Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6565Ключевые слова 15318 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 выпуска в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения 720

Лазарев В.С., доктор психологических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия

Аннотация

Проектная деятельность учащихся рассматривается как форма развивающего обучения. Отмечается, что преодоление кризисного состояния отечественной школы возможно при освоении деятельностных форм образования. Автор считает, что с этой точки зрения следует позитивно оценить получившую в последнее десятилетие широкое распространение практику инициирования проектной деятельности учащихся. По его мнению, в подавляющем большинстве случаев то, что подается как «проектная деятельность», фактически таковой не является, а представляет собой ее эрзац. Обращается внимание на то, что проектная деятельность содержит значительные возможности для реализации идеи развивающего образования, развиваемого в научной школе культурно-исторической психологии. Отмечается, что выдвижение и экспериментальное подтверждение гипотезы о ведущей роли образования в развитии психики человека, разработка теории развивающего обучения стали крупнейшим достижением названной научной школы. Подчеркивается, что теория развивающего обучения определяет модель учебной деятельности в начальной школе и недостаточно разработана для средней и старшей ступеней школы. Внутри нее существуют проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения в построении новой практики школьного образования. Показывается, как использование возможностей проектной деятельности может расширить границы реализации идей развивающего обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Отечественное школьное образование на­ходится в глубоком кризисе. Его состояние не удовлетворяет ни общество, ни государство. Хотя последние четверть века оно находи­лось в состоянии имманентного реформиро­вания, желаемых улучшений не произошло. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, сравнительных международных исследова­ний TIMSS и PISA, критические оценки работ­ников высшей школы. Проводившиеся рефор­мы и не могли привести к качественному из­менению результатов образования, посколь­ку принципиально не изменяли образователь­ную модель. Она оставалась ориентирован­ной на трансляцию знаний и выработку част­ных умений. ЗУНовская модель школьного образования, построенная на ассоциативно­репродуктивном принципе усвоения знаний, не способна обеспечить результаты образо­вания, соответствующие требованиям XXI в.

Литература
  1. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 208 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  3. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проекта­ми: Пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2003. 523 с.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния. М.: ИНТОР, 1996, 544 с.
  6. Диксон Дж. Проектирование систем: изобре­тательство, анализ и принятие решений: пер. с англ. М.: Мир, 1969. 440 с.
  7. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Элек­тронный ресурс] // На путях к новой школе – на стороне подростка. 2002. № 3. URL: http:// altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/9 (дата обращения 10.08.2015).
  8. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышле­ния / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совер­шенство, 1997. 208 с.
  9. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 112 с.
  10. Лазарев В.С. Проектная деятельность в шко­ле: учеб. пособие для учащихся 7–11 классов. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 135 с.
  11. Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познаватель­ных умений учащихся в проектной деятельности. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 40 с.
  12. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проек­тами. М.: Омега-Л, 2009. 960 с.
  13. Хэлдман К. Управление проектом. Быстрый старт: пер с англ. М.: ДМК Пресс; Академия АйТи, 2008. 729 с.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика