Отражение отношений между культурно-исторической теорией и диалектикой

1315

Аннотация

Бросая вызов доминирующей позитивистской психологии, Л. С. Выготский разработал культурно-историческую теорию в целях преодоления кризиса в психологии. Монизм Спинозы, диалектика Гегеля и диалектический материализм Маркса вдохновили Выготского разработать диалектическое понимание развития высших психических функций. Диалектика как способ мышления сосредоточена на изучении каждого конкретного объекта в его взаимных связях с другими объектами, в его внутренних противоречиях и в процессе изменений. Выготский критиковал понимание диалектики как совокупности универсальных принципов, которые можно напрямую использовать в сфере психологии, и подчеркивал слож¬ное взаимодействие философии с конкретными научными дисциплинами. Переосмысление культурно-исторической психологии в свете диалектики предполагает творческое представление о важнейших теоретических вопросах психологии, таких как взаимосвязь между теорией и практикой, объективистско-субъективистские различия и т. д. Диалектические основы культурно-исторической теории были забыты в господствующей Северо-Атлантической интерпретации и при использовании теории Выготского.

Общая информация

Ключевые слова: диалектика, культурно-историческая психология, Выготский Л.С., развитие, драма , кризис

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200303

Для цитаты: Дафермос М. Отражение отношений между культурно-исторической теорией и диалектикой // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 16–24. DOI: 10.17759/pse.2015200303

Фрагмент статьи

“The first such factor is always, as psycho­logical analysis has established, the human need to adapt to the environment. If life surrounding him does not present challenges to an individual, if his usual and inherent reactions are in complete equilibrium with the world around him, then there will be no basis for him to exercise creativity. A creature that is perfectly adapted to its environ­ment, would not want anything, would not have anything to strive for, and, of course, would not be able to create anything” [24, p. 28–29].

Литература

  1. Bakhurst D. Vygotsky’s demons // H. Daniels, M. Cole, J. Wertsch (Eds.). The Cambridge Companion to Vygotsky. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 50–76.
  2. Bidell T. Vygotsky, Piaget and the dialectic of de­velopment// Human Development. 1988. Vol. 31. P. 329–348.
  3. Dafermos M. Critical reflection on the reception of Vygotsky’s theory in the international academic com­munities // B. Selau, R. Fonseca de Castro (Eds.). Cultural-Historical Theory: Educational Research in Different Contexts. Porto Alegre: EDIPUCRS, 2015. P. 19–38.
  4. Dafermos M. Vygotsky’s analysis of the crisis in psychology: Diagnosis, treatment, and relevance // Theory and Psychology. 2014. Vol. 24 (2). P. 147–165.
  5. Davydov V., Radzikhovskii L. L.Vygotsky’s theory and the activity oriented approach in psychology // J. Wertsch (Ed.). Culture, Communication and Cognition: Vygotskian Perspectives. Cambridge: University Press, 1985. P. 35–65.
  6.  Derry J. Vygotsky Philosophy and Education. Oxford: Willey Blackwell, 2013. 168 p.
  7. Elhammoumi M. Marxist psychology and dialecti­cal method // I. Parker (Ed.). Handbook of Critical Psychology. L., N. Y.: Routledge, 2015. P. 271–279.
  8. Elhammoumi M. To create psychology’s own capital// Journal for the Theory of Social Behaviour. 2002. Vol. 32 (1). P. 89–104.
  9. Hegel G.W.F. Phenomenology of Spirit / A.V. Mil­ler (Ed.). Oxford: Oxford University Press, 2004.
  10. Kornilov K.N. Psychology in the light of Dialectical Materialism // C. Murchison (Ed.) Psychologies of 1930. Worcester: Clark University Press, 1930.
  11. Kornilov K.N. Psychology in the light of Dialectical Materialism // C. Murchison (Ed.) Psychologies of 1930. Worcester: Clark University Press, 1930.
  12. Lyotard J.-F. The Postmodern Condition: A Re­port on Knowledge. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1984.
  13. Marx K. Critique of the Gotha Programme [Elektronnyi resurs] // URL: http://www.marxists. org/archive/marx/works/1875/gotha/index.htm (Аccessed 11.08.2015).
  14. Pavlidis P. Critical thinking as dialectics: a Hegelian Marxist Approach// Journal for Critical Education Policy Studies. 2010. Vol. 8(2). P. 75–101.
  15. Robbins D. Prologue // R. Richer (Ed.). The Collected Works of Vygotsky. N. Y.: Plenum Press, 1999. Vol. 6. P. v–xxii.
  16. Sokolova E.E. The dialectical logic of S.L. Ru­binshtein and A.N. Leontiev and the logical foun­dations of contemporary psychology’s network paradigm // Journal of Russian and East European Psychology. 2013. Vol. 51(4). P. 67–93.
  17. Stetsenko A. Alexander Luria and the cultural-historical activity theory: Pieces for the history of an outstanding collaborative project in psychol­ogy/ Review of E.D. Homskaya (2001). Alexander Romanovich Luria: A scientific biography // Mind, Culture and Acitivity. 2003. Vol. 10(1). P. 93–97.
  18. Stetsenko A. From relational ontology to trans-formative activist stance on development and learn­ing: expanding Vygotsky’s (CHAT) project // Cult. Stud. of Sci. Educ. 2008. Vol. 3. P. 471–491.
  19. Van der Veer R., Valsiner J. Understanding Vygotsky: A Quest for Synthesis. Oxford, U.K.: Blackwell, 1991.
  20. Veresov N. Forgotten Methodology. Vygotsky’s case// Methodological Thinking in Psychology: 60 Years Gone Astray? Charlotte, NC.: Information Age Publishing, 2009. P. 267–295.
  21. Veresov N. Introducing cultural-historical theory: main concepts and principles of genetic research methodology// Cultural-historical Psychology. 2010. Vol. 4. P. 83–90.
  22. Veresov N. Method, methodology and meth­odological thinking // M. Fleer (Ed.). Visual Metho­dologies and Digital Tools for Researching with Young Children. Springer, 2014. P. 215–228.
  23. Veresov N. Undiscovered Vygotsky. Frankfurt am Main, N. Y.: Peter Lang, 1999.
  24. Vygotsky L.S. Concrete human psychology. An unpublished manuscript by Vygotsky // Soviet Psychology. 1989. Vol. 27 (2). P. 53–77.
  25. Vygotsky L. Imagination and creativity in child­hood // Journal of Russian and East European Psychology. 2004. Vol. 42 (1). P. 7–97.
  26. Vygotsky L. Introduction: The fundamental problems of defectology// R.W. Rieber (Ed.). The Collected Works of L. S. Vygotsky: The Fundamental of Defectology. N. Y., NY: Plenum Press, 1993. Vol. 2. P. 29–51.
  27. Vygotsky L. Mind in Society: The Development of Higher Psychological Processes / M. Cole (Ed.). Cambridge, MA: Harvard University Press, 1978.
  28. Vygotsky L.S. The historical meaning of the cri­sis of psychology // R. Rieber (Ed.). The Collected Works of L.S. Vygotsky. N. Y., L.: Plenum Press, 1997. Vol. 3. P. 233–344.
  29. Vygotsky L. The problem of age // R. Rieber (Ed.). The Collected Works of L.S. Vygotsky. N. Y., L.: Plenum Press, 1998. Vol. 5. P. 187–205.
  30. Vygotsky L. Umstvennoe razvitie detei v protsesse obucheniya [Mental Development of Children in the Process of Teaching]. M., L.: Uchebno-pedagogicheskoe Publ., 1935.
  31. Vygodskaya G.L., Lifanova T.M. Lev Semenovich Vygotsky. Part 2 // Journal of Russian and Eastern European Psychology. 1999. Vol. 37(3). P. 3–90.
  32. Yaroshevsky M.G., Gurgenidze G.S. Epilogue// R. Rieber (Ed.). The Collected Works of L. Vygotsky. N. Y., L.: Plenum Press, 1997. Vol. 3. P. 345–370.
  33. Zinchenko V.P. Foreword // Journal of Russian and East European Psychology. 1999. Vol. 37 (2). P. 3–12.

Информация об авторах

Дафермос Манолис, кандидат философских наук, профессор, преподаватель эпистемологии психологии на факультете психологии колледжа гуманитарных наук, Университет Крита, Крит, Греция, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7321-8145, e-mail: mdafermo@uoc.gr

Метрики

Просмотров

Всего: 2337
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1315
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 11