Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Введение студентов исследовательской магистратуры в проблемы организации учебной деятельности в основной школе (на материале естественнонаучных дисциплин) 986

Гуружапов В.А., доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, otdel-m@yandex.ru
Санина С.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФБГОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, saninasp@mgppu.ru

Аннотация

Обсуждается проблема проектирования дисциплин, основанных на компетентностно-деятельностном подходе к содержанию и методам подготовки будущих педагогов в исследовательской магистратуре психолого-педагогического направления. Особое внимание уделено созданию проблемных ситуаций, в которых студенты исследовательской магистратуры оказываются в позиции методистов, выполняющих экспертизу учебной деятельности. Описаны примеры решения студентами задач экспертно-аналитического содержания, основанных на деятельностном анализе учебной деятельности, разработанном в теории развивающего обучения научной школы В.В. Давыдова. Представлены образцы тестовых заданий, позволяющих оценить уровень овладения студентами содержанием дисциплины, а также определить способность и готовность магистрантов к выполнению профессиональных действий. Приводятся данные о выполнении этих заданий магистрантами, а также учителями развивающего обучения начальной школы и учителями основной школы. Обращается внимание на то, что опыт апробации дисциплины «Проектирование и исследование учебной деятельности на уроках естественнонаучного цикла в основной школе» позволяет предварительно утверждать, что в рамках исследовательской магистратуры психолого-педагогического направления возможно организовать обучение будущих методистов-исследователей на основе решения профессиональных задач, связанных с экспертизой и проектированием учебной деятельности. Магистранты достигают приемлемого уровня сформированности компетенций для решения экспертно-аналитических задач. Поднимается вопрос о естественнонаучной подготовке магистрантов как об одном из условий полноценного сотрудничества будущих методистов-исследователей и учителей по совершенствованию образования подростков в области естественных наук.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Модернизация педагогического образова­ния задает новые ориентиры в образователь­ных целях высшей школы. Перед вузами ста­вится задача радикально повысить качество обучения студентов, изменить содержание и технологии педагогической подготовки таким образом, чтобы обеспечить реализацию но­вого профессионального стандарта педагога, новых стандартов школьного и дошкольного образования [1]. Одной из задач модерниза­ции педагогического образования является разработка программ магистратуры с усилен­ной исследовательской подготовкой [10].

Литература
  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педаго­гического образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 32–40.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  3. Выготский Л.С. Психология и учитель [Электронный ресурс] // Хрестоматия по педа­гогической психологии / Сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. М.: Международная педаго­гическая академия, 1995. С. 253–258. URL: http:// www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=59998 (дата обращения: 01.04.2015).
  4. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы со­временных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. № 2. С. 95–103.
  5. Гуружапов В.А. Вопросы экспертизы учебно­го процесса развивающего обучения (Система Эльконина–Давыдова) // Психологическая наука и образование. 1996. № 1. С. 96–102.
  6. Давыдов В.В., Репкин В.В. Организация раз­вивающего обучения в V–IX классах средней школы. Рекомендации для учителей, руководите­лей школ и органов управления образованием // Психологическая наука и образование. 1997. № 1. С. 15–34.
  7. Демонстрационный вариант контрольных из­мерительных материалов для проведения в 2014 году основного государственного экзамена по физике [Электронный ресурс]// URL: http://fipi. ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения: 01.04.2015).
  8. Диагностика учебной успешности в начальной школе / Под ред. П. Г. Нежнова, И. Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. М.: Открытый ин­ститут «Развивающее образование», 2009. 168 с.
  9. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 87–104.
  10. Концепция «Комплексная программа повы­шения профессионального уровня педагогиче­ских работников общеобразовательных органи­заций» // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 5–10.
  11. Концепция развивающего обучения в основ­ной школе: учебные программы (Система Д .Б. Эльконина–В. В. Давыдова) / Сост. А.Б. Во­ронцов. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. 448 с.
  12. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
  13. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реали­зации деятельностного подхода в подготовке пе­дагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 105–126.
  14. Планируемые результаты освоения ОП ООО [Электронный ресурс] // URL: http://www. eurekanet.ru/ewww/info/library.html (дата обраще­ния: 01.04.2015).
  15. Пресс-релиз: Педагоги-исследователи: кто они? [Электронный ресурс] //  URL: http://xn-­c1arkau.xn--p1ai/presses/show/160 (дата обраще­ния: 01.04.2015).
  16. Примерные программы по предметам феде­рального компонента государственного образо­вательного стандарта: сборник нормативных до­кументов / Сост. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2009. С. 3–4.
  17. Рубцов В.В. и др. Компетентностно-деятель­ностный подход к проектированию и разработке новой модульной ОПОП исследовательской ма­гистратуры «Культурно-историческая психоло­гия и деятельностный подход в образовании»: направление подготовки – Психолого-педаго­гическое образование / В.В. Рубцов, В.А. Гу­ружапов, З.В. Макаровская, Л.К. Максимов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 127–142.
  18. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проек­та модернизации педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 78–86.
  19. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учеб­ной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образо­вание. 2010. № 4. С. 77–90.
  20. Чудинова Е.В. Экспериментирование как предмет освоения в школе [Электронный ре­сурс] // URL: http://www.n-bio.ru/teachers/10 (дата обращения: 01.04.2015).
  21. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый этап школьного образова­ния в системе Д. Б. Эльконина–В. В. Давыдова  // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 118–142.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика