Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 71Рубрики 51Авторы 6678Ключевые слова 15614 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Перспективы исследований учебной деятельности в контексте задач современной практики начальной школы 637

Гуружапов В.А., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой педагогической психологии МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru

Аннотация

Рассматриваются актуальные проблемы исследований учебной деятельности с точки зрения требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Исходной методологической основой для постановки проблем является теория развивающего обучения В.В. Давыдова и его последователей. Ставится вопрос о возможности использования идей Дж. Дьюи и А. Маслоу для развития исследования учебной деятельности. Проанализированы следующие проблемы: изучение способов постановки и решения учениками учебных задач как путь усвоения теоретических знаний в микроцикле восхождения от абстрактного к конкретному; содержание складывающихся до учебной деятельности формы теоретических обобщений (наивные научные понятия); формы уподобления в коллективной учебной деятельности; формы сотрудничества в учебно-проектной деятельности; содержание и форма потребности в учебной деятельности. Определяются возможные практические при-ложения результатов исследования указанных проблем. Делается вывод о том, что в рамках данных проблем можно формулировать темы магистерских выпускных квалификационных работ исследовательской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании»

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психолого-педагогические основы учеб­ной деятельности в начальной школе наибо­лее полно в настоящее время представле­ны в теории развивающего обучения [10; 11; 12]. В научной школе В.В. Давыдова сложи­лась культура постановки и решения проблем учебной деятельности. Как отмечал В.В. Руб­цов, фундаментальное значение имеют до­стижения в области исследования закономер­ностей развития учебной деятельности от на­чального до завершающего этапа школьного образования, связи учебной деятельности с формированием основ теоретического мыш­ления у школьников, психического развития детей в обучении [27].

Литература
  1. Агеев В.В., Давыдов В.В., Рубцов В.В. Обра­зование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 4. С. 120–129.
  2. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного ре­шения учебной задачи // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. 430 с.
  3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М.: Из­датель Рассказов А.И., 2002. 303 с.
  4. Гузман Р.Я. Роль моделирования совместной деятельности в решении учебных задач // Вопро­сы психологии. 1980. № 3. С. 133–136.
  5. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапред­метной компетентности испытуемых [Электрон­ный ресурс] // Психологическая наука и образо­вание PSYEDU.ru. 2012. № 1. URL: http://www. psyedu.ru/journal/2012/1/2771.phtml (дата обра­щения: 05.09.15).
  6. Гуружапов В.А. Учет множественности реше­ний задач на развитие метапредметных ком­петенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологиче­ская наука и образование». 2012. № 1. C. 40–45.
  7. Гуружапов В.А., Шергина М.А. Развитие пони­мания младшими школьниками образа героя­сверстника в процессе анализа произведений дет­ской художественной литературы // Психологиче­ская наука и образование. 2013. № 4. С. 45–56.
  8. Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение ана­лизировать условие задачи как метапредмет­ный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2013. № 5. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n5/Gurugapov_Schilenkova.shtml (дата об­ращения: 14.08.2015).
  9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1997. 262 с.
  10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обу­чения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  11. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  12. Давыдов В.В. Обучение математике. 1 класс (Методическое пособие для учителей трехлет­ней начальной школы) / В.В. Давыдов, С.Ф. Гор­бов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева. М.: МИРОС, 1995. 192 с.
  13. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукер­ман Г.А. Младший школьник как субъект учеб­ной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 14–19.
  14. Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-пресс, 2000. 384 с.
  15. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышле­ния: пер. с англ. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  16. Как проектировать универсальные учеб­ные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  17. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Основные принципы и методы курса «Литература как пред­мет эстетического цикла» // Психологическая на­ука и образование. 1996. № 4. С. 48–52.
  18. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и разви­вающее образование: культурно-исторический подход: в 2 ч. Ч. 1. Дубна: Управление дошколь­ного образования, 1997. 158 с.
  19. Марголис А.А., Рубцов В.В. Психолого­педагогическая подготовка учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспече­ние национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М.: МГППУ, 2010. C. 68–91.
  20. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999. 432 с.
  21. Мониторинг учебно-предметных компе­тенций в начальной школе / Ред. П.Г. Нежнов, Б.И. Хасан. М.: Университетская книга, 2007. 112 с.
  22. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Ма­тематика. 1 класс: учебник для общеобразова­тельных учреждений: в 2 ч. Ч.1. М.: Просвеще­ние, 2011. 127 с.
  23. Пере-Клермон А.Н. Роль социальных взаи­модействий в развитии интеллекта детей: пер. с фр. М.: Педагогика, 1991. 248 с.
  24. Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство. Пособие для учителя. Ч.1: Содержание, методи­ка и организация занятий в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 1997. 48 с.
  25. Репкин В.В. Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе (Кон­цепция и программа). Харьков; Томск: Пеленг, 1992. 82 с.
  26. Рубцов В.В. В.В. Давыдов – основатель науч­ной школы и директор Психологического инсти­тута РАО // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 17–29.
  27. Рубцов В.В. Социально-генетическая психо­логия развивающего образования: деятельност­ный подход // Культурно-историческая психоло­гия. М.: МГППУ, 2008. С. 367–386.
  28. Рубцов В.В. Компетентностно-деятельност­ный подход к проектированию и разработ­ке новой модульной ОПОП исследователь­ской магистратуры «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в обра­зовании»: направление подготовки – Психолого­педагогическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гу­ружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 127–142.
  29. Рубцов В.В, Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы (проект раз­работки) // Психологическая наука и образова­ние. 1996. № 4. С. 79–94.
  30. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого -педа­гогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая пси­хология. 2010. № 4. C. 62–68.
  31. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных дей­ствий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
  32. Федеральный государственный образова­тельный стандарт общего (начального) образо­вания. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
  33. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. 268 с.
  34. Чудинова Е.В. Работа с гипотезами детей в системе обучения Эльконина – Давыдова // Во­просы психологии. 1998. № 5. С. 85–93.

 

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика