Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения 2755

Лазарев В.С., доктор психологических наук, профессор,академик, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, inido-vallaz@mail.ru

Аннотация

Проектная деятельность учащихся рассматривается как форма развивающего обучения. Отмечается, что преодоление кризисного состояния отечественной школы возможно при освоении деятельностных форм образования. Автор считает, что с этой точки зрения следует позитивно оценить получившую в последнее десятилетие широкое распространение практику инициирования проектной деятельности учащихся. По его мнению, в подавляющем большинстве случаев то, что подается как «проектная деятельность», фактически таковой не является, а представляет собой ее эрзац. Обращается внимание на то, что проектная деятельность содержит значительные возможности для реализации идеи развивающего образования, развиваемого в научной школе культурно-исторической психологии. Отмечается, что выдвижение и экспериментальное подтверждение гипотезы о ведущей роли образования в развитии психики человека, разработка теории развивающего обучения стали крупнейшим достижением названной научной школы. Подчеркивается, что теория развивающего обучения определяет модель учебной деятельности в начальной школе и недостаточно разработана для средней и старшей ступеней школы. Внутри нее существуют проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения в построении новой практики школьного образования. Показывается, как использование возможностей проектной деятельности может расширить границы реализации идей развивающего обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Отечественное школьное образование на­ходится в глубоком кризисе. Его состояние не удовлетворяет ни общество, ни государство. Хотя последние четверть века оно находи­лось в состоянии имманентного реформиро­вания, желаемых улучшений не произошло. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, сравнительных международных исследова­ний TIMSS и PISA, критические оценки работ­ников высшей школы. Проводившиеся рефор­мы и не могли привести к качественному из­менению результатов образования, посколь­ку принципиально не изменяли образователь­ную модель. Она оставалась ориентирован­ной на трансляцию знаний и выработку част­ных умений. ЗУНовская модель школьного образования, построенная на ассоциативно­репродуктивном принципе усвоения знаний, не способна обеспечить результаты образо­вания, соответствующие требованиям XXI в.

Литература
  1. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 208 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  3. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проекта­ми: Пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2003. 523 с.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния. М.: ИНТОР, 1996, 544 с.
  6. Диксон Дж. Проектирование систем: изобре­тательство, анализ и принятие решений: пер. с англ. М.: Мир, 1969. 440 с.
  7. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Элек­тронный ресурс] // На путях к новой школе – на стороне подростка. 2002. № 3. URL: http:// altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/9 (дата обращения 10.08.2015).
  8. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышле­ния / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совер­шенство, 1997. 208 с.
  9. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 112 с.
  10. Лазарев В.С. Проектная деятельность в шко­ле: учеб. пособие для учащихся 7–11 классов. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 135 с.
  11. Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познаватель­ных умений учащихся в проектной деятельности. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 40 с.
  12. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проек­тами. М.: Омега-Л, 2009. 960 с.
  13. Хэлдман К. Управление проектом. Быстрый старт: пер с англ. М.: ДМК Пресс; Академия АйТи, 2008. 729 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика