЮФУ реализует единую образовательную программу, учебный план и график учебного процесса которой интегрируют вариативные модули каждого вуза- партнера, обеспечивая условия для выбора студентами модулей, по которым они могут пройти обучение в другом вузе и организации академической мобильности в определенном сетевым договором семестре/триместре [13]. Важно подчеркнуть, что возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций в рамках реализации образовательных программ идейно и содержательно оформились в деятельности УМО. В течение нескольких лет совместно с коллегами из других вузов вопросы сетевого взаимодействия активно обсуждались на заседаниях УМО. На Президиуме УМО ЮФУ представлял опыт проектирования сетевой программы магистратуры.
Перспективы сетевого взаимодействия по реализации образовательных программ прорабатываются в университете в следующих направлениях: 1) содействие интеграции магистерских программ в рамках направления подготовки с опорой на единый учебный план и модули специализации, содержательно ориентированные на отработку компетенций конкретной магистерской программы. Такой опыт успешно реализуется в направлении «Психология» (руководитель магистерской программы член-корреспондент РАО И.В. Абакумова); 2) проектирование совместных внутривузовских образовательных программ междисциплинарного и интегративного типа.
Другое важное направление сетевого взаимодействия - продвижение совместных программ с зарубежными вузами-партнерами в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса, намеченными в «Дорожной карте по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты» [3], и требованиями к совместным программам Европейского консорциума по аккредитации в сфере высшего образования (ECA), которые касаются следующих моментов: механизмов проектирования и реализации образовательного контента несколькими вузами; сопоставимости по продолжительности пребывания студентов в вузах-партнерах; автоматическоо признания экзаменов и зачетов, сданных в университете-партнере; унификации методов и технологий преподавания; возможности присуждения выпускникам, обучающимся по совместным программам, национально или совместно признаваемых степеней [1].
Можно констатировать, что в данном проекте координатор сети - МГППУ - создал условия для отработки модели сетевого взаимодействия, соответствующей высоким международным стандартам в части проектирования и реализации совместных программ. Объединение вузов-партнеров, базовых образовательные организаций регионов с привлечением смежных, в том числе и зарубежных, специалистов позволило участникам сети обменяться лучшим опытом, лучшими образовательными практиками. Стратегически важным ресурсом продвижения модели сетевого взаимодействия явились, на наш взгляд, содержательные профессиональные коммуникации с коллегами по открытому обсуждению результатов апробации, отчетной документации в ходе живого диалога, конференций, программ повышения квалификации, организованных на площадке МГППУ.
Рефлексия методологического замысла
проекта
Существенным организационным условием апробации модулей явилось для нас «прочитывание» методологического смысла, впечатанного в каждую строчку проекта. В основу проектирования содержания и организационно-деятельностных форм реализации исследовательской магистратуры авторами-разработчиками (руководитель - действительный член РАО В.В. Рубцов) положена фундаментальная методологическая платформа культурно-исторической психологии и теории деятельности. Важно подчеркнуть, что уже первое прочтение концепции магистратуры позволяет утверждать, что в ее предметном поле использован принципиально иной тип научности. Говоря о сопоставимости, тождественности любой сферы социальной практики (политика, экономика, образование, здравоохранение) и конкретных видов человеческой деятельности, В.В. Давыдов видел роль теории деятельности в усовершенствовании и развитии той или иной социальной практики, а общим методом достижения этих целей считал построение и реализацию проектов, предполагающих привлечение специалистов ряда дисциплин с участием многих практических ведомств. В логике такого подхода к построению содержания образовательной программы исследовательской магистратуры очевиден и осязаем заявленный авторами результат - педагог-исследователь, владеющий профессиональной исследовательской деятельностью, способный к практико-ориентированным психолого-педагогическим исследованиям, проектирующий новые способы организации учебной деятельности.
Для того чтобы понять, какие методологические идеи культурно-исторической психологии и теории деятельности положены в основу исследовательской магистратуры, обратимся к ее предметному содержанию: «Профессиональная подготовка на основе ОПОП исследовательской магистратуры психологопедагогического направления осуществляется в форме особо организованной исследовательской деятельности студентов, включающей решение ими профессиональных исследовательских задач и выполнение профессиональных исследовательских действий, направленных на выявление и анализ проблем учебной деятельности» [13, р. 129].
Учебная деятельность рассматривается в проекте через ее потенциально развивающую значимость как для обучающегося, овладевающего ею, так и для обучающего, руководящего, исследующего, проектирующего, строящего совместно с обучающимся ее цели, средства и способы достижения образовательных результатов. С этой точки зрения, материал, представленный в проекте, может служить моделью проектирования образовательных программ инновационного типа. А полученные в ходе проекта данные о развитии учебной деятельности и обеспечивающей это развитие исследовательской деятельности педагога выступают в качестве системообразующего принципа проектирования социально значимого содержания университетского педагогического образования. При этом речь идет не только и не столько о проекте, «заточенном» на образовательный результат исследователя учебной деятельности, а о широком социальном контексте исследовательской деятельности педагога, способного к реализации образовательных проектов в стремительно развивающихся сферах социальных практик. Понятие «обобщенный способ исследования учебной деятельности», используемое в проекте, представляется нам термином, определяющим сущностный генетический характер обобщения. Речь идет об обобщении по генетической вертикали. Учебная деятельность обучающегося и обращенная к ней, встроенная в нее исследовательская деятельность педагога-исследователя, в логике генетической связи которых построено содержание исследовательской магистратуры, выступает в данном случае способом такого обобщения. На наш взгляд, он отчетливо обнаруживает себя в теоретической, организационно-методической и содержательной рамке проекта.
Теоретическая рамка проекта
Идеи культурно-исторической психологии и теории деятельности объективированы в содержании проекта следующими важными для нас положениями.
Во-первых, сложившимися, начиная с «Психологии искусства» Л.С. Выготского, положениями о процессе культурного развития человека как совершенствуемом извне и определяемом общественной жизнью той группы или того народа, к которому принадлежит индивид. Встроенные в культуру, в ее объективный исторический контекст, существующие объективно вне каждого отдельного человека [15], аккумулированные в социально-историческом опыте в форме объективных продуктов человеческой деятельности - орудий, материальных предметов, языка, науки, творений искусства, они фиксируются и передаются от поколения к поколению, выступая условием личностного развития [7].
Во-вторых, категориями культурноисторической психологии и теории деятельности, характеризующими процесс освоения культуры: 1) присвоение (К. Маркс), 2) интериоризация (Л.С. Выготский), 3) опредмечивание, воплощение идеального и его распредмечивание (Э.В. Ильенков), - и его механизмы, опосредствованные медиаторами (Дж. Верч), артефактами (М. Коул, М. Вар- тофский), средствами усиления деятельности (Дж. Брунер).
В-третьих, принципами доминирующей роли деятельности, посредством которой устанавливается действенная связь человека с миром, а бытие выступает как реальное единство и взаимопроникновение субъекта и объекта (С.Л. Рубинштейн) [см. 12. с. 8]; деятельности, включенной в культурологическую формулу поведения человека в качестве звена, условия, цели и средства которого опосредуют связи сознания и личности (А.Н. Леонтьев) [см. 6, с. 63-65]; деятельности, связывающей в единое субъект-объектное пространство объектный мир и субъекта, одухотворяющей и репрезентирующей человеческий (жизненный) мир (А.А. Леонтьев) [см. 5, с. 262-263]; деятельности, объективно изменяющей логику детского развития, нацеленной на приобретение отдельных знаний и умений, развитие способностей, формирование личности, качественно изменяющей детское сознание (А.В. Запорожец) [см. 4, с. 228-232].
В связи с высказанными положениями становится очевидным, что проект исследовательской магистратуры, в основу которого положены идеи В.В. Рубцова о значимых для психологии исследованиях генезиса и развития учебной деятельности школьников и о культурно-историческом типе школы, представляются новым прочтением культурноисторической психологии и теории деятельности.
Организационно-деятельностный
замысел проекта
Деятельностно-компетентностный подход. Принятая в западноевропейских системах профессионального образования модель «обучения на основе компетенций», интерпретируемая в российской системе высшего образования как «компетентностный подход», выступает инструментом усиления диалога высшей школы с рынком труда, обеспечивая отработку содержания образования, отвечающего потребностям рынка труда и конкретного работодателя, способствует интеграции специалиста в реалии профессиональной деятельности. В практике современного вузовского образования компетент- ностный подход объединяет усилия ученых по разработке стандартов высшего образования, сопряженных с профессиональными стандартами с принципиально новым содержательным, технологическим, организационным и оценочным наполнением.
Как показывает опыт актуализации компетентностной рамки исследовательской магистратуры, сущностно новым в определении состава компетенций, работающих на конечный результат, является введение дополнительных компетенций, нацеленных на формирование обобщенного способа исследования учебной деятельности, наряду с профессиональными компетенциями в области научноисследовательской деятельности, правомерно рассматриваемыми в качестве основного результата освоения ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании». Речь идет о таком построении ком- петентностной модели образовательной программы и - шире - профессиональной деятельности, при котором введение новой, дополнительной компетенции обеспечивает интеграцию содержания образования с тем, что может на выходе получить выпускник в качестве базового профиля своей профессиональной деятельности. В данном случае исследовательская деятельность и связанные с нею исследовательские компетенции, предполагающие владение специфическими исследовательскими действиями, сопряженными с психологическими категориями «развитие», «социальная ситуация развития», «среда развития», «взаимодействия по линии ребенок - взрослый, ребенок - ребенок», «ведущая деятельность» представляются важным звеном в системе подготовки педагогических кадров для сферы образования.
Интегративный принцип построения образовательных модулей. Традиционно под образовательным модулем понимается автономная организационно-методическая структура ООП, которая включает в себя дидактические цели, ориентированные на отработку совокупности компетенций. Объединение содержательных компонентов в модули при этом осуществляется, исходя из содержания и организационных форм обучения. В ФГОС традиционно выделяются модули теоретического обучения, модули практик, модули НИР, ГИА и др.
В настоящее время в мировой практике активно обсуждаются требования к такой организации содержания модульного обучения, при котором структура модуля сопряжена с образовательными результатами, получаемыми выпускником на выходе [9].
Рассматривая в качестве образовательного результата приобретение исследовательских компетенций, авторы проекта кардинально меняют принципы построения образовательной программы и образовательных модулей. Определяя модуль как «... теоретико-практическую единицу, имеющую свои цели и задачи, необходимые средства организации профессиональной подготовки будущих специалистов к исследованию деятельности, средства контроля полученных компетенций учащихся и оценки развития у слушателей обобщенного способа исследования учебной деятельности», они используют в учебном плане ОПОП исследовательской магистратуры принцип построения образовательного модуля, отменяющий традиционную линейную схему последовательного прохождения каждого раздела программы. Модуль, построенный по принципу интеграции (синтез), одномоментно включает в себя теоретические дисциплины, практики и НИР. Содержание практик и НИР в такой логике перемещается в структуру каждого из учебных модулей, обеспечивая тем самым не горизонтальные, а вертикальные связи, прицельно работающие в каждом модуле программы на исследовательские компетенции - от понимания и исследования значений и смыслов классических работ теоретиков учебной деятельности - А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, В.В. Рубцова, через практическое освоение форм и способов исследования учебной деятельности школьников на площадках практики к определению содержания и способов реализации собственного исследовательского проекта в рамках НИР. В реальности, например, в ходе освоения модуля «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход», магистранты включены в содержание трех теоретических дисциплин, двух ПИЗ, двух практических заданий по исследованию деятельностно ориентированной образовательной среды, составление эскизного проекта теоретического введения в магистерское исследование.
Наши первые результаты
В соответствии с Договором в 2014-2015 гг. на площадке ЮФУ проходят апробацию четыре интегративных модуля. В проекте участвуют 50 магистрантов, зачисленных в 2014 г. на направление «Психолого-педагогическое образование» и обучающихся по шести магистерским программам. Распоряжением по Академии психологии и педагогики (АПиП) создана рабочая группа, объединившая кураторов от каждой магистратуры. Дополнительно назначены ответственные по взаимодействию с базами практик. Оперативное руководство проектом осуществляют директор АПиП П.Н. Ермаков и заведующая кафедрой психологии развития и возрастной психологии А.В. Черная. К участию в апробации привлечен профессорско-преподавательский состав кафедр психологии образования, психологии развития и возрастной психологии, организационной и прикладной психологии, образования и педагогики. В числе участников проекта - образовательные организации Ростова-на-Дону (табл.).
Таблица
Участники апробации интегративных модулей в ЮФУ
Наименование магистерской программы |
Количество обучающихся, участвующих в апробации учебного модуля, чел. |
Образовательные организации Ростова-на-Дону |
Первый курс |
||
«Практическая психология образования» |
7 |
МАОУ СОШ «Эврика- Развитие» им. М.В. Нагибина; МБОУ СОШ № 55; МБОУ СОШ № 93; МБОУ гимназия № 46; МАОУ Юридическая гимназия им. М. Сперанского; МБОУ СОШ № 32 им. «Молодой гвардии» |
«Прикладная психология развития» |
4 |
|
«Педагогическая психология» |
9 |
|
«Международное сравнительное образование» |
10 |
|
«Организационная психология в образовании» |
10 |
|
«Психологическое сопровождение лиц с проблемами развития» |
10 |
В 2014-2015 учебном году апробированы три интегративных модуля магистратуры: «Методология психолого-педагогических исследований: деятельностный подход»; «Методы психолого-педагогических исследований»; «Теоретические и экспериментальные исследования обучения и развития». Четвертый модуль предстоит реализовать в первом семестре 2015-2016 учебного года.
Обратимся к итогам реализации модуля 1.
В структуру модуля включены три теоретические дисциплины и перераспределенные в состав модуля два вида практик и два ПИЗ - входное проектно-исследовательское задание по изучению образовательной среды школы (ПИЗ0) на входе в модуль и проектноисследовательское задание (ПИЗ1) для оценки результатов освоения образовательной программы интегративного модуля. Отдельно в модуль включен раздел НИР «Эскизный проект (теоретическое введение в магистерское исследование)». В рамках апробации содержание теоретических дисциплин осваивалось с использованием материала видеолекций, предоставленных студентам для свободного просмотра и обсуждения в проблемных группах. Параллельно с графиком учебного процесса по основным программам магистратуры в расписание были включены семинарские, практические занятия по вышеназванным дисциплинам.
В режиме дополнительных занятий организовывались практики и НИР для студентов каждой магистерской программы на площадке практики, закрепленной за каждой из реализующих магистерские программы кафедр. Задания по практике и НИР включались как компонент стажерской практики образовательных модулей образовательной программы магистратуры «Практическая психология образования». Содержание практических заданий отрабатывалось студентами под руководством куратора по практике Е.С. Лукьяненко и педагога-психолога школы. Следует отметить, что на площадке практики, с которой кафедру психологии развития и возрастной психологии связывают многолетние профессиональные контакты (МАОУ СОШ «Эврика-Развитие» имени М.В. Нагибина), магистранты получили уникальную возможность включиться в образовательную среду школы, имеющей статус федеральной экспериментальной площадки МОН РФ, работающей по программе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
Проиллюстрируем рефлексивный опыт, полученный в ходе апробации, фрагментами выполненных в соответствии с техническим заданием отчетов: «В содержание первого интегративного модуля органично включены социально-культурные и научные контексты современного восприятия и использования идей культурно-исторической психологии и деятельностного подхода в практике образования. Основные положения деятельностного подхода в части организации учебной деятельности позволили магистрантам сформировать целостное представление о современном состоянии КИП и теории деятельности в России и за рубежом, а также видение возможностей их приложения к сфере современного образования»; «К сильным сторонам теоретических дисциплин модуля можно отнести, в первую очередь, видеолекции ведущих отечественных и зарубежных ученых. Лекции Б.Д. Эльконина, В.В. Рубцова, В. Веселова (Болгария), Н.Н. Вересова (Австралия) в ситуации реального диалога с учеными позволили магистрантам в полной мере прикоснуться к науке, понять значение культурноисторической психологии и деятельностного подхода в международном масштабе»; «Видеолекции - реальная возможность самостоятельного обучения студентов, а также приобщения к образовательной практике взаимодействия с зарубежными учеными и преподавателями, что способствовало формированию представления о масштабах значимости и применения культурно-исторического и деятельностного подходов в мировой науке и практике».
Приведем также фрагменты анализа преподавателями, участвовавшими в реализации модулей, наиболее удачных методических разработок МГППУ: 1) методического комплекта комплексной оценки выполняемых ПИЗ, в котором представлены несколько уровней анализа и связанные с ними методические разработки: оценивание самими магистрантами сформированности соответствующих умений через заполнение карты «Самооценка магистранта по проектноисследовательскому заданию», оценка руководителя практики; 2) методических рекомендаций магистрантам по организации деятельности на площадках практик, включающих в себя вопросы для личных наблюдений магистрантов за ответами обучающихся, общение с педагогами, анализ учебных пособий и рабочих программ по предметам, отчет о результатах выполнения домашних заданий обучающимися; 3) карты рефлексивной оценки преподавателями возникших затруднений в процессе освоения модуля.
Среди наиболее проблемных аспектов апробации участники проекта отмечают организационные сложности согласования по времени графиков учебного процесса с планом- графиком апробации. Другой проблемный момент: начальный этап практики (первая неделя сентября) недостаточно комфортен для педагогов школ в связи с началом учебного года. Среди возможных путей решения - определение гибких временных границ практик с возможностью согласования сроков прохождения практики.
Участники проекта, представлявшие свое видение результатов апробации на итоговой конференции в мае 2015 г. в МГППУ, отмечали потребность в квалифицированном оформлении результатов апробации в форме научных публикаций в соответствии с требованиями ведущих отечественных и зарубежных научных журналов. В связи с этим мы рассматриваем возможность введения междисциплинарного учебного курса «Технология написания научных статей для академических журналов». Другое направление - формирование небольших по численности междисциплинарных групп магистрантов, ориентированных на участие в научно-исследовательских проектах, в том числе и грантах, финансируемых МОН, РГНФ, РНФ и др., а также в образовательных и социальных проектах по запросам организаций образования, здравоохранения и социальной сферы региона.
Подводя промежуточные итоги участия в проекте апробации, можно сделать следующие выводы:
1) опыт апробации интегративных модулей в идейном, содержательном и методическом планах - уникальная возможность развития образовательных программ магистратуры в УГНС «Образование и педагогические науки» в направлении отбора и проектирования содержания, соответствующего современным тенденциям подготовки специалистов для сферы образования;
2) участие в проекте показало возможности формирования команды профессионалов, способных проектировать содержание университетского педагогического образования нового типа;
3) с точки зрения стратегического планирования анализ опыта участия в проекте - весомый вклад в пересмотр содержания педагогического образования в университете, которое обеспечивает подготовку нового поколения педагогов, способных к инновационному видению перспектив развития образования, готовых по-новому учить и поддерживающих потребности современных детей по-новому учиться.
[*] Черная Анна Викторовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития и возрастной психологии, ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов- на-Дону, Россия, e-mail:avchernaya@sfedu.ru
[†] Chernaya Anna Viktorovna, Dr. Sci. (Psychology), Professor, Head of the Chair of Developmental Psychology, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, e-mail:avchernaya@sfedu.ru
Литература
- Буркель Н., Творогова С., Щендерова С. Инновации и изменения в транснациональном образовании: Совместные программы между европейскими и российскими вузами. 2014. 129 с. [Электронный ресурс] // URL: http://www. fu-berlin.de/sites/moscow/media/eu-report-catalog/ CATALOGUE_JOINT-PROGRAMMES_RU.pdfМ (дата обращения: 1.08.2015).
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
- Дорожная карта по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты [Электронный ресурс] // URL: http://archive. kremlin.ru/events/articles/2005/05/87950/152819. shtml (дата обращения: 1.08.2015).
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. 320 с.
- Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 392 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, 2004. 352 с.
- Леонтьев А.Н. Культура, поведение и мозг человека // Вопросы философии. 1968. № 7. С. 50–56.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики: 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 584 с.
- Олейникова О.Н.и др. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб. пособие / Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. 256 с.
- Отчет ректора М.А. Боровской о деятельности университета за 2014 год [Электронный ресурс] // URL: http://sfedu.ru/pls/rsu/docs/u/U3779/ Folders/file/rus.pdf (дата обращения: 9.08.2015).
- Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» на 2011–2021 годы; изменения утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. № 1454-р [Электронный ресурс]// URL: http://sfedu. ru/pls/rsu/docs/u/U3779/Folders/file/programm_15. pdf (дата обращения: 9.08.2015).
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989. 328 с.
- Рубцов В.В. и др. Компетентностно-деятельностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педагогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гуружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. C. 127–142.
- Черная А.В. Проектирование сетевой образовательной программы магистратуры «Практическая психология образования» в рамках взаимодействия федеральных университетов Российской Федерации // Бюллетень Учебнометодического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2014. Т. 4. № 1. С. 40–53.
- Эльконин Д.Б. Об источниках неклассической психологии // Д.Б. Эльконин. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1989. С. 475–478.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2200
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 952
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1