Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Специальная психология и педагогика в современной школе 2129

Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru

Аннотация

Отмечается резко возросшая потребность работников школьного образования в повышении компетенций в области специальной психологии и педагогики, названы причины данного явления. Намечены методологические и методические принципы повышения квалификации педагогических работников и формирования у них компетенций в области специальной психологии и педагогики. В качестве методологических оснований предложены представления культурно-исторической теории («врастание в культуру» ребенка, зона ближайшего развития, первичные и вторичные нарушения, опосредствование), деятельностного подхода (ведущая деятельность и ам¬плификация ее развития), теории развивающего обучения. Обоснована необходимость формирования компетенций в области общих и специфических закономерностей аномального развития и опоры на знание особых образовательных потребностей, характерных для людей с любыми видами ОВЗ. Показаны возможности применения инновационных методов обучения на занятиях для педагогов по формированию компетенций в области специальной психологии и педагогики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Поистине бедствием для системы специ­ального образования стало подушевое фи­нансирование обучения детей, в результа­те которого спецшколы недополучают сред­ства, а высококвалифицированные педагоги­дефектологи лишились надбавок к зарпла­те. Последнее обстоятельство приводит к от­току квалифицированных кадров из систе­мы специального образования. Такая систе­ма финансирования привела администрацию многих спецшкол к необходимости слияния их учебных заведений с обычными школами, что приводит, в том числе, и к притоку детей с ОВЗ в обычные классы. Многими педагогами подобная ситуация небезосновательно вос­принимается как бедствие для школьного об­разования.

Литература
  1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контек­сте изменений образовательной практики // Пси­хологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.
  2. Возрастно-психологический подход в кон­сультировании детей и подростков: учеб. посо­бие / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Ка­рабанова, Н.Н.  Лебедева, А.Г.  Лидерс. 2-е изд., расширенное. М.: Московский психолого-соци­альный институт, 2007.480 с.
  3. Выготский Л.С. Диагностика развития и пе­дологическая клиника трудного детства // Л.С. Выготский. Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: Педа­гогика, 1983. С. 257–321.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. C. 62–76.
  5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5–314.
  6. Выготский Л.С. Проблема культурного разви­тия ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психо­логия. 1991. № 4. С. 5–18.
  7. Выготский Л.С. Проблема обучения и ум­ственного развития в школьном возрасте // Ум­ственное развитие детей в процессе обучения: сб. статей / Под ред. Л.В. Занкова, Ж.И. Шиф, Д.Б. Эльконина. М.; Л.: Учебно-педагогическое издательство,1935. С. 20.
  8. Дружиловская О.В. Научно-историческое на­следие Г.Я. Трошина и его значение для совре­менной специальной психологии и педагогики // Культурно-историческая психология. 2008. № 3. С.11–16.
  9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспи­тания детей дошкольного возраста с наруше­ниями интеллекта // Дефектология, № 6.
  10. Лубовский В.И. «Врастание в культуру» ре­бенка с нарушениями развития // Культурно­историческая психология. 2006. № 3. С. 3–7.
  11. Лубовский В.И. Общие и специфические за­кономерности развития психики аномальных де­тей // Дефектология. 1971. № 6. C. 15–19.
  12. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психоло­гическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 5. С. 61–66. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/ Lubovskiy.phtml (дата обращения: 03.08.2015).
  13. Слепович Е.С. Игровая деятельность до­школьников с задержкой психического разви­тия. М.: Педагогика, 1990. 96 с.
  14. Смирнова Е.О. Игра в современном до­школьном образовании [Электронный ре­сурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/ psyedu_ru/2013/n3/62459.shtml (дата обращения: 03.08.2015).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика